Мобильные приложения самой различной направленности сегодня приобретают все большую популярность среди пользователей, а тенденции развития мобильного рынка становятся объектом внимания. Однако, сфера разработки приложений, несмотря на свою распространенность и востребованность, имеет достаточное количество вопросов. Наш сегодняшний гость – руководитель компании DevRain Solutions Александр Краковецкий (на фото) – ответил на некоторые из них и рассказал, как развивается украинский мобильный рынок, и на какие продукты имеется повышенный спрос. А еще Александр поделился с нами основным секретом профессионального разработчика мобильных приложений.

UBR.ua: Александр, опишите, пожалуйста, современный рынок мобильных приложений в Украине? Как активно он развивается и какие тенденции демонстрирует?

- Рынок мобильных приложений в Украине на сегодняшний момент находится на этапе формирования. Давайте рассмотрим его основные составляющие.

Разработчиков мобильных приложений у нас много, и они довольно-таки высокого качества. Компаний, которые предоставляют услуги по разработке мобильных приложений, также очень много.

Инфраструктура. Отсутствие 3G/4G сетей, а значит, и быстрого недорогого мобильного 24/7 интернета, не позволяет использовать большинство сервисов, требующих постоянного выхода в интернет. Из-за этого большинство ориентированных на Украину приложений должны иметь полноценный офлайн режим (если сценарий использования вообще это позволяет) и кэширование данных, что значительно увеличивает стоимость разработки приложений. Сейчас вопрос с 3G/4G в поле зрения правительства, поэтому надеемся, что скоро эта проблема станет неактуальной.

Уровень проникновения смартфонов на сегодняшний момент не очень большой – около 20%, но хорошая новость в том, что рынок растет где-то на 50% в год. Еще один сдерживающий фактор – низкая сумма беспошлинного ввоза, которая составляет всего 150 евро, что снижает спрос на заказ техники через ebay и другие онлайновые магазины. В Украине же смартфоны часто продаются по завышенным ценам и попадают на прилавки через некоторое время после официальных запусков.

Рынок. Украинский ИТ – это, в основном, аутсорсинг, а зарплаты на рынке диктуют компании из Израиля, США и европейских стран. Поэтому отечественные компании часто не могут позволить себе разработку мобильных приложений из-за её дороговизны. К тому же и местные разработчики не сильно горят желанием работать с локальным бизнесом, предпочитая более денежных и технично грамотных зарубежных заказчиков. Еще один момент: украинцы, в большинстве своём, не привыкли платить за цифровой контент – музыку, фильмы, подписки на сервисы (если это не ТВ), поэтому заработать на продаже мобильных приложений, ориентированных только на украинский рынок, очень сложно.

Бизнес. Банки и мобильные операторы переносят (хотя и не очень активно) часть своих сервисов на мобильные платформы. Но в то же время, они не спешат внедрять электронные деньги, системы перевода денег и оплаты с помощью NFC, QR-кодов и других технологий, а это, в свою очередь, тормозит развитие рынка электронных платежей с помощью смартфонов. Добавлю, что официальные приложения известных компаний не всегда высокого качества и часто сделаны "для галочки". Мне кажется, что локальный бизнес не очень верит в силу мобильных приложений и не понимает всех возможностей, которые им доступны. Сколько вы видели билбордов с рекламой мобильных приложений?

Вендоры. Если говорить о мобильных вендорах – Google, Apple, Samsung, HTC, то с украинским локальным бизнесом и разработчиками наладила диалог только компания Microsoft, остальные компании ограничиваются рекламой своей продукции и проведением конкурсов в социальных сетях. Но это во многом объясняется тем, что мобильные платформы от Microsoft, хоть и демонстрируют постоянный рост, но всё же уступают по популярности iOS/Android.

Законодательство. Пробелы в законодательной базе, в частности, с выводом заработанных разработчиками денег через магазины приложений, делает этот процесс не простым для независимых (инди) разработчиков. Понятно, что есть множество способов обойти эти ограничения, но, опять-таки, эта ситуация не способствует развитию рынка.

Но, несмотря на это, рынок развивается, заказчики всё чаще присматриваются к мобильным технологиям, а большинство новых проектов ориентированы именно на мобильных пользователей.

UBR.ua: Какие платформы для мобильных приложений пользуются наибольшим спросом в мире в целом и в Украине – в частности? Каков примерный процент распределения пользователей между этими платформами?

