Вы хотите реформировать свой бизнес, но не знаете, какие действия предусматривает реорганизация предприятия в Украине? Ниже приведены готовые "рецепты" слияния и присоединения юридических лиц.

Роман Варшавский, финансовый менеджер специально для UBR.UA

Виды реорганизации предприятий

Статьей 104 Гражданского кодекса Украины (далее ГКУ) предусмотрен такой способ прекращения юридического лица, как реорганизация. Согласно этой норме, прекращение юридического лица происходит в результате передачи своего имущества, обязательств и прав другому лицу или нескольким лицам-правопреемникам одним из следующих способов: разделение, преобразование, слияние, присоединение.

Согласно ст. 106 ГКУ, слияние, присоединение, разделение и преобразование юридического лица осуществляются по решению его участников (собственников) либо органа юридического лица, (который ее создал), уполномоченного на это учредительными документами. А в случаях, предусмотренных законом, - по решению суда или соответствующих органов государственной власти. Законом может быть предусмотрено также получение согласия соответствующих органов государственной власти на прекращение юридического лица путем слияния или присоединения.

В действующем Хозяйственном кодексе Украины (далее - ХКУ) также упоминается об одном из способов прекращения деятельности субъекта предпринимательской деятельности - реорганизация в форме слияния, присоединения, разделения и преобразования (ст. 59).

Определение понятия "реорганизация субъектов хозяйствования" приведено в частях 1 - 5 ст. 59, ХКУ.

Гражданский кодекс уделяет особое внимание таким видам реорганизации, как преобразование и выделение:

- Преобразование юридического лица, как указано в ст. 108 ГКУ, - это изменение его организационно-правовой формы, в результате чего к новому юридическому лицу переходят все имущество, все права и обязанности предыдущего юридического лица. Предприятие, которое реорганизуется, в случае такого преобразования, не ликвидируется, а просто изменяет свою организационно-правовую форму;

- Выделение, с позиции ГКУ (ст. 109), - это переход по распределительному балансу части имущества, прав и обязанностей юридического лица к одному или нескольким создаваемым новым юридическим лицам. К выделению применяются по аналогии положения частей первой, второй и четвертой статьи 105 и положения статей 106 и 107 настоящего Кодекса.

Закон о хозобществах определяет, что реорганизация такого предприятия, как ООО, происходит по решению высшего органа общества, которым, согласно ст. 58, является собрание участников. В них принимают участие участники общества или назначенные ими представители. Участники имеют количество голосов, пропорциональное размеру их долей в уставном фонде. Полномочными собрание участников считается, если на нем присутствуют участники (представители участников), владеющие в совокупности более чем 60 процентами голосов. Решение о реорганизации принимается простым большинством голосов и оформляется в виде протокола собрания участников общества.

Согласно Статье 105 ГКУ, Участники юридического лица, суд или орган, принявший решение о прекращении юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом орган, осуществляющий государственную регистрацию, который вносит в единый государственный реестр сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации, ликвидации.

Как реорганизовать госпредприятия?

Государственные предприятия реорганизовываются несколько другим порядком. Решение о реорганизации принимает орган, уполномоченный государством распоряжаться государственным имуществом, которое находится на балансе подлежащего реорганизации предприятия (профильное министерство или ведомство). Порядок действия при реорганизации - аналогичный, на основании тех же норм законодательства. Реорганизация предприятия предполагает решение ряда вопросов. Рассмотрим их ниже.

В органах внутренних дел

В соответствии с "Положением о разрешительной системе", утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 12 октября 1992 г. N 576 и приказом МВД от 11.01.2011 № 5 "О признании утратившим силу приказа МВД от 11.01.99 N 17 "(вступил в силу 21 февраля 2011 года), порядок изготовления печатей и штампов, а также порядок выдачи разрешений на оформление заказов на изготовление печатей и штампов с 21.02.2011 уже не требует получения разрешения органов МВД.

