На текущий момент в Украине распространена практика организации при отеле предоставления комплекса дополнительных услуг, в числе которых значительную долю занимают обеспечение услуг питания заведением ресторанного хозяйства (кафе, бар, ресторан). Их функционирование в комплексе предоставления услуг временного проживания часто воспринимается собственниками отельного бизнеса как побочный вид деятельности, а следовательно, вопреки редкому мнению, не требующим особого правового обеспечения.

Нина Михальская, юридический консультант по вопросам предпринимательской деятельности для UBR.UA

Напротив, ресторан при отеле является источником, как и решения управленческих проблем собственника, так и и возникновения спорных моментов при его организации, как одного из важнейших подразделений отельно-ресторанного бизнеса.

В данной статье будут рассмотрены некоторые вопросы правового обеспечения организации ресторана при отеле, а также существенные нюансы правового регулирования данного типа заведения ресторанного хозяйства в законодательстве Украины.

Категория: "звезда"

Общеизвестно, что отелю (гостинице) в зависимости от перечня предоставляемых гостям услуг, материально-технической оснащенности, а также квалификации персонала, присваиваются определенные категории – "звёзды". В отличии от правового регулирования определения классов ресторанов, отели (гостиницы) в Украине  получили нормативное регулирование классификации – "звёзды", а значит вместе с ним определенные требования к их соблюдению.

Так, государственный стандарт "Услуги туристические. Классификация гостиниц" ДСТУ 4269:2003, разъясняет, что наличие и класс заведения ресторанного хозяйства зависит от "звёздности" отеля (гостиницы).

Согласно требованиям, предъявляемым к отелям (гостиницам) - для отеля "две звезды" необходимо наличие хотя  бы одного из типов заведения ресторанного хозяйства (ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная), для отеля категории "три звезды" - ресторан или кафе, где количество сидячих мест не меньше 75% от количества мест в гостинице, для отеля категории “четыре звезды” -   помимо ресторана, класс которого обслуживания - не ниже "высшего", необходимо наличие банкетного зала и бара.

Среди требований, которые нужно соблюсти при открытии "пятизвёдочного" отеля, нужно учитывать то, что кроме вышеперечисленных помещений для питания гостей гостиницы, необходимо функционирование дополнительного бара в зоне приема и отдельного помещения для питания персонала.

На самом же деле, данные требования, являются обязательными для выполнения на территории Украины в силу выполнения положения Декрета "Об стандартизации и сертификации". Следовательно, государственные стандарты предназначены для определения обязательных требований, обеспечивающие безопасность продукции для жизни, здоровья и имущества граждан, ее совместимость и взаимозаменяемость, охрану окружающей среды, и требования к методам испытаний этих показателей; требования техники безопасности и гигиены труда со ссылкой на соответствующие санитарные нормы и правила.

Быстрее, выше, сильнее

Справедливым было бы замечание относительно того, относится ли рассмотрение вопроса категории отеля (гостиницы) к ресторану при отеле (гостинице). Ресторан, как заведение, оказывающее соотвествующие услуги питания, непосредственно сталкивается с требованиями техники безопасности и также попадает в сферу действия контролирующих и проверяющих органов, как и любое другое отдельно зарегистрированное предприятие.

Таким образом, часто обустройство ресторанно-гостиничного комплекса сопряжено с дополнительными согласованиями с местной властью, так как функционирование ресторана может быть связано с его расположением вблизи жилых домов и обязано учитывать интересы жильцов близлежащих домов.

В некоторых случаях для этого требуется разрешение местных властей, а в некоторых – вопрос режима работы ресторана определяется непосредственно собственником.

Так, согласно пункта 1.7 Правил работы заведений (предприятий) ресторанного хозяйства на фасаде помещения учреждения (предприятия) ресторанного хозяйства должна размещаться вывеска с указанием его типа/класса/названия, наименования субъекта хозяйственной деятельности и режима работы. Режим работы заведения ресторанного хозяйства устанавливается субъектом хозяйствования самостоятельно, а в случаях, предусмотренных законодательством, по согласованию с органами местного самоуправления.

Для заведения ресторанного хозяйства, обслуживающего потребителей на предприятиях, в учреждениях и организациях, режим работы устанавливается субъектом хозяйствования по договоренности с их администрацией.

При этом создание ресторана при отеле может принимать различные организационно-правовые формы. Например, ресторан может размещатся, что довольно распространено, в составе отеля (гостиницы), или непосредственно в самостоятельном здании или строении, но при этом быть подразделением отеля (гостиницы).

Таким образом, организация ресторана при отеле предполагает, помимо учёта категории отеля (гостиницы), и других требований, касающихся расположения, доступности ресторана, количества посетителей и  т. д.

Так, государственный стандарт "Здания и сооружения. Отели" (ДБН В.2.2-20:2008) определяет требования к организации расположения и доступности заведения питания (ресторанам) в зависимости от категории гостиницы. В первом случае для гостиниц категории от "двух" до "пяти звёзд" необходимо организовать размещение входа в заведение ресторанно-хозяйства (ресторан, кафе, бар) из отеля.  Для категорий "три", "четыре" и "пять звёзд" может быть и отдельный вход с улицы. Во втором случае доступность заведения ресторанного типа означает его общедоступность, включающую преимущественное обслуживание проживающих в гостинице, имеющих доступ как из гостиницы, так и населенного пункта, где находится отель; или закрытость, предполагающую обслуживание только проживающих.

Что же касается численности посетителей, то в гостиницах категории от "двух" до "пяти звёзд"  следует предусматривать столовые и буфеты персонала из расчета одновременной минимальной посадки 30% наибольшей смены в столовых и 2% в буфетах.

Избегая рассмотрения проблем с присвоением "звёзд" как отелю (гостинице), так и класса- ресторану, а также с ценой престижности этой меры оценки в Украине, в данной статье был сделан формальный подход к этому вопросу, с позиций его правового обеспечения. При этом, следует отметить, что источник всех проблем отечественных отельеров кроется здесь, а именно - в соблюдении достаточно ясных законодательных норм по правовому обеспечению деятельности ресторана при отеле.

Читайте также: Правовая карта в ресторанном меню: ресторан – как субъект хозяйственной деятельности

                          Правовая карта в ресторанном меню: Торговля в ресторанном бизнесе

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, Google+, Facebook, Instagram.

Теги: бизнес отель ресторан свой бизнес право
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 4578
Загрузка...
Загрузка...