Основное понятие определяет лидера, как человека, который может вести за собой группу людей ради достижения общей цели. Но определить индивидуальный стиль руководства, не так уж и легко. За последние 80 лет, благодаря множественным исследованиям, проявились десятки качеств, характерных для лидера.

Тем не менее, существует несколько правил, которыми руководствуются абсолютно все. Ознакомиться с ними предлагает Business News Daily.

Ранние исследования

Стили лидерства были впервые определены в 1939 году группой исследователей во главе с психологом Куртом Левиным. Его команда изучала молодежных лидеров в группах во время определенной деятельности. За их поведением пристально наблюдали и сделали вывод о трех различных преобладающих стилях лидерства.

  • Диктаторский стиль. Человек берет все управление в свои руки, принимает решение самостоятельно и направляет остальных в нужное русло. Команда Курта Левина сделала вывод, что это наиболее неудовлетворительный стиль руководства в молодежных группах.
  • Демократический стиль. Все бразды правления человек присваивает себе, но он открыт для общения. При таком стиле управления вся группа имеет влияние на принятие решений и коллективно решает поставленные задачи. Лидер скорее советует, а не указывает. Этот стиль управления стал наиболее популярным среди молодежных групп и собрал наибольшее количество положительных отзывов.
  • Невмешательство. Руководствуясь подобными принципами работы, ответственное лицо отступает назад и складывает руки. Такой лидер не принимает никаких решений и пускает все на самотек. В итоге группа была дезорганизована и работала не продуктивно.

Курт Левин в своем исследовании представил идею, что человек может не иметь врожденных лидерских навыков, но их можно приобрести. Также были сделаны выводы о том, что на стиль руководства влияет и сама команда.

Читайте также:

С 1940-х до 1970-х годов исследования преимущественно были сосредоточены на таких чертах, как ответственность, интеллект, общественное положение, достижения и способность к действию. И почти все исследования пришли к одному выводу: из полученной характеристики тяжело сделать однозначные выводы и характеризировать лидера, но благодаря им легче понять, как люди осваивают лидерские качества и в каком направлении развиваются.

В 1970-1980-х годах эксперты Пол Херси и Кен Бланшард представили концепцию ситуационного лидерства, которая предполагает использование одного из четырех стилей управления в зависимости от ситуации и уровня развития сотрудников по отношению к задаче. Во время краткосрочных трудностей может требоваться диктаторский подход может помочь быстро и эффективно решить сложный вопрос, а в некоторых ситуациях надо смотреть на обстоятельства и не стоит принимать поспешных категорических решений.

Подходы к лидерству также могут быть наработаны под влиянием окружающих сотрудников. Одному могут быть необходимы подсказка и мягкий совет, чтобы решить непростую задачу, а другому – четкие указания, как и что делать.

Современные специфические лидерские качества и опыт

Благодаря продвижению идеи о ситуационном лидерстве, исследователи начали выделять новые качества истинного лидера. Питер Экономи, известный как автор бестселлеров "Менеджмент для чайников", "Библия менеджмента", "Лидерство во времена неопределенности" и других, в статье для Inc.com перечислил лучшие качества современного лидера. Он призывает постоянно развивать эти качества, чтобы достичь серьезных результатов.

  • Решительность
  • Осознанность
  • Сосредоточенность
  • Ответственность
  • Сопереживание
  • Доверие
  • Оптимизм
  • Честность
  • Воодушевленность

В исследовании, опубликованном в журнале Harvard Business Review в 2000 году, автор и психолог Дэниел Гоулман описывает шесть различных стилей лидерства, которые, как он утверждает, являются залогом способности понимать эмоции других.

  • Доминирующий. Лидер требует немедленного выполнения поставленной задачи.
  • Дальновидный. Лидер направляет мысли сотрудников в необходимом направлении.
  • Аффилиативный (эмоцинальный). Лидер старается создать в коллективе эмоциональные связи и добивается гармонии.
  • Демократичный. Лидер старается достичь одного вывода посредством участия.
  • Задающий тон. Лидер, который надеется на успех и саморегуляцию.
  • Наставник. Лидер, который пытается подготовить людей к предстоящим задачам.

Также существует ряд других стилей вне этих определений:

  • Бюрократический. Лидеры сосредоточены на выполнении каждого правила.
  • Харизматический. Лидеры наполнены энтузиазмом и вдохновляют других для выполнение различных задач.
  • Проблемно-ориентированный. Лидеры сосредоточены исключительно на выполнении своей работы.
  • Ориентированные на руководство. Люди настроены на организацию, поддержку, развитие людей в своей команде.
  • Трансформационное лидерство. Лидеры ожидают максимальных результатов от всех, в том числе и от себя.

Признавая свой доминирующий стиль руководства, вы начинаете понимать, какой вы лидер. Имея представление о других стилях, и используя их по мере необходимости, вы делаете шаг на встречу личностной эволюции в качестве лидера. К тому же, в нынешних реалиях, практически невозможно однозначно определить этот стиль и все время им руководствоваться.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: исследования управление руководство лидер характер личностные качества
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 4791