Мобильный игры уже давно перестали быть просто приложениями. Это целые захватывающие истории и миры, ориентированные на самую разную аудиторию. Тем не менее, несмотря на развлекательный характер продукта, процесс разработки игр для мобильных платформ весьма кропотлив и требует значительных временных затрат. О том, как создаются мобильные игры в нашей стране и о тонкостях развития бизнеса в данном направлении, мы поговорили с директором одной из крупнейших украинских компаний-разработчиков мобильных игр Nravo Андреем Табачиным (на фото).


UBR.ua: Андрей, Вы являетесь директором компании Nravo – одного из крупнейших разработчиков мобильных игр в Украине. Расскажите, почему был выбран именно рынок мобильных приложений?

- Еще в студенческие годы, мы с друзьями придумывали игры, с которыми принимали участие в студенческих конкурсах.  Потом я проработал более 10 лет в аутсорсинге. Поэтому, когда я созрел до открытия собственного дела, решил вернуться к детской мечте — созданию игр.

UBR.ua: Nravo создана в 2010 году. С чего начиналась компания? Каким был начальный штат сотрудников? Какой продукт был выпущен первым и каким был процесс его разработки?

-  Так сложилось, что во Львове почти все IT-шники работают в аутсорсинге. Никто не хочет рисковать и создавать собственный продукт — это дорого, долго и непредсказуемо. Но лично мне после аутсорсинга очень хотелось найти новый вызов, новую действительно интересную задачу.

Игры и передовые технологии меня привлекали всегда. После долгих поисков того, что мне интересно, технологически я остановился на Ruby on Rails. Я понимал, что для качественного изучения нужна задача, желательно, не очень сложная. Поэтому я решил делать WAP игры, думая, что это просто. Прозрение наступило через пол года после запуска первой примитивной версии игры "Викинги". Мы осознал, что игры — это сложно. Наши игры — это виртуальные миры, маленькие социальные сети. Каждая со своими правилами, культурой и обществом. Нужно постоянно думать не только о функциональности игры и технологии, а также и о культурных особенностях игроков в конкретной игре. О таких нюансах мы даже не задумывались, когда начинали. Поэтому пришлось учиться на собственных ошибках в процессе разработки.

UBR.ua: Сколько мобильных игр компания выпустила на сегодняшний день? Какова их основная направленность? 

-  На сегодняшний день у нас около 100 сотрудников и мы выпустили уже 18 игр. У нас 3 основных направления. Первое — игры для старых мобильных телефонов (технологически – это web-проекты), второе — игры под устройств на Android, iOS и Windows Phone (тут технологии уже Unity и Xamarin) и третье — игры под социальные сети (Flash, HTML5).

Разработка игр в нише недорогих старых телефонов — это смелое решение. Все считали это направление неперспективным, но мы нашли свой "Голубой океан" и решили монетизировать этот сегмент. Что нам успешно удалось.

В то же время, мы активно разрабатываем игры для IOS и Android устройств. Тут очень успешно запустились такие игры как "Lightomania" и "Give my ball back". Мы активно работаем над расширением спектра наших игр и выходом на новые площадки. Недавно вышла в бета тест социальная гоночная игра на VK, также скоро мы планируем запуск мобильной 3D RPG под Android, написанной на Unity и социальной HTML5 игры.

Помимо игровых проектов, мы решили заняться развивающими детскими играми. Наш дочерний проект Nravo Kids  разработал отличную игру для детей от 1 до 3 лет “Хто у горах?”. Это первая украинская обучающая игра в этой механике такого качества. Мы создавали его совместно с украинскими матерями и их детьми, приглашая их на тестирование продукта и постоянно получая обратную связь. Украинская версия игры является абсолютно бесплатной, поэтому рекомендую ее всем молодым мамам. Сейчас проект Nravo Kids ведет моя жена Наталья Табачин, успешная мама двух наших детей. Мы только начали путь по созданию украинского контента для детей, впереди очень много работы и мы готовы к этому. Уже скоро выйдут новые интересные продукты.

Мы очень хотели создать продукт, который будет ментально близок нашим детям. Увы, сегодня на рынке нет подобного отечественного продукта и дети играют в игры, которые ориентированы на культурные ценности других стран. Наша цель — создать развивающие игры, близкие нашим детям, показывать им наши ценности, нашу природу, учить наши песни, традиции и культуру.

UBR.ua: Офисы Вашей компании, согласно данным официального сайта, расположены в Чикаго и Львове? Трудно ли координировать работу персонала, учитывая разницу во времени и прочие факторы?

- В интернет-бизнесе работа в разных часовых поясах является нормальной практикой. На самом деле, наши сотрудники не имеют фиксированного рабочего дня.. Они приходят на работу когда им удобно, в рамках здравого смысла. Для меня главное, чтобы они горели тем, что делают, а я, в свою очередь, стараюсь создать им для этого все условия. Мы ищем лучших специалистов, тех, кому интересно делать что-то новое, красивое и то, что действительно будет интересно людям. Мы создали для них все условия для творческого вдохновения. Я считаю, что создавать классный продукт может только действительно увлеченный человек. Обмениваясь позитивом, мы создаем захватывающие игры, которые цепляют наших игроков и дарят им позитивные эмоции.

UBR.ua: Какова целевая аудитория Nravo? Опишите, пожалуйста, среднестатистического пользователя мобильных игр в Украине. Кто это, чаще всего – школьники, студенты, представители средней возрастной категории?

