Самый удобный способ открыть небольшой или средний бизнес – зарегистрировать ФЛП (или ФОП), наипростейшую форму предпринимательской деятельности в Украине.

В этой статье мы расскажем, что такое "фоп" и кто такие физлица-предприниматели, что нужно для регистрации бизнеса, сколько стоит открыть частное предприятие (ЧП) в Украине и ответим на другие вопросы по данному виду субъекта предпринимательской деятельности (СПД).

Приватбанк закрывает счета всем "фопам" и юрлицам: переходит на единое МФО

Что такое фоп и как открыть фоп

ФЛП, или физическое лицо-предприниматель (укр. – фізична особа-підприємець, ФОП) – это простейшая форма ведения предпринимательской деятельности в Украине. Создать "ФОП" – и это его основное отличие от юридического лица – может только единолично физическое лицо на себя.

Также физическое лицо будет нести полную (в том числе и финансовую) ответственность за действия ФЛП – к примеру, в счет уплаты долгов, взятых ФЛП, могут взыскать имущество физлица.

Физические лица предприниматели подразделяются на:

  • тех, кто работает на общей системе налогообложения (ОСН);
  • упрощенной системе налогообложения.

Основная их разница в размере налога и ведении отчетности – в первом случае предпринимать должен вести учет доходов и расходов, а налог – 18% НДФЛ, 1,5% военный сбор и 22% ЕСВ – платить только с чистого дохода.

"Общесистемщики" могут работать в сферах деятельности, в которых запрещено работать "упрощенцам" – например, торговать подакцизными товарами, такими как бензин, алкоголь или сигареты.

Глава Минцифры: Всегда найдутся "дебилы", желающие надавить на ФЛП

На "упрощенке" предприниматели платят фиксированную ставку единого налога с дохода, не уменьшенного на расходы, учет которых он не ведет. По названию "единого налога" таких ФЛП еще называют "единщиками".

Всего на упрощенной системе есть четыре группы, для которых в том числе предполагается разная налоговая ставка – чем они отличаются и как выбрать группу опишем ниже.

Как открыть ФЛП через интернет

Зарегистрировать частное предприятие (ЧП) в интернете можно только через портал госуслуг "Дія". Для этого, помимо регистрации в сервисе, необходимо получить квалифицированную электронную подпись (КЭП).

В свою очередь электронную подпись можно также сгенерировать в "Діє", либо воспользоваться КЭП любого другого поставщика электронных доверительных услуг. В том числе это возможно в Приватбанке.

Приватбанк блокирует зарплатные карты украинцев: клиенты ждут объяснений

Если вы зарегистрировались в "Діє", то нужные для открытия ЧП документы – паспортные данные, а также идентификационный номер налогоплательщика (ИНН, или РНУКПН) – система подгрузит автоматически.

Те же данные необходимы при оформлении КЭП. В отличие от регистрации ФЛП, получение КЭП бывает платным, а стоимость может отличаться в зависимости от выбранного поставщика.

Видео-инструкция покупки КЭП в "Діє"

При регистрации СПД через приложение "Дія" нужно заполнить специальную форму. В первую очередь будет необходимо ввести место регистрации – либо тот, который указан в паспорте, либо есть возможность указать другой адрес.

Видео-инструкция регистрации ФЛП в "Дія"

Само по себе оформление заявления на регистрацию предпринимателя может занять лишь 10 минут, однако, чтобы сделать это, предварительно нужно определиться с двумя принципиальными вопросами, которые повлияют на дальнейшую предпринимательскую деятельность – КВЭД и систему налогообложения. 

Следующий шаг – выбираем КВЕД

Второй шаг регистрации ФЛП – выбор кода вида экономической деятельности (КВЭД). Легальный доход ФЛП может получать только в рамках выбранных КВЭДов, которых может быть несколько.

С доходов ФЛП от незарегистрированной деятельности налоговики могут взыскать дополнительный сбор – например, "единщики" I и II групп будут обязаны уплатить с такого дохода по 15%.

