Проблема шин, которым не страшны проколы уже давно волнует автомобилистов и частичное ее решение уже найдено. Возможно ли распространить этот опыт на другие части авто — например, корпус или даже бензобак?

Как известно, автомобилисты давно уже используют камеры, обладающие способностью самостоятельно ликвидировать небольшие отверстия. Для реализации подобных бизнес-идей отработаны уже различные технологические решения, однако ни одно из них не представляется идеальным.

В то же время полностью отказаться от полых (с воздушным наполнением) покрышек для автомобилей массового выпуска пока не представляется возможным — ни с технической, ни (тем более) экономической стороны.

Например, технология компании DuraSeal предусматривает "встроенную" в покрышку емкость с герметиком, за счет которого проколотая шина функционирует как нормальная, пока водитель не доберется до сервисного центра.

По словам разработчиков, согласно результатам тестов шины с такой технологией служат в шесть раз дольше, чем обычные покрышки для грузовиков. Похожий на гель состав заливается во внутренний слой шины и должен мгновенно и постоянно "лечить" проколы шины размером до 6,3 мм. Пока новая технология будет применяться на шинах для грузовых автомобилей, а в случае успешных результатов этот опыт предполагается распространить и на легковые авто.

А вот компания Continental для решения сходных проблем предложила покрышки, заполненные в нутри специальным вязким материалом, который при проколе шины предметом немедленно заполняет образовавшееся отверстие диаметром до 5,0 миллиметров.

Основным отличием их разработки от других шин, не боящихся проколов и созданных по технологии Run-Flat, в том, что ContiSeal при повреждениях не спускают, а любые порезы "затягиваются" самостоятельно.

Ободренные подобными успехами ученые задумались: а нельзя ли применить нечто подобное и в более широких масштабах и не только на автотранспорте? Американские инженеры, например считают, что в скором времени можно будет использовать для этого специальный материал, применяемый сегодня для придания необходимой упругости мячам для игры в гольф.

Неизвестно, кто и в каком состоянии впервые произвел экспериментальные исследования (проще говоря – попытался расстрелять пару-тройку мячей для гольфа), но вдруг оказалось, что материал, которым обычно покрывают их (а еще – шары для боулинга и некоторые модели велосипедных шлемов) при попадании пули мгновенно "съеживается", затягивая пулевое отверстие.

Теперь же, после испытания на прочность, проведенных, очевидно, веселыми игроками в гольф, серьезные ученые пытаются выяснить, почему же полимер обладает такими уникальными способностями к "самолечению" и надеются в один прекрасный день найти практическое применение этому свойству – например, предотвращать утечку топлива из баков, восстанавливать детали корпуса после аварийной деформации и т.д.

Теоретическим исследованиям сопутствует опять-таки расстрел пробных образцов материала, правда на сей раз он проводится по-научному. Таким образом проверяют, как воздействуют различные типы пуль на 1,5-мм лист полимера под названием Surlyn, производством которого занимается компания DuPont. В результате проведенных экспериментов было отмечено, что наиболее успешно "лечатся" сравнительно небольшие отверстия, образующиеся после попадания остроконечных пуль небольшого (5,6 мм) калибра, в то время как боеприпасы большего калибра буквально выбивают в образце полимера настоящие дыры.

Специалисты предполагают, что способность материала к "самолечению" в значительной мере зависит от температуры, до которой нагревается его участок в месте попадания пули, а поскольку пули, имеющие большую скорость, как обладают и большей кинетической энергией, то и "раны" от них "заживают" успешнее.

Что же касается физико-химической сути явления, то, по утверждениям исследователей, температура плавления Surlyn в значительной степени зависит от содержания в нем полиэтиленовых молекулярных цепей и мета-акриловых кислот. Руководитель проекта даже сравнил их с "клубком спагетти, которые тем плотнее прилегают друг к другу, чем больше полимер разогревается".

Правда радоваться пока рано – пройдет еще много времени (и будет потрачено еще немало солидных инвестиций) прежде, чем сегодняшняя продукция компании DuPont сможет широко использоваться в качестве "антиаварийного" материала — как в мирных целях (авто, самолеты), так и для боевой техники.

Дело в том, что полимер, который более или менее успешно противостоит нажимным и ударным нагрузкам (от колющих и режущих предметов до ударов пуль), частично растворяется при непосредственном контакте с топливом, что, согласитесь, неприятно – особенно если учесть, что именно топливные баки должны в первую очередь стать объектом расширения зоны применения нового "целительного" материала.

В настоящее время американские инженеры пытаются решить возникшую проблему двумя способами: создать устойчивый к химическому воздействию бензина и керосина вариант Surlyn или приспособить для "самолечения" отверстий и микротрещин хорошо известный материал уретан, на который топливо (даже авиационное и ракетное) не оказывает разрушающего действия.

Зато в случае успеха авто- и самолетостроительная индустрия будет щедро вознаграждена: с введением в массовую эксплуатацию самовосстанавливающегося материала отпадет необходимость в использовании многослойной защиты топливных баков и других жизненно важных частей автомобилей и летательных аппаратов, что существенно повысит не только их маневренные характеристики, но и полезную нагрузку.

Теги: авто свой бизнес
Источник: intercredit.com.ua Просмотров: 3728