Рынок фриланса в последнее время становится все более популярным и востребованным. Это объясняется удобством работы "на себя", возможностью самостоятельно регулировать нагрузку и не зависеть от рабочего графика компании. Тем не менее, у фриланса есть и обратная сторона медали, о которой, к сожалению, мало кто думает еще на берегу, приступая к работе. Редакция UBR.ua задалась вопросом о том, как выглядит практика фриланса в разрезе Украины и мирового рынка. Мы собрали несколько ключевых вопросов и попросили экспертов из разных стран прокомментировать их. Полученными результатами делимся с вами.

Проблемы и возможности современного фриланса

С тем, что фриланс завоевывает все большие позиции, поспорить трудно. Ежегодный прирост специалистов, которые делают выбор в пользу такого вида занятости, достаточно внушителен. По некоторым оценкам, до 50% сотрудников будут работать в формате фриланса уже через каких-то 6 лет, к 2020 году.  "Технологическое развитие Интернет (аппаратного и программного обеспечения, скорости доступа и финансовых сервисов) позволяет фрилансерам комфортно и эффективно работать в удаленном режиме из любого уголка планеты, при этом не просто зарабатывая себе на жизнь, но и чувствуя себя весьма комфортно", - говорит Олег Топчий, основатель сайта Freelancehunt.com.

Фриланс, как направление деятельности, зародился в США, и именно эта страна продолжает удерживать лидерство по количеству специалистов-фрилансеров. "Согласно данным последнего исследования, проведенного исполнительным директором  Freelancers Union Сарой Горовиц и СЕО Elance-oDesk Фабио Росати, около 53 миллионов американцев занимаются фрилансом. Это составляет 34% трудовых ресурсов страны" - говорит Стефан Касрил, старший Вице-президент платформы Elance-oDesk.  Тем не менее, несмотря на широкую распространенность подобного вида занятости в Штатах, далеко не всем удается достигать в нем высот. Это обусловлено спецификой фриланса и удаленной работы в общем. "Самой большой проблемой является старт", - считает Никки Паркер, региональный директор сайта  Freelancer.com, - "Работая в масштабе одной местности, города, страны очень важно иметь хорошую репутацию и наработать контакты для того, что клиенты были уверены, выбирая вас. При работе на мировой арене, на первый план выходят отзывы и онлайн-репутация".

"...заказчику не так важно, какой у вас возраст, Mac у вас или Windows, работаете ли вы по ночам или днем из кофейни, выполняете ли вы один проект или сразу пять..."

Украинцы, в свою очередь, также не упускают возможности стать фрилансерами. В большей степени это касается сферы IT. Украинских специалистов, согласно отчету Elance и Odesk, чаще всего нанимают работодатели из США, Великобритании, Австралии, Канады и Германии. В целом, темпы роста украинских специалистов на мировом рынке фриланса составляют от 10 до 25% в год. В 2013 году Украина заняла четвертое место по общей сумме заработка фрилансеров в мире и первое – в СНГ.  

Быть фрилансером: кто? как? где? сколько?

Фриланс отличается своей непредсказуемостью, и поэтому дать конкретные ответы на вопросы, обозначенные выше, пожалуй, практически невозможно. "В этом и заключается привлекательность фриланса как вида работы: на все эти вопросы можно дать стереотипный ответ: кто и сколько угодно, где и как удобно. Причем ответы вы даете сами: если вы профессиональны в общении, точны с сроках и успешны в результатах,  заказчику не так важно, какой у вас возраст, Mac у вас или Windows, работаете ли вы по ночам или днем из кофейни, выполняете ли вы один проект или сразу пять", - отмечает Олег Топчий. Другими словами, фрилансер сам себе хозяин и именно от его желания, упорства и личностных качеств зависит успех предприятия и востребованность на рынке.

Тем не менее, некоторую статистику и цифры все же можно обозначить. "По данным отчета Elance-oDesk за III квартал 2014 года фрилансеры со всего мира заработали $2,9 млрд" - констатирует Стефан Касрил. Немногим более половины всех доходов приходится на технологическую сферу, на втором месте – авторы текстов и переводчики.

Фактор спроса: самые востребованные специальности

Любого начинающего фрилансера обязательно будет интересовать вопрос о том, насколько его услуги востребованы на рынке. Как уже было отмечено выше, пальму первенства по всему миру удерживают представители сферы IT. "Одними из самых популярных категорий являются web- и app development, дизайн, включая разработку логотипов, графический дизайн, дизайн сайтов, создание контента – написание блогов, статей, контент маркетинг", - комментирует этот вопрос Никки Паркер. В свою очередь, Elance-oDesk представляет следующую статистику по США: исходя из прибыли, получаемой фрилансерами-представителями различных направлений и профессий, наибольший рост демонстрирует сфера разработки мобильных приложений (94%), администрирование (36%), продажи и маркетинг (36%), дизайн и мультимедиа (34%) и т.д.  Таким образом, можно констатировать, что в направлении фриланса двигаются преимущественно те специальности,  которые могут легко функционировать удаленно и без наличия постоянного места в офисе.

В Украине же ситуация не слишком отличается от иностранной. "Традиционно пользуются спросом дизайнеры, SEO-оптимизаторы (для многих бизнесов граница между Интернет и реальным миром становится все менее видимой), копирайтеры и рерайтеры (благодаря достаточно низкому порогу вхождения), программисты (реакция на продолжающийся дефицит IT-ресурсов). Кроме этого, продолжают набирать популярность более нишевые специализации, такие как SMM (Social Media Marketing), разработка для мобильных платформ (iOS и Android) и создание посадочных страниц (landing pages)", - отмечает Олег Топчий.