Ликвидационная, реорганизационные комиссия согласно своему протоколу уничтожает печать соответствующим актом;

- Если в процессе реорганизации (слияния) образуется новое предприятие, его нужно зарегистрировать в установленном порядке и получить печати и штампы.

В органах государственной налоговой службы

В случае принятия собственником (собственниками) или уполномоченным органом решения о ликвидации, в том числе путем реорганизации, в соответствии с действующим законодательством Украины для снятия с учета налогоплательщику - юридическому лицу необходимо:

Согласно разделу XI п. 11.1 Приказа Государственной Налоговой Администрации Украины № 979 от 22.12.2010р. "Об утверждении Порядка учета плательщиков налогов и сборов и признании утратившими силу приказы Государственной налоговой администрации Украины": согласно п.11.1.1. В 3-дневный срок с даты внесения в Единый государственный реестр сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе прекращения (реорганизации), подать в орган государственной налоговой службы, в котором налогоплательщик состоит на учете, следующие документы:

- Заявление о прекращении налогоплательщика по ф. N 8-ОПП

- (Приложение 17), дата которого фиксируется в журнале по ф. N 6-ОПП;

- Оригинал справки по ф. N 4-ОПП;

- Копию распорядительного документа (решения) собственника или органа,

- Уполномоченного на то учредительными документами о прекращении;

- Копию распорядительного документа о создании комиссии по

- Прекращению (ликвидационной комиссии).

В таком же порядке должны быть представлены документы и в случае принятия решения о закрытии обособленных подразделений юридического лица.

Если относительно налогоплательщика в Единый государственный реестр не внесена запись о принятии решения о прекращении (реорганизации), заявление по ф. N 8-ОПП органом государственной налоговой службы не рассматривается. Об этом орган государственной налоговой службы информирует налогоплательщика и предлагает ему подать повторное заявление после внесения такой записи в Единый государственный реестр. Положения настоящего абзаца не применяются к налогоплательщикам, для которых законом определены особенности их государственной регистрации и которые не включаются в Единый государственный реестр, а также обособленных подразделений юридических лиц. Такими налогоплательщиками заявление по ф. N 8-ОПП должна быть подана в 3-дневный срок после принятия решения о прекращении.

Согласно п.11.2., В связи с прекращением (реорганизацией) налогоплательщика, органы государственной налоговой службы начинают и проводят процедуры, предусмотренные настоящим разделом, в случае получения хотя бы одного из следующих документов (сведений):

- Заявления по ф. N 8-ОПП от налогоплательщика, представленной согласно пункту 11.1 этой главы;

- Сведений государственного регистратора о внесении в Единый государственный реестр записи о решении учредителей (участников) юридического лица, уполномоченного ими органа о прекращении юридического лица;

- Сведений из Единого государственного реестра или ЕГРПОУ, уведомления органа государственной регистрации о закрытии обособленного подразделения;

- Судебных решений или сведений из Единого государственного реестра, другой информации относительно принятия судом решений о возбуждении производства по делу о банкротстве или признании банкротом налогоплательщика, возбуждении дела или принятия решения судом о прекращении юридического лица, признании недействительной государственной регистрации или учредительных документов налогоплательщика, изменении цели учреждения, реорганизации налогоплательщика.

Согласно 11.2.1. При получении первого из документов о прекращении налогоплательщиков делается запись в журнале по ф. N 6-ОПП.

Согласно 11.2.2. При проведении мероприятий, связанных с прекращением налогоплательщика, органы государственной налоговой службы организуют и планируют их так, чтобы требования по уплате платежей, контроль за взиманием которых осуществляют органы государственной налоговой службы, были сформированы и полученные лицом, ответственным за погашение денежных зобов 'язань или налогового долга налогоплательщика, не позднее срока, определенного для заявления кредиторами своих требований.

