Общеизвестно, что любой проект всегда начинается с планирования. Если предприниматель не располагает собственными деньгами и ему нужно найти готового профинансировать идею инвестора, бизнес-план — то, что может либо убедить спонсора, либо, наоборот, разочаровать его, заставив спрятать кошелек.

На первый взгляд, составить "правильный" бизнес-план несложно: интернет пестрит советами, рекомендациями.

Главные из них сводятся к тому, что документ должен быть лаконичным, содержать все данные, излагаться доступным языком.

Но на практике начинающему предпринимателю не очевидно даже с чего же начать: приступить к изложению перспектив на бумаге или сперва провести мини-исследование рынка, чтобы понять, насколько его идеи реалистичные.

Обязательно ли прибегать к услугам профессиональных консультантов, или выбрать самый доступный вариант — "списать" готовый вариант из интернета.

Ответы на эти вопросы — залог будущего успеха. "Как сказал один известный инвестор: "Риск приходит от незнания того, что вы делаете". Это относится и к бизнес-планированию", — сказал UBR.ua управляющий партнер Dialog-Classic Advisory Артем Новиков.

Не зарьтесь на чужой огород

Для написания качественного бизнес-плана необходимо быть не только специалистом конкретной сферы, но и иметь бизнес образование. Если какая-то из составляющих отсутствует, потребуется помощь профессионалов. Однако здесь качество также будет зависеть от степени вашего участия при его разработке, уровня нанятых консультантов.

Если же нет ни опыта, ни образования, но при этом есть деньги, лучше профинансировать уже готовые решения.

"Без навыков, достаточных знаний, не разбираясь в отрасли, сложно составить хороший бизнес-план. Если человек не занимался бизнесом или работал в другой сфере при наличии достаточных средств, лучше инвестировать, например, в акции предприятий из "родной" отрасли. Их руководство будет делать бизнес, а инвестор — зарабатывать дивиденды.

Если нет ни знаний, ни денег, пытаться освоить новый сектор — самоубийство. Конечно, можно привлечь специалистов, но встанет вопрос оценки их компетентности, доверия", — заверил UBR.ua руководитель судебной практики KPMG-Ukraine Владимир Павленко.

Никакого плагиата

Если с опытом и знаниями все нормально, вы решились начать свое дело, все же готовите бизнес-план, первый совет: не копируйте его из интернета. Образцы можно просмотреть, но только для ознакомления.

Стандартизированных видов бизнеса с перспективой масштабирования, которые можно развивать на территории любого города или страны, мало. Чужой документ предстоит доделывать с учетом локальных экономических, законодательных реалий.

"Если бизнес стандартный, например, заправка, можно использовать чью-то заготовку бизнес-плана, поменять там цифры с учетом свежих экономических данных (инфляции, цен, спроса, курса…) и будем считать, что план есть. Но как он сработает, будет зависеть от глубины проработки всех составляющих", — считает Владимир Павленко.

Но так как большинство рынков имеют много субъективных факторов, индивидуальный подход к бизнес-плану не просто желателен, он – обязателен, подчеркивает эксперт. 

"Если хотите создавать бизнес, построенный на оказании услуг, а не стандартных продажах, важен индивидуальный подход. Например, для юридических услуг каждое направление — индивидуальная ситуация, требующая нестандартного решения. У каждой компании, ее сотрудников — свои сильные стороны, недостатки. Составить внятный бизнес-план, подходящий всем, невозможно", — добавил руководитель судебной практики KPMG-Ukraine.

Ищем фишку

Следующий этап — изложение. Здесь важно выстроить приоритеты. Главная задача — объяснить потенциальному инвестору/партнеру (даже самому себе) какой нужен объем ресурсов, каковы сроки их возврата, потенциальные доходы, возможные риски.

Но, по мнению управляющего партнера LC Prove Group Юлии Репиной, самое главное — это реальная, четкая цель, для реализации которой нужна яркая идея.