Читайте также:

Ключевые шаги на пути к фрилансу

О том, как стать успешным фрилансером написан не один десяток пособий и познавательных статей. Но все они сходятся в одном – самым сложным, скорее всего, станет этап старта и раскрутки своего профиля. "Первое, что делает фрилансер – заводит профиль или публичную страницу на фриланс-сервисе. При этом заполнению профиля стоит уделить пристальное внимание, чтобы не теряться на фоне старожилов со значительным опытом. Какой бы вы бы ни были классный специалист, первым делом заказчик увидит вашу личную страницу, поэтому максимальное развитие вашего профиля – первоочередная задача", - отмечает Олег Топчий. Профиль фрилансера – это его визитная карточка, привлекающая внимание потенциальных работодателей. Но, уделяя достаточно внимания оформлению, не стоит забывать и о продвижении себя, как профессионала. В этом вопросе, как утверждает Никки Паркер, могут помочь знакомства и связи: "Одним из способов быстро улучшить позиции профиля является сотрудничество с уже имеющимися клиентами. Попросите их выбрать ваши услуги через один из сайтов и оставить отзыв о качестве работы". Это поможет в вопросе формирования положительного имиджа, без которого признания работодателей можно добиваться очень долго. Кроме того, неплохим инструментом привлечения клиентов может стать выгодная или лояльная ценовая политика.

Стараясь получить заказ, беритесь за выполнение только тех заданий, которые вы сможете сделать. "Убедитесь, что вы адаптировали стоимость выполнения заказа к особенностям самого задания. Делитесь с заказчиком ценными идеями и информацией, показывая таким образом, что вы знаете, о чем говорите", - добавляет Никки Паркер.

"Одним из способов быстро улучшить позиции профиля является сотрудничество с уже имеющимися клиентами. Попросите их выбрать ваши услуги через один из сайтов и оставить отзыв о качестве работы"

Многие фрилансеры, после получения желаемой работы, совершают серьезную ошибку – не поддерживают постоянной связи с клиентом. Со стороны заказчика это может быть расценено по-разному, вплоть до отказа от ваших услуг. "Предложите заказчику несколько способов поддержания связи с вами, чтобы он мог выбрать наиболее удобный. Всегда будьте корректны и профессиональны в общении и соблюдайте оговоренные сроки — и очень скоро у вас будут постоянные клиенты, которые будут охотно к вам обращаться и рекомендовать другим", - советует Олег Топчий.

И, наконец, еще одна полезная рекомендация –  никогда не останавливайтесь в поиске удачных заказов.

Я уже фрилансер: как добиться успеха

Работа фрилансера – это работа 24 часа в сутки. Необходимо быть готовым к тому, что поддержку пользователям придется оказывать постоянно и быстро, а в заказах сплошь и рядом будут присутствовать дедлайны. Более того, обязательным условием успеха является постоянная работа над своим профилем. "Пополняйте свой профиль после каждого выполненного заказа, добавляйте рисунки, ссылки. Если вы получили новые знания или навыки, тоже не забудьте упомянуть об этом", - говорит Стефан Касрил.

Тем не менее, в погоне за новыми заказами и клиентами, старайтесь не перегнуть палку. Ведь несвоевременное выполнение заданий не скажется положительно на вашей репутации. "Старайтесь не поддаваться азарту и рассчитывайте свои силы, ведь главное — это не победить других фрилансеров, сделавших предложения, а качественно и в срок выполнить проект. Старайтесь методично и последовательно строить свою репутацию и войти в топ лучших исполнителей по своей специализации на фриланс-сервисе, на котором вы работаете. Это откроет для вас сегмент заказчиков, которые хотят работать только с лучшими и проекты с бюджетами, значительно превышающими средний", - говорит Олег Топчий.

В целом, по мнению команды сайта Elance-Odesk, можно выделить 7 основных привычек, которые с большой вероятностью смогут привести фрилансера к успеху. Перечислим их основные идеи:

  • общайтесь рано, общайтесь часто – будьте проактивны, не заставляйте клиента самому к вам обращаться;
  • спрашивайте, когда сомневаетесь – это сэкономит не только ваше время, но и время заказчика;
  • установите четкие ожидания – всегда и честно рассказывайте клиенту о том, как продвигается выполнение проекта, и оперативно сообщайте о возникающих проблемах;
  • отвечайте быстро – не заставляйте заказчиков ждать ваших ответов;
  • следуйте срокам – всегда вовремя сдавайте готовое задание. Если не успеваете, лучше сообщить об этом заранее;
  • сделайте так, чтобы с вами было приятно работать – выслушивайте замечания и пожелания своих клиентов с улыбкой. Позитивное отношение – это ключ к построению профессиональной репутации;
  • обещайте меньше, давайте больше – никогда не обещайте больше, чем вы можете сделать и, в то же время, всегда делайте немножко больше. В этом секрет довольных заказчиков и успешной карьеры.

Подытожив все, что было сказано выше, можно утверждать, что работа фрилансера не настолько проста, как это может показаться на первый взгляд. Более того, подобный вид занятости подойдет далеко не всем и каждому. Иначе говоря, прежде чем принимать решение становиться активным игроком рынка фриланса, стоит хорошенько оценить свои силы, запастись терпением, временем и настроиться на успех.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: фриланс freelance олег топчий никки паркер стефан касрил
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 12821