Сегодня электронная коммерция в стране остается чуть ли не единственной отраслью, которая продолжает расти. Хотя в этом году это происходит не такими галопирующими темпами как, например, еще пару лет назад. Судя по итогам прошлого года и промежуточным результатам текущего, рост отрасли заметно сократился, но стал стабильным - 20-25% в год. Какие же тенденции в электронной коммерции Украины выделяются наиболее сильно?

Материал специально для UBR.UA подготовил Алексей Филановский, директор по маркетингу всеукраинского торгового центра в интернете Prom.ua.

Тренд #1. Все больше компаний малого и среднего бизнеса открывают свои торговые точки в интернете.

 Только на торговой площадке Prom.ua, с июня 2014 г. по июнь 2015 г. на 49% (или до 503 тысяч) увеличилось число компаний, которые стали заниматься онлайн-продажами на постоянной основе. За тот же период в 3,6 раза (до 34,6 млн. товаров и услуг) увеличился онлайн-ассортимент малого и среднего бизнеса.

При этом, в первом полугодии 2015 года онлайн-торговцы получили почти в 2 раза (или на 99,2%) больше заказов, чем за тот же период 2014 года.

Тренд #2. В Уанете активно развивается "малый e-commerce", а его доля на рынке электронной коммерции страны растет год от года

Так, за первую половину текущего года совокупный товарооборот (или GMV, Gross Merchandise Volume) интернет-магазинов малого e-Commerce на торговой площадке Prom.ua составил 2,2 млрд гривен.

Тренд #3. Растет влияние и доля мобильных устройств в онлайн-продажах.

Более чем в 2,3 раза выросла доля посетителей с мобильных устройств. При этом, за полгода украинцы сделали более 262 тыс. заказов с мобильных устройств на общую сумму более 176 млн. гривен.

Однако, несмотря на эту тенденцию, по нашей оценке, на начало 2015 года только около 2% интернет-магазинов в Украине обладают мобильной версией сайта для покупок или мобильным приложением для управления интернет-магазином. В таких интернет-магазинах конверсия в заказы2 в 3 раза выше, а число просмотров страниц почти в 1,5 больше, чем в магазинах без мобильной версии. И на сегодня 31% компаний уже пользуются мобильными версиями своих сайтов.

Тренд #4. Украинцы делают все больше покупок в интернет-магазинах.

За прошедшие 6 месяцев текущего года на торговой площадке Prom.ua украинцы сделали более 2,8 млн. онлайн-покупок, что на 66% больше, чем за тот же период 2014 года. В первой половине 2015 года украинцы предпочитали покупать в интернете такие товары:

товарные категории

Средний чек, грн.

Кол-во заказов ч/з корзину

Рост кол-ва заказов в категории за год (по сравнению с 1 пол. 2014 г.)

одежда, обувь, аксессуары

741,3

642 742

62,7%

дом и сад

636,7

292 442

58,8%

техника и электроника

862,9

203 871

43,9%

красота и здоровье

345,9

159 540

59,2%

спорт и отдых

734,4

133 626

77,9%

оборудование и товары для предоставления услуг

703,7

113 837

66,5%

товары для детей

687,2

112 987

78%

авто-, мото

854,3

95 216

58,5%

подарки, хобби, книги

304,3

80 822

91,1%

медицина

444,9

77 615

53,2%

Тренд #5. Украинцы в поисках выгодных  предложений все больше и больше обращаются в интернет-магазины.

Число покупателей торговой площадки Prom.ua в конце июня 2015 года достигло 3,2 млн. человек, что в 2,1 раза больше, чем за тот же период в 2014 году. За полгода на 26,9% увеличилась посещаемость и на 23,8% увеличилось число просмотров страниц по всей торговой площадке. 

В период валютных колебаний — в электронной коммерции произошло значительное событие: впервые украинцы поняли, что можно не только закупать товары в ритейл-сетях, но и выгодно совершать покупки в интернете. В начале марта, когда гривна переживала самые большие потрясения, на нашей торговой площадке мы наблюдали грандиозный всплеск онлайн-продаж. Среди товарных категорий, показавших в первом полугодии наиболее видимое изменение по количеству заказов были:

товарные категории

Динамика кол-ва заказов за год (по сравнению с 1 пол. 2014 г.)

одежда, обувь, аксессуары

62,7%

дом и сад

58,8%

техника и электроника

43,9%

красота и здоровье

59,2%

спорт и отдых

77,9%

оборуд. и товары для предоставления услуг

66,5%

товары для детей

78%

авто-, мото

58,5%

подарки, хобби, книги

91,1%

медицина

53,2%

Тренд #6. Рынок государственных закупок объемом в 250 млрд. гривен стал открытым для малого и среднего бизнеса.

В феврале 2015 года в рамках пилотного проекта Prozorro на площадке Zakupki.prom.ua начали проводиться тендеры по государственным закупкам. Благодаря этому инструменту наши поставщики получили возможность участвовать в государственных закупках без посредников, "хитрых" схем и бумажных процедур.

Благодаря проведению государственных закупок через электронные торговые площадки, заказчики получили возможность сократить операционные издержки и оптимизировать процесс закупок, а поставщики — расширить свой рынок сбыта за счет участия в новых тендерах.

За полгода с момента запуска проекта  "ProZorro"  состоялось около 5 тысяч тендеров, общий бюджет всех закупок превысил 1,44 млрд гривен. Всего в закупках участвовали более 340 государственных заказчиков, но их число растет каждый месяц. Госпредприятия совокупно сэкономили около 15,6 миллионов гривен. Средняя экономия на закупке составляет 18%. Так, ДП "ЕнергоАтом" при первой закупке получил цену на 15% ниже ожидаемой, Министерство обороны Украины смогли сэкономить до 40% выделенного бюджета, а Мининфраструктуры на 1006 тендерах сэкономило почти 13% или 9 млн. гривен. Около 77% победителей тендеров – поставщики с торговой площадки Zakupki.prom.ua

Тренд #7. Наши аналитики отмечают рост сферы онлайн-услуг.

Так, украинцы начали доверять сложные заказы (например, капитальный ремонт) мастерам, найденным через онлайн-сервисы. Рост рынка онлайн-услуг мы можем наблюдать на примере нашего онлайн-сервиса для заказа услуг "Метнись Кабанчиком", где за полгода количество заказчиков  выросло на 78%, количество заказов в месяц – на 172%, а средний чек одного заказа – на 31% (в среднем он составил 345 грн.).

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: исследование электронная коммерция онлайн-торговля
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 5554