Согласно 11.2.3. Информация о получении органом государственной налоговой службы документов (сведений), определенных настоящим пунктом, доводится до сведения структурных подразделений такого органа государственной налоговой службы и органов государственной налоговой службы, в которых плательщик состоит на учете по неосновному месту учета или в которых состоят на учете его обособленные подразделения. По результатам проведения соответствующих мероприятий в связи с прекращением налогоплательщика или после проведения документальной внеплановой проверки и истечения законодательно установленных сроков уплаты согласованных денежных обязательств такого налогоплательщика ответственные работники таких подразделений (органов) подписывают обходной лист или готовят соответствующее заключение о причинах невозможности выдачи справки об отсутствии задолженности по налогам, сборам по ф. N 22-ОПП.

После проведенной проверки налогоплательщика, в случае установления факта отсутствия у него задолженности перед Государственным бюджетом Украины и местными бюджетами, орган государственной налоговой службы снимает его с учета. Снятие с учета налогоплательщика в органах государственной налоговой службы осуществляется при наличии уведомления от учреждения банка о закрытии такому плательщику счетов.

В Пенсионном фонде Украины

Согласно п.5.1 раздела 5 Постановления № 21-6 от 27.09.2010 "Об утверждении Порядка постановки на учет и снятия с учета в органах Пенсионного фонда Украины плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование".

Согласно 5.1. В случае получения от государственного регистратора уведомления о решении учредителей (участников) юридического лица или уполномоченного ими органа о прекращении юридического лица орган Пенсионного фонда в 10-дневный срок проводит документальную проверку плательщика относительно правильности начисления и уплаты единого взноса. На основании акта проверки плательщик осуществляет окончательные расчеты.

При наличии задолженности у плательщика, государственная регистрация которого прекращается, орган Пенсионного фонда составляет в двух экземплярах справку о долге по всем видам платежей, один из которых направляет ликвидационной комиссии, второй - правопреемнику, если он есть.

Орган Пенсионного фонда закрывает дело плательщика после окончательного погашения им недоимки по уплате страховых взносов и других платежей в бюджет Пенсионного фонда. Регистрационный номер ликвидированного плательщика страховых взносов в дальнейшем не используется, его платежи учитываются в базе данных до конца текущего года. Снятие с учета плательщика фиксируется в журнале учета плательщиков. Дело такого плательщика сдается в архив органа Пенсионного фонда по окончании отчетного года.

В Фонде социального страхования от несчастных случаев на производстве

Согласно законодательству Украины предприятие, подлежащее ликвидации, в 10-дневный срок со дня принятия решения о реорганизации, ликвидации должно подать в рабочий орган исполнительной дирекции Фонда заявление о снятии с учета с указанием ее правопреемнику (если он определен), документ о ликвидации (решение собственника, суда или иной документ, предусмотренный законодательством), выписку из текущего счета в банке. Получив указанные документы, рабочий орган исполнительной дирекции Фонда проводит документальную проверку полноты уплаты страховых взносов.

На основании документов, представленных в рабочий орган исполнительной дирекции Фонда по ликвидации, и после выполнения требований, рабочий орган исполнительной дирекции Фонда закрывает дело страхователя. Регистрационный номер страхового свидетельства ликвидированного страхователя в дальнейшем не используется, сведения о его платежей сохраняются рабочим органом исполнительной дирекции Фонда не менее трех лет.

В Фонде социального страхования по временной потере трудоспособности

В случае принятия в установленном законодательством порядке решение владельца (владельцев) или уполномоченного им (ими) органа об отмене государственной регистрации страхователя в связи с его реорганизацией или ликвидацией или решение суда страхователь обяз вязаный в 10-дневный срок со дня принятия такого решения подать в орган Фонда соответствующие копии документов и заявление о снятии с учета с указанием его правопреемника (если он определен).

Снятия страхователя с учета может быть проведено также на основании информационного уведомления органа государственной регистрации об отмене государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности на условиях, определяемых действующим законодательством.