"Чтобы прорисовать цель, прийти к ней, нужна идея, которая безупречно впишется в свою нишу, не сгорит в ближайшей перспективе. Подобного продукта не должно быть у конкурентов. Если он есть, то ваш должен иметь свою фишку", — отметила UBR.ua Репина.

Как составить – общие стандарты:

 

  • наличие резюме проекта (мини бизнес-плана) с объяснением стратегии, описанием рынка, цифрой требуемых инвестиций, преимуществами перед конкурентами;
  • полные данные компании, включая форму собственности, сферу деятельности, разрешительные документы; описание механизма сбыта с учетом позиций конкурентов, их товаров, услуг;
  • наличие бизнес-стратегии, планов по ее достижению; детального портрета управленческой команды, характеристик ведущих специалистов.

 

Детализация, полнота раскрытия каждого пункта очень важны. Но, чтобы избежать перегруза информацией, акцент надо делать на значимых для конкретного вида деятельности параметрах, финансовых расчетах.

"Все зависит от того, какая аудитория – ваша цель. Если предполагается много рисков, сосредоточьте внимание на них. Рисков мало — зачем о них писать? Интересует международное инвестирование — детально пропишите налоговое планирование. Открываете ларек по продаже блинчиков, важными будут цены на сырье, потенциальный спрос.

Алгоритм, казалось бы, один для всех, но стандартных правил, как и универсальных советов, нет", — отмечает Владимир Павленко.

"Наполнение будет меняться. Так, для сельского хозяйства или автоматизированного производства важен акцент на всем, что связано с оборудованием. Для моего бизнеса самый главный ресурс — люди, поэтому они занимают важное место в бизнес-плане. Команда, от которой зависит успех дела, может быть даже важнее многих иных составляющих бизнес-плана для большинства секторов экономики. На одном человеке бизнес строится крайне редко", — добавила Юлия Репина.

План должен содержать стратегию мотивации и поощрений персонала, зонирование ответственности, критерии результативности. По мнению Репиной, здравомыслящий инвестор будет приятно удивлен, если достаточное внимание уделят персоналу.

"Особенно, если покажете, что используете для мотивации не ресурс инвестора, а, например, средства, привлеченные сотрудниками", — добавила эксперт.

Финансы не должны спеть романсы

Финансовый раздел бизнес-плана, несмотря на важность всех других его составляющих, негласно считается ключевым.

Для оценки желаемой и реальной картины экономической эффективности, помимо расчета доходов, затрат, их динамики, возможных потерь, важно обозначить точку безубыточности, структуру полной себестоимости, модель ценообразования, сроки окупаемости, доходность инвестиций, другие показатели, зависящие от специфики бизнеса, перечислили в Dialog-Classic Advisory.

Также эксперты настаивают: еще при старте нужно прописать нескольких сценариев развития бизнеса и продаж с помесячным планированием первого года; далее поквартально — на 3-5 лет.

"Это прогноз, но это и план, который будет вашим ориентиром. Успешные структуры умеют адаптироваться под меняющиеся условия. Проанализируйте возможные изменения ключевых показателей, в том числе по пессимистичному сценарию, оцените финансовые результаты при каждой ситуации. Если в большинстве из них бизнес, как минимум, безубыточен, то такую модель можно считать устойчивой к возможным негативным факторам", — пояснил UBR.ua управляющий партнер компании Dialog-Classic Advisory Артем Новиков.

Не менее тщательно нужно планировать бюджет, график инвестиций с учетом вливаний в оборотный капитал и покрытия возможных отрицательных финрезультатов; важно составить график операционных затрат по месяцам, на год и более длительный срок; периоды погашений заемных средств.

"Оптимально, когда компания использует автоматизированный управленческий учет в разрезе реальных операционных статей доходов, затрат, вложений. Сегодня даже малому бизнесу сравнительно недорого получать актуальную информацию онлайн, имея постоянный доступ к данным", — уверен Новиков. 

О чем забывают, решив составить бизнес-план

Практика показывает: как бы старались разработчики бизнес-планов, впоследствии они нередко совершают стандартные ошибки.