-  На сегодняшний момент в мире есть два безоговорочных лидера – это платформы iOS и Android. На третьей позиции – Windows Phone (и Windows 8 для планшетов). В разных странах рыночная доля этих систем разная, но преимущество Android очевидно (по последним данным Android занимает около 85% мирового рынка).

В Европе и, в частности, в Украине достаточно распространены смартфоны на платформе Windows Phone (около 8%, в то время как в мире – около 3,5%), но до мирового господства этой системе еще далеко. Еще одной особенностью нашего рынка является тот факт, что у нас по-прежнему множество телефонов на платформе Symbian, но их доля постепенно снижается.

Нужно добавить, что рыночные доли, прибыль и другие показатели меняются очень быстро – буквально каждый месяц, поэтому говорить что-то наверняка очень сложно. Например, еще полгода назад с точки зрения прибыли iOS была на первом месте, сейчас же многие выбирают Android в качестве первой платформы.

UBR.ua: Какие сферы и направления мобильных приложений показывают наибольший уровень спроса? Это развлекательные приложения, агрегаторы новостей или что-то другое?

- Традиционно во всем мире (и мы не являемся исключением) пользуются популярностью игры и развлекательные приложения. Мега популярными также являются мессенджеры – Skype, WhatsApp, Viber, IM+, социальные сервисы Facebook, 4sq, Twitter, ВКонтакте и т.д. За ними идут новостные приложения, погода, картографические сервисы.

Если же говорить о трендах, то сейчас набирают популярность приложения для фитнеса и здорового способа жизни, финансовые сервисы, приложения для заказа такси и доставки еды.

UBR.ua: Какие разработки и стартапы в сфере мобильных приложений привлекли Ваше внимание в последнее время? Почему?

- В последнее время я выступаю апологетом развития мобильных сервисов и приложений социального характера, банковских и финансовых приложений, а также приложений в области электронного правительства и ЖКХ.

Если же говорить об общемировых трендах, то слежу на такими областями, как здравоохранение, электронные деньги, разработка приложений для автомобилей, интернет вещей.

Выделить что-то конкретное очень сложно, потому что практически все новые стартапы так или иначе связаны с мобильными технологиями. Но нужно понимать, что мобильные технологии – не цель, а средство для предоставления качественно новых сервисов и улучшение удобства использования существующих. Поэтому успех, например, Uber или GetTaxi невозможен без "офлайновой" составляющей.

Отдельно нужно выделать развитие "железячных" стартапов, большинство из которых становятся популярными с помощью краудфандинговой платформы Kickstarter. Здесь мобильные устройства выступают отличным дополнением к различным датчикам, "умным часам" или стают заменой медицинских специализированных устройств.

Читайте также:

UBR.ua: Александр, Вы являетесь основателем компании-разработчика мобильных и веб-решений DevRain Solutions? Расскажите немного об истории создания компании? Как DevRain Solutions стала партнером Microsoft?

- Когда мы с коллегой Михаилом Галушко основали DevRain Solutions, компания Microsoft анонсировала скорый выход своей мобильной платформы Windows Phone, поэтому, имея опыт работы в мобильной сфере, знание технологий Microsoft, а также отсутствие конкуренции в этой области, было принято решение сфокусироваться именно на этой платформе. Сейчас, естественно, мы уже расширили список предоставляемых сервисов и поддерживаемых платформ.

Первым стало Windows 8 приложение для популярного сервиса знакомств Mamba, дальше были различные проекты для российских, украинских, американских, белорусских, канадских и европейских брендов и заказчиков.

Параллельно мы развиваем собственный стартап для новостных изданий - WP7PUBLISH.com, с помощью которого новостное агентство или сайт за небольшие деньги может создать собственное приложение для платформы Windows Phone без знания программирования.

Что касается партнерства с Microsoft, то здесь всё просто – любая компания, которая разрабатывает приложения или сервисы на технологиях Microsoft, может стать их партнером. Для стартапов у Microsoft есть программа поддержки под названием BizSpark, куда нас также приняли. С тех пор мы сотрудничаем по разных проектам, а в 2012 году выиграли в конкурсе партнеров Microsoft Украина в номинации "Лидер в реализации мобильных сценариев на платформе Windows Phone 8".

