Служба доставки еды из ресторанов зарабатывает на транспортных услугах. Спрос на услуги доставки высок, а вот конкуренции в этом сегменте практически нет.

Бизнес-кейс

Что продаем: услугу по доставке еды из ресторанов ("Экипаж-сервис")

Оборот за год: 3 млн. грн.

Персонал: 200 чел.

Место расположения: Киев, Харьков, Днепропетровск, Кривой Рог

Год основания: декабрь 2009 года

Прежде чем организовать свое первое дело, Владимир Нечипоренко 8 лет отработал коммерческим директором в украинском представительстве иностранной компании, которая завозила в страну профили для металлопластиковых окон. Полученные менеджерские навыки позволили ему легко начать свое первое дело, где работа с людьми и умение договариваться стояли во главе угла. Это была служба такси "Экипаж". Кризисный 2009-й стал испытанием для этого бизнеса – купленные в кредит машины такси простаивали. "За время кризиса рынок такси в Киеве "лег" – заработков практически не было, и бизнеса в этом я не видел", – констатирует Владимир. Тогда и родилась идея создать "Экипаж-сервис" – компанию по доставке еды из ресторанов.

Деньги "Экипаж-сервис" сегодня зарабатывает исключительно на услуге по доставке, и никаких наценок на стоимость товара не делает. Клиенту вместе с заказом отдается чек, где он может увидеть стоимость еды. Служба доставляет еду из любого из 120 столичных ресторанов-партнеров. "Мы ориентированы на людей с достатком "средний +". Человек с зарплатой 4–5 тыс. грн. в месяц вполне может позволить себе заказать пиццу или суши. Не говоря уже о меню из "МакДональдса" – его заказывают и студенты, и пенсионеры", – считает г-н Нечипоренко. Сумма "среднего чека" зависит от того, в каком ресторане клиент заказывает себе еду: в фаст-фуде – 100–120 грн., в ресторане средней ценовой категории – 250–300 грн., в элитных ресторанах – 500 грн.

Сама процедура заказа доставки проста. Клиент звонит в сall-центр и говорит о своих пожеланиях (ресторан, блюдо, время доставки). Оператор сразу же озвучивает ему стоимость доставки – минимальный тариф 40 грн. за 6 км пробега плюс 3 грн. за каждый следующий километр. Если сумма услуги клиента устраивает, заказ принимается. После этого оператор перезванивает в ресторан и делает заказ. Доставка занимает час-полтора. В среднем с одного заказа служба получает 60 грн. Ежедневно удается обслужить более 100 клиентов, что приносит приблизительно 250 тыс. грн. валового дохода каждый месяц.

Бизнес Владимира Нечипоренко начинался в декабре 2009-го с ресторана "Меланж" на Оболони. "У них не было своей службы доставки суши, и мы взялись помочь", – вспоминает Владимир. Проблем с конкурентами не было. Только одна из компаний на момент старта "Экипаж-сервиса" специализировалась на доставке еды из разных ресторанов сети "Козырная карта". Все остальные ограничивались развозом пиццы или суши от одного производителя. "Рынок настолько широк, что мы не чувствуем конкуренции. Работы хватает всем", – констатирует Владимир.

Важным шагом стало создание сайта. На его разработку потрачено более 10 тыс. долл. Но на этом траты не закончились – Владимир постоянно инвестирует в его усовершенствование. Например, он решил внедрить на сайте систему онлайн-оплаты заказа через популярные в Украине платежные системы. А еще тратит солидные бюджеты на продвижение сайта в Интернете. В июле 2011 года г-н Нечипоренко даже оплатил разработку первого в стране приложения для пользователей iPhone по доставке еды.

По словам владельца бизнеса, тратиться на приобретения собственных машин в этом деле совершенно необязательно. Гораздо выгоднее брать на работу водителей с собственным автотранспортом. Зарплата таких курьеров больше, но зато не нужно заботиться о состоянии автопарка.

Чтобы прочувствовать все тонкости своего нового бизнеса, Владимир вначале сам подрабатывал курьером. Ведь было важно понять, как все происходит на практике: сколько времени уходит на дорогу, как реагирует клиент, сколько оставляет чаевых. "Чаевые для наших курьеров – часть их заработка. Я сам не раз убеждался, что их размер зачастую больше, чем стоимость самой доставки. Однажды я привез пиццу, которая стоила 109 грн. За доставку клиент должен был заплатить 40 грн., а он мне дал еще 100 грн. сверху. Теперь, когда мы принимаем на работу курьеров, обязательно рассказываем им, что чаевые будут хорошим дополнением к их зарплате", – говорит Владимир.

Увы, и забот в бизнесе по доставке еды хватает. Много хлопот доставляют безответственные клиенты, которые, сделав заказ, могут передумать его забирать. "Иногда такое встречается – сделал заказ, ему его привезли, а он не открыл дверь и отключил телефон. А деньги за товар нами уже заплачен. Получается, что это наш чистый убыток", – сетует Владимир. Впрочем, так обмануть "Экипаж-сервис" можно только один раз – контакты такого клиента вносятся в черный список, и у него больше никогда не примут заказ. Донимает бизнесмена и текучка кадров – постоянно не хватает надежных курьеров.