На основании документов, поданных в органы Фонда по реорганизации или ликвидации, и после погашения долгов по уплате в Фонд страховых взносов персональное дело страхователя, закрывается. Страховщику по его заявлению выдается справка о снятии с учета в органе Фонда. Регистрационный номер ликвидированного страхователя в дальнейшем не используется, а его платеж учитывается в базе данных до конца текущего года. Персональное дело ликвидированного плательщика сохраняется в течение трех лет.

Процедура сокращения части работников при реорганизации предприятия

Согласно ч. 3 ст. 36 Кодекса законов о труде Украины (далее - КЗоТ) в случае реорганизации предприятия, учреждения, организации, действие трудового договора с работником продолжается.

При этом, п. 1 ст. 40 КЗоТ предусмотрено, что трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор, до истечения срока его действия, могут быть расторгнуты собственником или уполномоченным им органом в случае изменений в организации производства и труда, в том числе ликвидации, реорганизации, банкротства или перепрофилирования предприятия, учреждения, организации, сокращения численности или штата работников.

Таким образом, при реорганизации предприятия, увольнение по п. 1 ст. 40 КЗоТ может иметь место, если это сопровождается необходимостью сокращения численности или штата работников, изменениями в их составе по должностям, специальности, квалификации, профессиям.

Варианты сокращения штата работников на предприятии, реорганизуемого в зависимости от каждой конкретной ситуации и решений, принимаемых руководителями предприятий:

Вариант 1. Расходы по проведению сокращения штата осуществляется за счет предприятия, реорганизуемого. В этом случае оно выплачивает всем лицам, которые подлежат сокращению, выходное пособие в размере не менее среднемесячного заработка, согласно требованиям ст. 44 КЗоТ, в дальнейшем утверждается руководителем предприятия новое штатное расписание, с учетом всех изменений, поскольку в случае изменения численности работников, названий должностей, окладов.

Вариант 2. Расходы по проведению сокращения штата осуществляет предприятие, поглотившее реорганизовано. Оно должно выплатить всем лицам, которые подлежат сокращению, выходное пособие в размере установленном ст. 44 КЗоТ, а также утвердить новое штатное расписание с учетом всех изменений;

Важно! О предстоящем высвобождении работники персонально предупреждаются не позднее чем за два месяца, а также учитывается преимущественное право на оставление на работе, предусмотренное законодательством. Одновременно с предупреждением об увольнении в связи с изменениями в организации производства и труда, собственник или уполномоченный им орган (руководитель предприятия) предлагает работнику другую работу (при наличии) на том же предприятии, в учреждении, организации (ст. 492 КЗоТ).

Не допускается! Увольнение беременных женщин и женщин, имеющих детей до трех лет (до шести лет - в случае, если ребенок нуждается в домашнем уходе, согласно медицинскому заключению), одиноких матерей при наличии ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида с инициативе собственника или уполномоченного им органа (ст. 184 КЗоТ).

Кредиторы и дебиторы

Говоря о расчетах с кредиторами при прекращении (реорганизации) юридического лица, следует обратить внимание, что согласно ч. 1 ст. 107 ГКУ, кредитор юридического лица, которое прекращается, может потребовать от него прекращения или досрочного исполнения обязательства. В случае слияния, присоединения (ч. 2 ст. 107 ГКУ) по окончании срока для предъявления требований кредиторами и удовлетворения или отклонения этих требований, комиссия по прекращению юридического лица составляет передаточный акт. Он должен содержать положения о правопреемстве относительно всех обязательств юридического лица, в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами.

Передаточный акт утверждается участниками юридического лица или органом, принявшим решение о ее прекращении.

Нотариально удостоверенные копии передаточного акта передаются в орган, осуществляющий государственную регистрацию, по месту государственной регистрации юридического лица, прекращается, а также в орган, осуществляющий государственную регистрацию, по месту государственной регистрации юридического лица правопреемника.