Бизнес зарегистрировал почти 100 тыс. РРО с начала года: активно устанавливают "фопы"

"Дія" устроена таким образом, что номер КВЭДа можно не знать – достаточно прописать в поле тот вид деятельности, которым планируете заниматься, и программа выдаст по запрашиваемому слову те КВЭДы, которые есть в наличии. Однако лучше узнать о всех возможных заранее – посмотреть полный список можно здесь.

Выбрать КВЭД важно и с точки зрения системы налогообложения – напомним, что "упрощенцам" нельзя осуществлять деятельность по продаже подакцизных товаров, а также работать еще в ряде сфер деятельности, таких как обмен валют, добыча, производство и продажа драгметаллов, организация гастрольных мероприятий, азартных игр, продажа антиквариата и т.д.

Полный список – в п 295.1 Налогового кодекса Украины.

Также ограниченный набор КВЭД могут избрать для себя предприниматели I и II групп единого налога (об этом ниже).

В целом эксперты рекомендуют сразу выбирать несколько КВЭДов, как связанных, так и не связанных с основной деятельностью. Даже если предприниматель на первых порах не планирует вести бизнес в одном из направлений деятельности, то в будущем, если такая потребность возникнет, ему не нужно будет регистрировать новые КВЭДы. 

Выбираем систему и группу налогообложения

Далее необходимо определиться с системой налогообложения – упрощенной или общей. При регистрации в "Діє" система запросит, проводил ли предприниматель предпринимательскую деятельность в прошлом году. Если ответ положительный, то оформить "фоп" на упрощенной системе будет нельзя.

Помимо разницы в налоговых ставках (об этом в ответах на вопросы в конце), "упрощенцы" и "общесистемщики" отличаются ограничениями на виды деятельности. Так, если на общей системе можно заниматься практически любым бизнесом, то "единщики":

  • I группы могут только осуществлять розничную продажу товаров на рынках и предоставлять бытовые услуги населению – например, разные виды ремонтных работ, парикмахерские услуги и т.д. Всего услуг 40 – они утверждены в п 295.7 Налогового кодекса Украины;
  • II группы могут предоставлять вышеуказанные услуги не только населению, но и другим плательщикам ЕН. Также они могут заниматься производством и продажей товаров, осуществлять деятельность в сфере ресторанного хозяйства.

Бизнес, общественники и ОСМД смогут не называть своих руководителей: отчетность изменят

В то же время на предпринимателей III группы вышеуказанные ограничения не распространяются – они могут предоставлять услуги практически во всех сферах деятельности, также оказывать их не только населению, но и юрлицам, в том числе и заграничным.

IV группа "единщиков" создана для сельхозпроизводителей, доля дохода которых от продажи продуктов собственного производства или переработки превышает 75%.

Кроме того, на единщиков накладываются ограничения по количеству наемных рабочих и максимального дохода. В случае I группы ФЛП не может нанимать сотрудников, а их доход за календарный год не может превышать 1 млн грн.

В Киеве сотни "фопов" требуют отменить фискализацию и угрожают внеочередными выборами президента

На II группе ФЛП можно иметь до 10 наемных сотрудников, а объем дохода не может превышать 5 млн грн.

На III группе максимальный доход предпринимателей ограничен 7 млн грн, а количество работников у такого СПД не ограничено.  

После подачи онлайн-заявления на открытие ФЛП, оно будет отправлено в Единый госреестр (ЕГР). Сообщение об успешной регистрации появится в "Діє" и на электронной почте. Если была выбрана упрощенная система налогообложения, то новоиспеченный "фоп" может сразу начать работу.

Если же предприниматель стал "общесистемщиком", то предварительно нужно зарегистрировать Книгу учета доходов. Ее также нужно будет зарегистрировать в налоговой по месту регистрации.

После появления записи о регистрации ФЛП в ЕГР в течение двух рабочих дней появится возможность получить выписку из этого реестра по коду доступа, который будет направлен на почту.

