Кабмин вновь меняет таможенную политику в отношении импорта морских контейнеров, отменяя свое прошлогоднее постановление о выносе оформления грузов за пределы государственных портов. Это упростит таможенные процедуры для грузовладельцев, а частным компаниям, пролоббировавшим ранее перенос растаможки на свои терминалы, даст время на подготовку для этого необходимой инфраструктуры.

Вчера на сайте Минтранса появился проект постановления Кабмина о внесении изменений в порядок таможенного контроля водных транспортных средств в пунктах пропуска через госграницу. Суть этих корректировок заключается в отмене введенного ранее требования к грузовладельцам проходить все процедуры госконтроля при проведении экспортно-импортных операций на внепортовых грузовых таможенных комплексах. Принятое в марте 2009 г. действующее постановление предполагало переход на новый порядок с 1 января 2010 г.

Однако, по словам участников рынка, этот переход был осуществлен лишь формально, поскольку инфраструктура так называемых "сухих портов", на территорию которых предполагалось вынести все таможенные процедуры, оказалась не готова к выполнению возложенных на нее функций.

"В то время мы поддержали инициативу Минтранса о выносе таможенных процедур за территорию порта, поскольку рассчитывали, что к 1 января уже будет введен в эксплуатацию наш комплекс "Сухой порт". Однако пока его запуск откладывается, поэтому целесообразно разрешить оформление контейнеров в порту до готовности таможенного терминала",— говорит замначальника Одесского порта Юрий Васьков. Напомним, "Сухой порт" — один из приоритетных проектов ОМТП, представляющий собой проект мультимодального логистического комплекса с контейнерной, складской и обслуживающей составляющими.

"Сухой порт" предполагает взаимодействие с морским, автомобильным и железнодорожным видами транспорта. По словам господина Васькова, ситуация поменялась из-за кризиса. Ранее гавани были перегружены и длительность процедур контроля создавала неудобства для грузовладельцев, которые несли убытки от временных потерь. "Тем не менее стратегически порт должен быть освобожден от функций пункта пропуска, поскольку его задача — только перевалка и хранение груза",— считает собеседник "i".

Несвоевременность своего прошлогоднего решения признают и чиновники Минтранссвязи. "В условиях резкого падения контейнерных потоков с конца 2008-го по 2009 г. определенные положения данного нормативного документа являются неприемлемыми",— говорится в объяснительной записке к законопроекту.

В частности, констатируется, что задача создания полноценных внепортовых терминалов требует значительных временных ресурсов и активных капиталовложений, изыскание которых особо затруднено в период экономического кризиса. Более того, разработчики акта указывают на ограничение коммерческой свободы субъектов ВЭД вследствие принятия прошлогоднего постановления. А это чревато, замечают они, утратой существующих грузопотоков, которые могут переориентироваться на альтернативные пути доставки.

Все эти бесспорные аргументы вызывают у экспертов лишь вопрос о том, что не дало чиновникам разглядеть экономический кризис в марте прошлого года, учитывая, что, по итогам февраля 2009-го, падение контейнеропотоков к сопоставимому периоду 2008-го составило 65% в измерении TEU.

У участников рынка есть свое мнение на этот счет: они полагают, что "разгрузку" портов пролоббировали частные компании, которые в период подъема экономики рассчитывали занять теплое местечко и стать монополистами в нише предоставления портовых логистических услуг.

"Не секрет, что многие внепортовые терминалы — это частный бизнес, и направление административными методами туда грузопотоков определенно сказалось бы на благополучии этих фирм",— говорит один из таможенных брокеров. Среди компаний, которые предоставляют подобные услуги, можно назвать ЗАО "Ильичевсквнештранс", ООО "Бонд", ЗАО "АвтоЗАЗ" и другие. Заметим, что, по информации брокеров, переход из госпортов на частные терминалы повлек увеличение стоимости перевалки на $150-200 с одного контейнера, или до 80%.

Если новое постановление будет принято, грузовладельцы получат возможность производить оформление груза на свое усмотрение — либо на территории порта, либо на частном терминале. "При привлечении грузовладельца нужно иметь в виду, что для него важны два фактора. Первый — это возможность выбора; второй, вытекающий из предыдущего,— наличие конкуренции на рынке услуг, что повышает их качество",— резюмирует директор контейнерного терминала ООО "ТИС" Андрей Кузьменко.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, Google+, Facebook, Instagram.

Теги: таможня законопроект порт
Источник: Экономические известия Просмотров: 1820