-  Целевая аудитория наших игр – в основном, это школьники и студенты. Хотя, с другой стороны, для игр на мобильных с wap-соединением характерны мужчины после 30-35 лет. Также, с появлением развивающей детской игры "Хто у горах", в ряды наших игроков активно вливаются и молодые мамы с детьми от 1 до 3 лет.

UBR.ua: Какие планы у Nravo на будущее? Планируется ли выход на новые рынки?

-  Первые наши шаги были на рынок СНГ. Сейчас, имея тут весомый процент аудитории, мы активно выходим и на глобальный рынок, где уже успешно присутствуем двумя проектами: "Lightomania", "Give my ball back". Еще 3-4 проекта выйдут на радость публике в 2015 году.
Кроме этого, сейчас мы запускаем и ряд проектов для весьма экзотических стран, в частности для Южно-Африканской Республики.

Читайте также:

UBR.ua: Андрей, как в целом Вы можете охарактеризовать нынешний мобильный рынок в Украине и мире – какие его основные тенденции и перспективы? Какие, на Ваш взгляд, направления в ближайшее время утратят популярность, а какие, наоборот, привлекут внимание аудитории? 

-  В целом, в Украине в связи со всеми последними событиями наблюдается падение продаж как обычных телефонов, так и смартфонов. По сравнению с прошлым годом, падение составляет до 35%.  Тем не менее, в ближайшем будущем смартфоны заполонят весь мир. По состоянию на июль 2014 года, в мире используется более 1 750 000 000 "умных телефонов". Также, особенно активно сейчас растет рынок доступных китайских гаджетов.

Более того, по мнению экспертов — около 40% используемых телефонов в 2017 году будут именно смартфоны.  Соответственно,  создание контента для них является очень перспективным направлением.

Что касается проблем развития мобильного рынка Украины, то главная проблема в том, что у нас пока очень слабо развита культура покупок в интернете. В отличие от западных стран, где все оплачивают покупки карточками, в Украине очень малый процент населения активно пользуется кредитками. В итоге, рынка электронного контента в Украине фактически не существует.

UBR.ua: Какие платформы для мобильных игр и приложений сегодня являются самыми востребованными, а в будущем, на Ваш взгляд, станут наиболее перспективными – Android, iOS или Windows Phone?

-  Без сомнения в СНГ уверенно лидирует Android и я не вижу предпосылок для изменения этой тенденции. Без резкого повышения платежеспособности жителей региона, iOS будет очень сложно конкурировать.

UBR.ua: Какие стартапы, разработки или компании в сфере мобильных приложений привлекли Ваше внимание в последнее время? Почему?

-  Из недавних приложений — больше всего понравилось приложение благотворительного фонда "Таблеточки", которое позволяет собирать деньги для больных раком крови пациентов "Охмадет". Я и моя команда недавно приняли участие в знаменитом флешмобе IceBucketChallenge и внесли свой взнос для этого благотворительного фонда.

За последний год меня очень впечатлили достижения украинских ребят, которые создали Petcube, iblazr и LaMetric. Как показал их успешный опыт сбора средств на Kickstarter, у украинских разработчиков есть огромный потенциал.

Судя по этим событиям, открываются новые горизонты для "умных" физических игр. Вынос игрового опыта с виртуальной плоскости в реальную меня очень вдохновляет и я вижу в этом огромные перспективы. Пример первых шагов в этом направлении - это успех игры: "Heads Up!"

UBR.ua:  Какой, по Вашему мнению, должна быть мобильная игра, чтобы моментально занять место в топах загрузок?

-  Такого рецепта, увы, не существует. И что интересно, успех игры абсолютно не зависит от  размера маркетингового бюджета.

В наше время существуют сотни тысяч игр на любой вкус. Соответственно, тебе, как создателю игры необходимо конкурировать за время игрока. Твой продукт должен чем-то удивить: новой механикой, стилем, графикой. Удивлять становится все сложнее и сложнее.
Наличие твоих игр в топ-рейтинге загрузок еще не означает, что ты на вершине мира. Ведь успех в игровой индустрии зависит, в первую очередь, от того, смог ли ты удержать нового игрока в своем виртуальном мире, сколько он будет в нее играть, пригласит ли он друзей и сколько будет платить за улучшение своих параметров в игре.

UBR.ua: Андрей, напоследок, посоветуйте начинающим компаниям – разработчикам мобильных игр или приложений и их командам, с чего стоит начинать запуск своего проекта, как его продвигать и привлекать клиентов? Какие трудности могут возникать и как с ними бороться?

Не существует универсального рецепта создания успешных игр. Начинающие компании должны быть готовыми к тому, что "выстрелит" не первая созданная ими игра, а например - десятая. Поэтому я бы советовал создавать игры маленькими командами до 5-ти человек и с небольшими бюджетами. Это очень рискованный и высококонкурентный рынок. Ищите свою нишу, в которой вы сможете быть особенными — свой "Голубой океан". Думайте о пользователе. Он должен иметь веские причины тратить свое время на вашу игру, а не что-либо. иное.

А если кто-то из коллег захочет узнать еще какие-то инсайдерские секреты, то с удовольствием поделимся ими на наших хакатонах, которые мы проводим сейчас во Львове и на которые с удовольствием приглашаем коллег со всей Украины.
От повышения профессионального уровня разработчиков выиграет как весь рынок, так и конечный потребитель – Игрок.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: истории успеха разработка мобильные приложения мобильные игры nravo андрей табачин экспресс-интервью с профессионалом
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 4272