Нарушение вышеуказанного является основанием для отказа во внесении в единый государственный реестр записи о прекращении юридического лица и государственной регистрации создаваемых юридических лиц - правопреемникам (ч. 4 ст. 107 ГК)

Нотариально удостоверенные копии передаточного акта передаются в орган, осуществляющий государственную регистрацию, по месту государственной регистрации юридического лица, прекращается, а также в орган, осуществляющий государственную регистрацию, по месту государственной регистрации юридического лица правопреемника.

Нарушение вышеуказанного является основанием для отказа во внесении в единый государственный реестр записи о прекращении юридического лица и государственной регистрации создаваемых юридических лиц - правопреемникам (ч. 4 ст. 107 ГК).

В соответствии с пп. 5.2.8 Закона о прибыли, суммы безнадежной задолженности (дебиторской) могут быть отнесены в состав валовых расходов в части, которая еще не была включена в состав валовых расходов ранее, в том случае, если соответствующие меры по взысканию этой задолженности не привели к положительному результату или если по таким долгам истек срок исковой давности.

Интересная ситуация возникает и с безнадежной кредиторской задолженностью (т.е. задолженностью по оплате или поставки товаров в адрес контрагента приостановленного предприятия). По мнению налоговых органов, суммы такой безнадежной кредиторской задолженности должны включаться в состав валовых доходов ликвидированного предприятия как суммы безвозвратной финансовой помощи (п. 1.22.1 Закона о прибыли). Однако ни п. 1.22.1, ни другие нормы Закона о прибыли не связывают безнадежную кредиторскую задолженность приостановленного предприятия с безвозвратной финансовой помощью! Согласно же п. 1.22.1 Закона о прибыли, кредиторская задолженность превращается в безвозвратную финансовую помощь только по истечении срока исковой давности.

Государственный регистратор

В случае прекращения предприятия в результате слияния, присоединения, разделения или преобразования в соответствии со ст. 37 Закона о госрегистрации председатель комиссии по прекращению или уполномоченное им лицо после окончания процедуры прекращения, предусмотренной законом, но не ранее двух месяцев с даты публикации сообщения в специализированном печатном средстве массовой информации должны представить лично (направить заказным письмом с описанием вложения) государственному регистратору такие документы:

1) заполненную регистрационную карточку на проведение государственной регистрации прекращения юридического лица в результате слияния, присоединения, разделения или преобразования;

2) свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

3) оригинал учредительных документов;

4) нотариально заверенную копию передаточного акта, если прекращение осуществляется в результате слияния, присоединения или преобразования, или нотариально удостоверенную копию распределительного баланса, если прекращение осуществляется в результате разделения;

5) справку архивного учреждения о принятии документов, которые согласно закону подлежат долгосрочному хранению;

6) документ о согласовании плана реорганизации с органом государственной налоговой службы;

7) справку соответствующего органа государственной налоговой службы о снятии юридического лица с учета в качестве налогоплательщика;

8) справку соответствующего органа Пенсионного фонда Украины о снятии с учета;

9) справки соответствующих органов фондов социального страхования о снятии с учета:

При государственной регистрации прекращения юридического лица в результате преобразования государственному регистратору подаются только документы, указанные в вышеупомянутых п. 1 - 4.

Передаточный акт или разделительный баланс должен быть утвержден учредителями (участниками) предприятия или органом, принявшим решение о прекращении юридического лица. Подписи на передаточном акте или разделительном балансе должны быть нотариально удостоверены.

Внимание!

1. Прежде чем самостоятельно осуществлять процедуры, описанные в этой статье, следует внимательно ознакомиться с действующим на момент совершения действий по реорганизации законодательством.

2. Приведенные в статье нормы являются действующими на дату ее публикации.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: бизнес предприятия слияние реорганизация поглошение
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 7586