Екатерина Микула основала один из первых украинских скидочных сервисов SuperDeal. В мае 2014 году ее проект объединился с Покупон, образовав компанию, которую возглавила наша сегодняшняя героиня. Екатерина уверена, что сделать качественный стартап могут помешать только страх и неуверенность, а в доказательство этому приводит слова Луция Аннея Синеки: "Мы на многое не отваживаемся не потому, что оно трудно; оно трудно именно потому, что мы на него не отваживаемся".

UBR.ua: Екатерина, что такое, на Ваш взгляд, женский стартап? Каковы его основные особенности?

На мой взгляд, женский стартап ничем не отличается от мужского. Стартап – это начало бизнеса, старт компании, бизнес-модель может быть любая. Есть "женские стартапы", например, в металлургии или совсем не женских бизнесах. Нельзя сказать, что если женщина делает стартап, то он обязательно о платьях.

UBR.ua: Много ли девушек сегодня решаются на развитие своих собственных проектов?

Все зависит от окружения, в моем окружении таких довольно много – ярких, активных и предприимчивых.

UBR.ua: Трудно ли принять решение о выходе из зоны комфорта и запуске стартапа?

Да, всегда сложно и страшно решиться, сделать первый шаг, недаром говорят, что "начать" – это уже 50% или даже больше.

UBR.ua: Из Вашего личного опыта, какой из вариантов является более потенциально успешным: работа наемным сотрудником и последующий уход в самостоятельное плавание или же выбор в пользу собственного проекта без наличия опыта работы за плечами?

Я считаю, что абсолютно нет никакого отличия между этими вариантами. Я знаю кучу людей, которые уже 10 и более лет все набираются опыта и до сих пор не решились открыть собственный бизнес, и наоборот, тех, которые, не имея вообще никакого опыта, рисковали, пробовали, набивали шишки, но добивались успеха, в первую очередь, благодаря упорству и желанию идти вперед и пробовать.

UBR.ua: Екатерина, Вашим первым проектом стал сервис SuperDeal. Как появилась идея стартапа?  Расскажите о нем несколькими предложениями.

Если говорить о полноценном собственном проекте, то да, SuperDeal – первый. Честно говоря, никакой тут мега-идеи не зародилось, мы просто решили попробовать модель на то время быстроразвивающегося Groupon в Украине и посмотреть, что из этого выйдет.

UBR.ua: Посоветуйте, где стартаперу искать вдохновение и идеи для своих проектов? Что может подтолкнуть к понимаю потребностей рынка и потребителей?

Вдохновения надо искать в других предпринимателях, я так считаю, так как их опыт, энергия и упорство всегда заслуживают уважения и вдохновляют к действию. Что может подтолкнуть к пониманию рынка и потребностей – думаю, только личный опыт или близких людей. Особенно важно не придумывать эту проблему самому или высасывать ее из пальца. Видела много стартаперов, старающихся подогнать свою бизнес-модель под какую-то несуществующую потребность или придумать эту потребность.

UBR.ua: Какие вопросы и проблемы были самыми сложными на пути становления SuperDeal? Сколько времени потребовалось для того, что вывести проект на самоокупаемость и прибыльность?

Я уже и не помню, какие проблемы или вопросы были самыми сложными, просто все плохое со временем забывается, а помнится только хорошее. Да, было много переживаний о том, хватит ли денег и как выжить, как обойти конкурентов, как найти нужного человека в команду и прочее. На окупаемость проект вышел чуть больше, чем через год.

Читайте также:

UBR.ua: Как Вы собирали команду для запуска? Каких специалистов было труднее всего найти?

С командой мне повезло может не с самого начала, но в ключевых людях я не ошиблась, и те, кого пригласила в команду, оправдали мои надежды и даже более. С большинством мы до сих пор работаем или очень хорошо дружим.

Труднее всего найти не просто хороших профессионалов, они, как правило, не дают такого выдающегося результата в стартапе, а думающих людей, не просто исполнителей, а тех которые с тобой будут развивать начатое дело.

UBR.ua: SuperDeal специализируется на продаже купонных предложений в сфере туристического бизнеса. Такое направление появилось сразу или было отобрано путем проб и ошибок?

