Рынок стартапов в последние несколько лет отличается оживленностью и востребованностью.

Новые проекты появляются достаточно часто, но, к сожалению, не все они достигают поставленных на момент основания целей. Почему так происходит, и какую пользу из этого можно извлечь, разбирался UBR.ua.

 

 Причины ошибок

По словам управляющего партнера и основателя BVU Group Дениса Довгополого, каждый год на украинском рынке появляются от 300 до 600 новых стартапов. Из них около 150 – это достаточно серьезные проекты. Тем не менее, из них выживают только несколько десятков (около 20-40). Данная статистика достаточно ярко описывает реальное положение дел на отечественном рынке стартапов и показывает, что далеко не все начинания приходят к успеху.

Однако стоит заметить, что подобная ситуация характерна и для других стран. Доказательством тому служат периодические рейтинги неуспешных стартап-проектов, которые так и не смогли перерасти в полноценные компании, даже несмотря на наличие неплохой идеи или инвестиций. Практически хрестоматийным примером, описанным во многих бизнес-изданиях, можно считать банкротство крупной американской торговой интернет-площадки Boo.com в 2000 году. Причин закрытия стартапа было много, начиная от некорректной работы сайта до расточительства основателей проекта. Компания должна была и имела все предпосылки стать одним из ведущих торговых сайтов, но потерпела фиаско.

Среди более поздних примеров – история разработки двух бывших сотрудников Apple Пьера-Оливье Лятура и Кевина Кеннесона, решивших создать сервис Everpix, который сможет затмить Instagram и Pinterest. Изначально все шло более чем просто хорошо – идею оценили по достоинству, и на престижном конкурсе TechCrunch Disrupt в 2011 году компания заняла второе место, что, в свою очередь, позволило привлечь неплохие инвестиции. А уже через два года своего существования у Everpix было 55 тысяч зарегистрированных пользователей, которые за $49 в год получали право хранить на сайте неограниченное количество фотографий. При этом, сервис отличался простотой, ненавязчивостью и постоянными модернизациями, что не могло не привлечь внимание аудитории. Но именно стремление к идеальности и погубило стартап. Основатели уделяли много времени разрешению технических проблем, позабыв о customer support, наращивании клиентской базы и прочих аспектах. В результате из-за внушительного долга за хостинг сервис в один день потерял 400 млн загруженных фотографий. Такой ошибки пользователи не простили, и спустя некоторое время Everpix прекратил свое существование.

Причиной провала Everpix стала чрезмерная сосредоточенность разработчиков на самом продукте

Неправильный подход и невнимательность к деталям привели к краху не один стартап. Искать причины необходимо в каждом конкретном случае, с учетом ситуации на рынке, спроса и прочих факторов. Тем не менее, существует определенный свод ошибок начинающих компаний, которые могут повлечь за собой прекращение деятельности.

Читайте также:

Например, серийный предприниматель Майкл Элисон полагает, что успех стартап-проекта во многом зависит от правильно собранной команды.  Он аргументирует это тем, что бизнес-ангелы и инкубаторы обращают повышенное внимание именно на коллектив проекта, который, независимо от перепадов рынка или изменений продукта, должен работать слаженно. Отсутствие такие сотрудников, зачастую, может завести компанию в тупик. В то же время, Мэттью Кастон, предприниматель и директор по безопасности  компании 365 Retail Markets, утверждает, что стартаперы часто попадают в "ловушку одного процента", полагая, что объем рынка, на котором они осуществляют свою коммерческую деятельность, составляет $100 млрд, и для успеха нужно занять всего лишь 1%. Но на практике это оказывается совсем не так. Большинство рынков не целостны и состоят из множества мелких ниш, среди которых необходимо найти подходящую. В свою очередь, Майкл Черч, программист и создатель игры Ambition, считает, что ни к чему хорошему стартап, скорее всего, не приведут постоянные попытки продать часть бизнеса. Раунды инвестиций, по мнению Черча, могут быть либо слишком маленькими, что не даст возможности сделать уверенный рывок вперед, либо слишком большими, что означает ожидание стремительного роста проекта со стороны инвесторов в сжатые сроки.

Опыт и польза

Как бы там ни было, но из печального опыта неуспешного стартапа можно и нужно извлекать пользу, чтобы не допускать ошибок с будущими проектами. Такой точки зрения придерживается серийный предприниматель Джон Рамптон, чьи советы приводит издание Business Insider. В своей профессиональной деятельности Рамптон не единожды сталкивался с неудачными стартап-проектами, в том числе – собственными, и вынес из этого несколько полезных уроков. Ниже приведены некоторые их них:

  • проверьте свою идею на клиентах – запуская свои проект Just a Five Джон Рамптон не обращал внимания на пожелания рынка и в результате оказался в ситуации, когда продукт его компании не был интересен потребителям. После этого опыта предприниматель склонен полагать, что, порой, мнение аудитории может быть гораздо ценнее мнения инвесторов;
  • осознавайте важность соучредителей, партнеров и членов команды – одну из своих компаний Pixloo.com Рамптон создавал вместе с разработчиком, на чьих плечах лежала работа по наладке и запуску проекта. Старт был неплохим и принес около 80 тысяч пользователей в первый месяц существования. Но затем между кофаундерами возникли разногласия относительно будущего курса проекта. Итог – стартап был продан за копейки;
  • будьте агрессивными – по мнению Рамптона, построить бизнес без активных и даже агрессивных продаж и постоянного общения с клиентами абсолютно невозможно;
  • признайте, что поиск инвестиций занимает много времени – финансирование необходимо стартапу, поскольку первые доходы могут появиться очень не скоро. Но любому предпринимателю стоит понимать, что поиск инвестора – процесс достаточно длительный. В практике Рамптона были случаи, когда стартаперы обращались к 50 потенциальным инвесторам, но так и не получили ничего;
  • не спускайте глаз с финансовой стороны бизнеса – одним из залогов успеха компании можно считать правильные расчеты возможной прибыли. Во время работы над уже упомянутым выше проектом  Pixloo.com Джон Рамптон полагал, что ему удастся привлечь миллион клиентов, желающих платить по $10 в месяц за пользование сервисом. Но на деле покупателей набралось только 90, а все остальные стремились пользоваться услугой бесплатно;
  • смотрите в будущее – чтобы достичь успеха, предпринимателю необходимо всегда держать в уме долгосрочные цели и рассчитывать на несколько шагов вперед. Например, если проект уже хорошо укрепился и развивается в одном конкретном направлении, то это направление стоит продолжать поддерживать даже во время запуска новых;
  • не привлекайте слишком больших инвестиций – в этом вопросе Рапмтом полностью солидарен с Майклом Черчем, о котором речь шла выше. Стартапы стремятся получить как можно большее финансирование, не заботясь о том, что их проект пока не может обеспечить соответствующую отдачу;
  • создавайте уникальный продукт – разработчики сервиса вопросов и ответов Formspring однажды загорелись идеей внедрить в свой ресурс кнопку, позволяющую распространять посты, как это делают Facebook и Twitter. В результате, было потрачено много времени и денег, но новшество так и не "выстрелило". Вывод один – предпринимателю нужно делать свой собственный продукт таким, каким он его видит, не ровняясь на других;
  • помните, что компания должна расти – независимо от того, насколько успешно предприятие, никогда не стоит забывать о его дальнейшем росте;
  • ищите "правильных" инвесторов – люди, вкладывающие деньги в проект, должны смотреть на него так же, как и создатель. В противном случае, сотрудничество имеет все шансы стать неприятным для обеих сторон.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: бизнес стартап новый бизнес. истории успеха
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 4762