Dialog-Classic Advisory собрала топ-10 таких просчетов:

 

  • отсутствие достаточной осведомленности потенциальных покупателей о новом продукте;
  • недостаточные инвестиции в построение эффективной системы сбыта;
  • завышенные прогнозы продаж;
  • недооценка необходимых объемов финансирования;
  • заниженная сумма ежемесячных операционных затрат;
  • невыполнение реализации намеченного плана вовремя;
  • недооценка конкурентов;
  • невыполнение обязательств партнерами;
  • превышение показателя фактической себестоимости производства продукта над плановым;
  • быстрая демотивация партнеров в борьбе за долю рынка.

 

Составить корректно: что обязательно должен содержать "правильный" бизнес-план

1. Цели бизнеса, его общая стратегия.

2. Резюме проекта.

3. Информация о компании.

3.1. Исторические сведения, описание текущей деятельности.

3.2. Сведения об акционерах.

3.3. Экономический анализ текущей деятельности компании:

 

  • источников, структуры доходов;
  • операционных затрат;
  • эффективности капиталовложений;
  • финансовой устойчивости;
  • эффективности деятельности.

 

3.4. Имущественное положение предприятия.

3.5. Стратегия развития.

4. Исследование рынка.

4.1. Характеристика состояния мирового рынка, перспектив роста. Лучшие зарубежные практики.

4.2. Анализ емкости, динамики в Украине, экспорта / импорта. Тенденции развития отрасли.

4.3. Основные игроки, оценка уровня конкуренции в Украине. Изучение предлагаемых услуг, ценовой политики.

4.4. Анализ основных групп потребителей / клиентов.

4.5. Перспективы развития в Украине.

5. Маркетинговая стратегия.

5.1. Концепция проекта, основные направления его развития.

5.2. Характеристика, виды основных, дополнительных услуг.

5.3. Каналы сбыта.

5.4. Ценовая политика.

5.5. Реклама, продвижение.

6. Организация и управление

6.1. Организационная структура.

6.2. План персонала.

6.3. Руководство.

6.4. Управление персоналом.

6.5. Система оплаты труда.

7. Организационный план реализации проекта.

7.1. Этапы развития, график реализации.

7.2. Организационная схема.

8. Юридический план.

9. Производство, эксплуатация 

9.1. Производственно-техническая инфраструктура.

9.2. Ассортимент, объем выпускаемой продукции / услуг.

9.3. Характеристика, обоснование выбора оборудования.

9.4. Производственная мощность.

9.5. Производственные площади.

9.6. Сырье, материалы, поставщики.

9.7. Планируемое рабочее расписание.

9.8. Логистические процессы.

9.9. Контроль, обеспечение качества.

10. Финансовый план.

10.1. Описание структуры капитала и потребности в объеме внешнего финансирования, стоимость капитала.

10.2. Бюджет инвестиций.

10.3. Прогноз продаж.

10.4. Прогноз оперативных расходов.

10.5. График обслуживания заемных средств.

10.6. Прогноз налоговых платежей, сборов.

10.7. Прогноз движения денежных средств.

10.8. Условия распределения финансовых результатов.

11. Анализ экономической целесообразности.

11.1. Расчет чистого накопленного денежного потока.

11.2. Расчет показателей эффективности инвестиций:

 

  • Чистая приведенная стоимость (NPV).
  • Обычный и дисконтированный срок окупаемости (PBP, DPBP).
  • Рентабельность инвестиций (ROI).
  • Внутренняя норма доходности /
  • Модифицированная внутренняя норма доходности (IRR / MIRR).

 

11.3. Расчет точки безубыточности.

11.4. Анализ чувствительности.

11.5. Сценарный анализ.

12. Риски, методы их минимизации.

13. SWOT-анализ.

14. Оценка социально-экономического влияния проекта (уровень занятости, налоговые поступления, поддержка локальных производителей, энергоэффективность…).

15. Прогнозирование влияния проекта на окружающую среду.

16. Выводы, рекомендации.

Источник: предоставлено Dialog-Classic Advisory

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: бизнес стратегия бизнес-план
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 4354