Нет не сразу, в самом начале мы даже и не думали в этом направлении работать, не было понимания, как и зачем мы этому сегменту нужны. Открыли туризм, наверное, когда начали осваивать новые категории и направлении,  и тогда поняли, что мы можем быть очень даже полезны нашим отелям и базам отдыха и помогать им очень быстро заполнять их номера.

UBR.ua: Перечислите, пожалуйста, несколько составляющих, которые, на Ваш взгляд, обязательно должны присутствовать у потенциально успешного стартапа, имеющего все шансы достигнуть поставленных его основателями целей? 

Первое: конечно, работающая бизнес-модель, решающая реальную проблему или потребность (это самое важное);

Второе:  люди в команде, их вовлеченность и энергия;

Третье: умение распоряжаться деньгами и понимание того, что бизнес создается с целью зарабатывать деньги, а не тратить их в пустую.

UBR.ua: Вы являетесь ментором инкубатора EastLabs. Что значит для стартапа акселерация в инкубаторе? На каком этапе команде, делающей новый проект, нужно и стоит обращаться за помощью в инкубатор.

Я думаю, что, прежде всего, командам стоит обращаться в инкубаторы, когда у них есть идея, но нужно получить, так сказать, первый "толчок" для ее реализации, сделать пилот или тест, получить первых клиентов, так как инкубатор обычно может в этом хорошо помочь – т.е. именно познакомить с нужными людьми, дать выходы на потенциальных партнеров/клиентов и т.д.

UBR.ua: Бытует мнение, что одной из основных трудностей практически всех стартапов является поиск инвестиций. Так ли это? В целом, существует ли определенная "обязательная программа" проблем и вопросов,  через которые должны пройти все начинающие проекты?

Не совсем согласна с этим мнением, так как считаю, что многие стартапы слишком увлекаются "поиском инвестиций" и забывают о том, что, прежде всего, они должны думать о развитии проекта, а не о том, где взять денег. Но совсем без денег проект, конечно, тоже не сделаешь.

"Обязательная программа" для любого стартапа – это проверить на практике рабочая ли бизнес-модель, действительно ли она решает потребность, полностью ли ее удовлетворяет, готовы ли за нее потребители платить деньги и готовы ли они это делать постоянно (ну или, как минимум, продолжительный период), может ли бизнес масштабировать в будущем.

UBR.ua: Екатерина, в мае текущего года SuperDeal объединился с Покупон. Теперь Вы возглавляете оба проекта. Расскажите, почему было принято такое решение?

SuperDeal и Pokupon два единственных действительно качественных и сильных проекта на рынке Украины, и наши инвесторы решили объединить усилия, чтобы просто достичь синергии. 

UBR.ua: Каковы планы объединенного сервиса на будущее? Планируется ли запуск новых предложений, расширение спектра услуг?

Да, планируется. У нас много идей по улучшению существующей модели и новым направлениям бизнеса и, думаю, в ближайшее время мы будем запускать различные тесты и пилоты, чтобы проверить эти идеи на практике. И самые удачные останутся на рынке.

UBR.ua: Екатерина, расскажите, сложно ли девушке-СЕО руководить компанией и большим коллективом? Как Вы планируете свой рабочий день? Трудно ли находить баланс между карьерой и личной жизнью?

Нет, не трудно. Вообще не понимаю суть данного вопроса, хотя и часто слышу. Почему это должно быть трудно? Что в этом может быть трудного или что в этом может быть такого, с чем не может справиться женщина? Я не феминистка, но вот таких вопросов не понимаю. Думаю, что если бы был мужчина на моем месте, ему бы такой вопрос никто не задавал.

UBR.ua: Напоследок, посоветуйте, пожалуйста, нашим читателям, с чего лучше начинать процесс создания своего стартапа, с какой стороны подходить, чего стоит и не стоит бояться и когда ждать первых успехов?

Я думаю, любой человек, который задумывается о создании своего бизнеса, более менее понимает, с чего нужно начинать, и проблема не в том с чего лучше начать или как лучше, проблема в страхе! Он сковывает, не дает начать, пробовать. Страх ошибки, неудачи или "что подумают друзья-знакомые" не дает действовать и даже хорошую идею делает не такой уже и перспективной, заставляет искать оправдания и причины "почему нет".

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: бизнес женщина в бизнесе стартап по-женски
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 5723