Все чаще в кризис украинцы задумываются о начале или расширении своего бизнеса. Договор франчайзинга поможет за относительно небольшие деньги получить доступ к уже проверенной стратегии ведения того или иного дела под присмотром более опытных коллег. 

Нужно понимать, что, когда вы "берете в пользование" чей-то раскрученный бренд на вас, как начинающего предпринимателя (франчайзи) ложатся вполне конкретные обязанности и стандарты ведения бизнеса. Но до подписания соответствующего договора, эксперты советуют тщательно проверить потенциального партнера на предмет того, реально ли франчайзер заинтересован развивать и расширять свой бренд или же просто хочет заработать на вас дополнительные деньги.

"У предпринимателя всегда есть возможность проверить "качество" бренда. Помимо франчайзера, стоит пообщаться с клиентами, поставщиками продукции, с другими франчайзи, которые работают или раньше работали с ним, а также посоветоваться с экспертами Ассоциации франчайзинга и консультантами. Появились сомнения — не связывайтесь", — порекомендовал UBR.ua глава директората Ассоциации франчайзинга Андрей Кривонос.

Что спрашивать

Что же нужно узнать о франчайзере, что бы не выбросить свои "кровные" на ветер UBR.ua спросил у управляющего партнера Franchise Group Мирославы Козачук. Всем своим клиентам, планирующим покупать франшизу, она советует обращать внимание на следующие показатели:

  • Сколько лет бренд/ТМ работает на рынке?
  • Какая у него репутация?
  • Сколько у него франчайзи?
  • Какая территория развития этого бизнеса?
  • Насколько востребован этот бизнес?
  • Что говорят действующие партнеры?

"Последний пункт один из самых важных. Ведь действующие франчайзи сети могут рассказать о реальной картине, а не о сказках, которыми нередко кормят потенциальных покупателей собственники ТМ.  желающие просто заработать на франчайзинге", — отметила в беседе с UBR.ua Мирослава Козачук. 

Вот список вопросов, которые она настоятельно советует задать франчайзеру при покупке франшизы:

  • Сколько стоит вступительный взнос?
  • Есть ли периодические платежи: роялти, рекламный взнос?
  • Какой срок окупаемости?
  • Какие инвестиции на запуск точки?
  • Какие требования к франчайзи?
  • Какой пакет документов предоставляется: юридический пакет, финансовый план, франчайзинговый пакет, бренд-бук, лицензии на ТМ, технологические карты и пр.?
  • Сколько времени занимает период открытия/запуска бизнеса?
  • Какими договорами оформляется передача франшизы/концепции?
  • Какой контроль ведется в течении работы франчайзинговой точки?
  • Какой пакет поддержки предоставляется?
  • На сколько лет подписывается договор франчайзинга?
  • Какой период времени еще действует свидетельство на ТМ?
  • Если покупаем мастер-франшизу, кокой план/график открытия/запуска точек, в каком количестве и периодах?
  • Обязательно ли перед покупкой франшизы, нужно сделать маркетинговый анализ рынка?
  • Как и где обучается персонал?
  • Какие пожелания к будущему партнеру?17.  Какое количество своих точек есть у продавца франшизы на сегодняшний день?
  • Какое количество франчайзинговых точек работает?
  • В какие страны/регионы планирует выходить собственник ТМ?
  • Какой план развития бренда на ближайших два года?

"На первой же встрече с франчайзером необходимо узнать как можно больше: сколько денег понадобится вложить, на какую прибыль можно рассчитывать, а также самостоятельно ознакомится с изложенными цифрами в бизнес-плане и пр.", — отметил Андрей Кривонос. 

К чему готовится

Также нужно уделить отдельное внимание тому, как осуществляются платежи по франшизе: это фиксированная сумма, или же она привязана к обороту, прописаны ли дополнительные платежи, какова их периодичность, есть ли бонусы за привлечение новых партеров и т.д.

"Что касается формы собственности и т.д., то во франчайзинговом пакете каждый раз прописано какой ФОП или ООО зарегистрировать и в каких классах. Это все порекомендует франчайзер исходя из своей практики", — заметила Мирослава Козачук.

В то же время, в украинской практике заключения франчайзинговых договоров выписки со счетов предоставлять не нужно. Как правило, требуются небольшие инвестиции — до $500 тыс. Учитывая то, что, скажем, открытие ресторана будет стоить порядка $250 тыс., это относительно небольшие деньги. Точки фастфуда или к примеру кофе, буду стоить, конечно, дешевле — $30-100 тыс.

По словам экспертов, выписки здесь не играют большой роли так как практика показывает, что и сам фрачнайзер держит деньги не в украинских банках, поэтому франчайзи лишних вопросов задавать точно не будет. В то же время, для работы с зарубежным брендом финансовое состояние и кредитная история являются важным фактором, но это уже отдельные случаи.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: бизнес франшиза торговая марка
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 9574