Ведем отчетность

На упрощенной системе налогообложения нужно подавать в налоговую следующие отчеты:

  • налоговая декларация по единому налогу – I и II группа подает один раз в год в течение 60 дней после завершения отчетного периода (календарного года), а III группа – один раз в квартал и в течение 40 дней после завершения отчетного периода;
  • декларация по ЕСВ – один раз в год не позднее 9 февраля года, следующего за отчетным. В случае наличия наемных работников ФЛП должен подавать отчет об уплате за них ЕСВ раз в месяц – в течение 20 дней месяца, следующего за отчетным.
  • форма 1ДФ – подается при наличии у ФЛП наемных сотрудников или в случае, если он оплачивал услуги другому предпринимателю или физлицу. Подается один раз в квартал в течение 40 дней с момента его завершения.

Открываем счет в банке

ФЛП нельзя получать оплату от клиентов на личный счет, поэтому для ведения деятельности необходимо открыть предпринимательский счет в одном из украинских банков.

Автоматический арест счетов должника: к системе подключились уже 18 банков

Ответы на вопросы:

Кому нельзя открывать "фоп"?

Открыть ФЛП может любой совершеннолетний гражданин Украины (кроме работников госсферы – в том числе депутатов, судей), а также иностранец с видом на жительство. С 16 лет регистрировать "фоп" при наличии нотариального разрешения от родителей или опекунов.

"Фопом" может стать в том числе и гражданин, уже работающий наемным сотрудником на другом предприятии.

Некоторые виды предпринимательской деятельности недоступны для ЧП (их перечень приведен в ст. 4 закона Украины "О предпринимательстве").

Сколько платить налогов "фоп" в 2022-м?

В 2022 году для ФЛП на единой системе налогообложения вырастет налоговая нагрузка. Это произойдет по причине увеличения налоговой базы – минимальной зарплаты (МЗП), от которой рассчитывается сумма сбора.

С 1 января 2022 года ее сумма будет равняться 6500 грн по сравнению с 6000 грн сейчас. Соответственно, ставка единого налога для ФЛП II группы, которые платят 20% от МЗП, возрастет на 100 грн – с 1200 до 1300 грн.

Также возрастет размер единого социального взноса (ЕСВ), ставка которого установлена на уровне 22% от МЗП – с 1 января минимальный ЕСВ составит 1430 грн.

Несущественно изменится ставка единого налога для ФЛП I группы – она определяется с привязкой не к минимальной зарплате, а к прожиточному минимуму (ПМ), и составляет 10% от него. С 1 января 2022 года ПМ составит 2481 грн, а единый налог I группы – 248,1 грн.

Налогообложение для ФЛП III группы не зависит от размера минимальной заработной платы и прожиточного минимума – они платят 5% от дохода, а ФЛП-единщики III группы, являющиеся плательщиками НДС, уплачивают 3% с дохода. В то же время для IV группы ФЛП (сельхозпроизводители) ставка налога высчитывается как процент от нормативно-денежной оценки их земельных участков. Поэтому и размер ЕН будет зависеть от категории и расположения земельного участка.

В течение 2022 года уровень минзарплаты еще будет повышен 1 октября до 6700 грн, что также окажет влияние на ставку единого налога и ЕСВ для "фопов" II группы. Прожиточный минимум будет пересмотрен еще 1 июля и 1 декабря – до 2600 и 2684 грн соответственно.

Сколько стоит сделать "фоп"?

Тех, кто ищет ответ на вопрос, сколько стоит открыть ЧП в Украине, можно обрадовать – услуга регистрации ФЛП является бесплатной.

Как закрыть "фоп" в 2022-м?

Закрыть ФЛП можно также через сервис "Дія". Можно обратиться и в Центр предоставления административных услуг.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: фоп флп открыть бизнес регистрация бизнеса налоги прожиточный минимум мзп наемные работники
Просмотров: 1600