Следуя рекомендациям Европейской Комиссии, с перспективой либерализации визового режима Украины в ЕС, был подписан закон № 1261-VII "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере государственной антикоррупционной политики в связи с выполнением плана действий по либерализации Европейским Союзом визового режима для Украины" от 13.05.2014 (далее – "Закон"). Давайте попробуем разобраться, к чему готовиться субъектам украинского бизнеса в рамках данного закона.

Элина Палий, юрист, EBS

Закон значительно ужесточил санкции за уголовные коррупционные правонарушения, расширил круг ответственных лиц. Усилил внешний контроль над декларированием имущества, доходов и обязательств финансового характера, а за указание недостоверных данных в декларациях - нарушителям грозит административная и дисциплинарная ответственность.

Изменения коснулись и субъектов, которые могут быть притянуты к ответственности по коррупционным правонарушениям. Отныне, чтобы нести уголовную ответственность за получение взятки достаточно просто работать на фирме по контракту, быть служебным лицом не обязательно (ст. 354 Уголовный Кодекс Украины, далее - "УКУ"). Что же касается иностранцев и лиц без гражданства, постоянно не проживающих на территории Украины, им достаточно быть соучастниками в коррупционном уголовном правонарушении, совершенном за пределами её территории. При этом характер такого преступления не обязательно должен быть тяжким или особо тяжким.

Читайте также:

Достаточным поводом для применения уголовных санкций считается деятельность уполномоченного фирмой лица по предотвращению коррупции "не обеспечившего" или "не достаточно обеспечившего" исполнение своих обязанностей. При этом в тексте закона перечня таких "обязанностей" нет. Стоит полагать, что законодатель возложил на предприятие обязанность самостоятельно, руководствуясь новой статьей 14-1 закона "О принципах предотвращения и противодействия коррупции", установить правила и процедуры по выявлению и предотвращению коррупции. Например, можно позаимствовать опыт западных фирм, и создать общеобязательные для всех сотрудников и работников по контракту антикоррупционные положения, тренинги. Для разъяснения непонятных ситуаций касательно коррупции - создать специальный комитет (или уполномочить сотрудника) из подразделения HR.

Закон установил две категории, влекущие уголовную ответственность - "предложение" и "обещание". Предложение выражает намерение о предоставлении неправомерной выгоды. Обещание, в свою очередь, помимо выражения намерения, ещё уведомляет конкретно о способе предоставления неправомерной выгоды. Следовательно, предприятию стоит быть внимательным в своих "предложениях" и "обещаниях", дабы не вызвать подозрений как у правоохранительных органов, так и у лиц, которые могут привлечь внимание таких органов. Тем более, для лиц, уведомляющих о коррупционных правонарушениях (обличителей) закон установил дополнительные гарантии, такие как анонимный порядок уведомления, дополнительная защита со стороны государства. В случае судебного разбирательства, бремя доказывания возложено не на обличителя, а на ответчика.

Стоит отметить, что уголовная ответственность за коррупционные правонарушения наступает не только за фактически совершенное преступление -  получение неправомерной выгоды в интересах юридического лица, а за действия, которые привели к получению юридическим лицом неправомерной выгоды. Установлен новый порядок расчета штрафа – в двукратном размере от незаконно полученного дохода, или  штраф в размере от 50 тысяч до 75 тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан в случае, если неправомерная выгода не была получена либо ее размер невозможно определить (97-7 УКУ).

Изменения коснулось и порядка применения судами специальной конфискации (изъятие в пользу государства денег и другого имущества в случае совершения коррупционного правонарушения ст. 354, ст. 364-1, 365-2, 368-369 УКУ). Имущество будет конфисковано, даже если такой нарушитель не подлежит уголовной ответственности (не достиг возраста) либо освобожден от нее (кроме освобождения в связи с истечением сроков давности).

Формально закон выполнил поставленные цели – законодательно закрепил требования ЕС. Каким же будет его влияние на бизнес? Многое зависит, прежде всего, от самой фирмы. Возможно, стоит обратиться к опыту развитых зарубежных стран в отношении антикоррупционной политики и попробовать аналогично применить к своей компании. Если на западе сработало эффективно, не исключено, что со временем сработает и в Украине.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: бизнес закон коррупция антикоррупционный закон
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 2200