Не прошло и двух лет с момента появления "Экипаж-сервиса" в Киеве, а его филиалы уже открыты в Харькове, Днепропетровске и Кривом Роге. "В середине октября мы стартуем в Донецке. На очереди открытие региональных представительств во Львове, Одессе и Запорожье. А в следующем году я запланировал выйти на рынки всех украинских областных центров и, может даже, начать работать в России. Этот бизнес очень перспективен и интересен", – резюмирует Владимир Нечипоренко.

Бизнес-план

Служба доставки еды из ресторанов зарабатывает на транспортных услугах. Спрос на услуги доставки высок, а вот конкуренции в этом сегменте практически нет. И есть возможность масштабировать бизнес настолько, насколько хватит энергии предпринимателя.

Главная "фишка" сервиса – не привязываться к одному ресторану. Главный клиент – это человек с достатком не менее 5 тыс. грн. в месяц. Хотя заказать доставить, например, меню из "МакДональдса" могут позволить себе даже студенты. Минимальная сумма доставки – 40 грн. В среднем для Киева клиенту приходится платить 50–60 грн. за доставку.

Основных капиталовложений на старте требует закупка оборудования и мебели для call-центра, оплата мобильной связи и зарплата курьеров, а также создание, раскрутка и поддержка сайта компании.

Много сил понадобится на то, чтобы найти и нанять на работу порядочных курьеров-водителей с собственным автомобилем. "Покупать собственный парк авто дорого и экономически невыгодно. Кроме того, нанятые водители не очень заботятся о сохранности хозяйского автомобиля. Машины бьются, и часто серьезно. А это большие убытки", – рассказывает владелец одной из днепропетровских компаний.

При активной работе бизнес начинает зарабатывать через 3–4 месяца после старта. Через полгода служба доставки еды из ресторанов вполне может зарабатывать около 250 тыс. грн. ежемесячно. Окупаемости вложений реально достичь за год-полтора с момента старта.

Для запуска бизнеса нужно нанять в штат минимум четырех операторов в call-центр, десять курьеров-водителей со своими авто и несколько менеджеров по продажам, которым предстоит позаботиться об увеличении количества ресторанов-партнеров. Как признаются руководители компаний, текучка кадров – очень высокая. Чаще всего приходится подыскивать новых курьеров. Стандартная зарплата оператора – 3–4 тыс. грн. в месяц. Они делят между собой рабочее время call-центра, который функционирует 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Водители-курьеры получают 150 грн. за день, но при этом они оставляют себе чаевые, которые часто составляют в 300–400 грн. в день. Кроме того, службы доставки, принимая на работу курьера со своим авто, обязуются за свой счет его заправлять 10 литрами бензина в день, оплачивать мойку, шиномонтаж, а иногда и ремонты на СТО.

Организовать прибыльный бизнес по доставке еды из ресторанов по силам решительным и устойчивым к стрессам предпринимателям, поскольку им каждый день придется отстаивать свои интересы и защищать свои деньги. "В этом деле две беды: первая – клиенты, которые заказали еду, а потом не открыли курьеру дверь и не расплатились за заказ, и вторая – курьеры, которые частенько пытаются ушмыгнуть с наличными, выданными им для оплаты еды в ресторанах", – откровенничает владелец одной из компаний. Клиентов-обманщиков сервисы по доставке заносят в черный список и больше не обслуживают, а курьеров-воров находят и убеждают вернуть присвоенные ими деньги.

О чем службы доставки предпочитают не говорить громко, чтобы не накликать беду, так это об отношениях с правоохранительными органами. "Нас сейчас никто не трогает. Мы регулярно платим единый налог как предприниматели-упрощенцы и тихонько работаем. И очень хочется верить, что так будет и дальше", – надеется Денис Радковский из Одессы.

Бизнес-план сервиса по доставке еды

Статья расходов

Сумма, грн.

Основные разовые затраты

Покупка оборудования:для call-center (оборудование, мебель, ПО)

100 000

Мобильная связь с курьерами

8 000

Создание сайта

20 000

Продвижение сайта в сети

6 000

Рекламная полиграфия

5 000

ИТОГО разовых затрат

139 000

Постоянные затраты, грн./мес.

Фонд зарплаты, включая начисления

100 000

Налоги

6 000

Бензин для авто

50 000

Мойка авто, СТО, шиномонтаж;

10 000

Аренда помещения для операторов call-center

5 000

Оплата телефонной связи

4 000

Оплата Интернета

450

Реклама: печатная и в Интернете

10 000

ИТОГО В МЕСЯЦ, грн.

От 185 000

ИТОГО постоянных расходов за год

2 220 000

ИТОГО за первый год, включая стартовые затраты

2 359 000

ДОХОДЫ СРЕДНЕМЕСЯЧНО, грн\мес

250 000

Итого доходы за год, грн

3 000 000

Срок окупаемости

До 12 месяцев

Теги: доставка еда свой бизнес
Источник: деньги Просмотров: 3072