Долгожданный чемпионат Евро-2012 – не только праздник футбола, но и возможность для бурного старта многих видов бизнеса. Это реальный шанс вырваться из порочного круга застоя.

Судите сами: экономика страны восстанавливается медленно. И хотя рапортующие о низкой инфляции и росте ВВП чиновники полны оптимизма, реальность от него далека. Потребительские настроения остаются на низком уровне. "Уменьшение реальной зарплаты в октябре и ноябре, а также падение промышленного производства в декабре вызвали ухудшение ожиданий у наемных работников в городах. Оснований к стойкому улучшению настроений мы не наблюдаем", – комментируют аналитики GfK Ukraine. Еще один дестабилизирующий фактор – ожидание девальвации на фоне дорожающих банковских ресурсов.

Так что проведение чемпионата по футболу в Украине – хорошая новость для бизнеса. Потому что с притоком туристов в города-участники Евро-2012 появится возможность заработать даже в случае продолжения застоя. Почему? Да потому, что в страну приедут деньги. К сожалению, тратиться эти деньги будут преимущественно в тех городах, где пройдут матчи.

Детали важны

Итак, хорошая новость: проведение чемпионата позволит малому бизнесу заработать. Плохая новость – времени до старта ЕВРО мало, а на отлаживание бизнес-процессов его совсем не будет. Поэтому все бизнес-процессы к июню уже должны работать как часы. За четыре недели соревнований заработает лишь самый мобильный и самый внимательный к потребностям клиентов.

Нужно быть готовым общаться с потенциальными клиентами-иностранцами на понятном им языке. По прогнозам УЕФА, в Украину приедут 1,6 млн. туристов. Из них более 50 тыс. человек приедут из Великобритании. В целом, наиболее активными покупателями билетов на матчи Евро-2012 являются фаны из Польши, Украины, Германии, Голландии и Швеции. Учитывая огромный приток иностранцев, туристическому, отельному и ресторанному бизнесу впору позаботиться о персонале со знанием английского, немецкого и польского.

Интернет-магазинам (особенно тем, которые торгуют оригинальными сувенирами, вышиванками, а также заняты доставкой еды) нужно создать англоязычную версию сайта. А еще лучше – добавить версии на немецком и польском. Многим онлайн-шопам придется также нанять на месяц-два диспетчеров со знанием английского языка. Очень важно качество сервиса: скорость обслуживания, вежливость персонала и наличие POS-терминалов на кассах. Все это – конкурентное преимущество в борьбе за спешащего и капризного европейского клиента.

Службам такси, отелям, кафе и ресторанам, Интернет-магазинам стоит не пожалеть денег на создание мобильных и Интернет-приложений: наличие продуманных технологических решений для смартфонов и планшетов позволит привлечь больше клиентов.

И, конечно, нужно заключить договора о сотрудничестве с самыми разными партнерами. Службе такси – с ресторанами и отелями, отелям – со службами консьерж-сервиса, экскурсионными бюро и службами доставки еды, туристическим агентствам – с отелями, такси, кафе и даже уличными торговыми точками. Успех обеспечен тем, кто сможет охватить как можно большее количество партнеров, у кого будет создан оригинальный логотип, размещенный в партнерских сетях и на их сайтах, кто сумеет выпустить дисконтную карту для созданной партнерской сети и организовать эффективную рекламную поддержку.

Учесть риски

Не стоит ожидать, что футбольные фаны будут готовы платить "любые деньги". Стоит вспомнить опыт Вены, где во время Евро-2008 в фан-зоне продавали пиво за 4,5 евро (дороже, чем в других городах-участниках). И 16 предпринимателей из 60, арендующих торговые места около стадиона в Вене, покинули свои точки: продажи были ниже ожидаемых, и они не смогли покрыть полученным доходом цену аренды места.

Не меньшие сложности ожидают и тех предпринимателей, которые решат заработать на производстве сувенирной продукции, футболок, чашек и кепок.

Ведь использовать логотип чемпионата и ряд других надписей и изображений, права на которые принадлежат УЕФА, без лицензии вряд ли удастся, так как это чревато штрафами, арестом продукции и даже тюремным заключением. "Все права на изготовление сувениров с логотипом Евро-2012 получила американская компания Warner Bros. Чтобы производить такую ​​сувенирную продукцию, нужно предварительно купить лицензию, которая выдается желающим компаниям на конкурсных условиях (с учетом всех критериев, в т. ч. наличие сети сбыта)", – отмечает юрисконсульт Марьяна Гармаш.

По словам юриста ЮФ "Pragnum" Виталия Мазура, если предприниматель хочет заработать на Евро-2012, то необходимо проявить смекалку. "Можно производить сувенирную продукцию с изображениями на футбольную или околофутбольную тематику (мяча, футбольных игроков, не персонифицируя, футбольные ворота и т. п.), но при этом рисунок не должен быть похож на официальный логотип либо символы чемпионата. Можно производить изделия с национальной символикой, которые, как показывает практика предыдущих чемпионатов, пользуется не меньшим спросом у болельщиков и туристов", – говорит г-н Мазур.

И еще во многих случаях не удастся обойтись без "представительского бюджета". "Усилится коррупционный фактор в ведении бизнеса. ... Будет характерно ужесточение разрешительной и контролируемой функций и, отсюда, подталкивание к коррупционным действиям", – говорит Сергей Попов, партнер отдела налогового и юридического консультирования компании КПМГ в Украине.

Жизнь после Евро

После окончания чемпионата ряд бизнесов окажется перед дилеммой – как развиваться дальше? Компаниям, специализирующимся на въездном туризме, нужно попытаться использовать контакты с уже приехавшими в Украину для привлечения новых гостей. Раздача дисконтных и информационных англоязычных карточек, использование зарубежной Интернет-рекламы – все это даст шансы на успешное продолжение работы и после Евро. Кроме того, можно попытаться предложить отлаженные на капризных иностранцах услуги не менее разборчивому отечественному корпоративному клиенту. А там и соотечественники подтянутся, обнаружив, что уикенд во Львове или Киеве ничем не хуже полета в Будапешт или Вену.

Теги: бизнес инвестиции евро 2012
Просмотров: 1892