UBR.ua: Кто сегодня является основным заказчиком разработки мобильных приложений – это крупные компании, представители малого и среднего бизнеса, ритейлеры, Интернет-ресурсы?

- Проанализировав всех наших заказчиков – как текущих, так и потенциальных, мы пришли к выводу, что какой-то закономерности нет. К нам приходит как большой, так и малый бизнес, ритейлеры, новостные издания, стартапы.

Главный критерий, по которому к нам приходят заказчики – понимание, зачем им нужны мобильные приложения. Это может  быть получение дополнительной прибыли, увеличение узнаваемости или лояльности. Обычно мы стараемся отказываться от проектов, если заказчик не понимает, зачем ему нужны мобильные приложения.

UBR.ua:  Расскажите, пожалуйста, вкратце, из каких этапов состоит процесс создания мобильного приложения? Какие наиболее типичные ошибки могут быть допущены в процессе реализации каждого из них? Каковы возможные схемы монетизации мобильного приложения?

- Этап разработки состоит из таких этапов:

  • проектирование UX/UI. Основной упор делается на юзабилити или удобство использования, а также на следования т.н. гайдлайнов – рекомендаций и правил, которые устанавливают вендоры – Google, Apple или Microsoft;
  • разработка дизайна приложения – графических элементов, иконок, градиентов, фоновых изображений;
  • разработка прототипа – упрощенного варианта приложения. На этом этапе можно протестировать на реальных сценариях работу приложения, найти проблемы проектирования, утрясти все "непонятки" с дизайном и функциональностью. Прототипы могут быть статичными – набор экранов или динамическими – с переходами, анимацией и реальными сценариями;
  • собственно, разработка и тестирование приложения;
  • интеграция с возможностями системы – например, интеграция с экраном блокировки, использование датчиков GPS, компаса, гидрометра, акселерометра, NFC, "живые плитки" для Windows Phone и т.д.
  • публикация в магазине приложений (Apple AppStore, Google Play, Windows Phone Store и других);
  • продвижение и маркетинг приложения.

Если же говорить о типичных ошибках при проектировании и разработке приложений, то они такие:

  • игнорирование заказчиками гайдлайнов конкретной мобильной системы, а также этапа проектирования, из-за чего очень сильно страдает юзабилити приложения. В итоге приложение есть, а никто им не пользуется. Очень часто владельцы iOS/Android приложения хотят, чтобы приложения для Windows Phone было таким же, и наша первоочередная задача – убедить заказчика, что этого нельзя ни в коем случае делать. Проектирование должно происходить под конкретную платформу, так как каждая платформа имеет свои уникальные особенности;
  • непонимание того факта, что разработка – это всего полдела. После того, как приложение разработано и опубликовано в магазине приложений, оно нуждается в поддержке, доработках, а также в маркетинге. В противном случае, эффект от публикации приложения может не оправдать ожиданий.

Вопрос монетизации достаточно сложен, но в общем, есть такие способы, как внедрение рекламы в мобильные приложения; встроенные покупки (in-app purchases) за какую-то дополнительную функциональность; собственно, продажа самого приложения, а также продажа подписок (например, для журналов или сервисов предоставления доступа к цифровому контенту). Для игр самым популярным способом является free-to-play - базовые уровни бесплатно, дальше - за деньги. Но к вопросу монетизации надо подходить очень ответственно, часто нужно комбинировать несколько методов.

UBR.ua: Напоследок, дайте, пожалуйста, нашим читателям несколько советов о том, как стать профессиональным разработчиком мобильных приложений? Как создавать портфолио и искать первых клиентов? На что обращать особое внимание?

-  Для того, чтобы заполнить портфолио, мы разработали несколько собственных приложений, что помогло нам найти первых клиентов. Кроме того, очень важно понимать, чем ваши услуги отличаются от услуг других компаний. Если компания не сможет за 10 секунд объяснить, в чем её преимущество, то вряд ли она сможет получить много заказов.

Еще очень важно быть честным с заказчиками: например, если у нас нет нужной экспертизы, мы считаем своим долгом отказаться от проекта и посоветовать другую компанию. Да, денег мы не заработаем в конкретно этом случае, но зато получим лояльного заказчика в будущем.

А чтобы стать профессиональным разработчиком мобильным приложений, секрет прост: разработайте и опубликуйте два десятка мобильных приложений.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: александр краковецкий экспресс-интервью devrain solutions
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 5798