Пресловутый советский дефицит остался в прошлом. Сегодня на каждом углу, даже в небольших городах, можно наткнуться на магазины, супермаркеты, торговые центры, которые пестрят разнообразием ассортимента. Покупать есть что, а вот есть ли за что? Имея ограниченную платежеспособность, на что скорее потратит кровно заработанные среднестатистический потребитель – на пачку сигарет или на здоровое питание? Какие отрасли за счет наличия необходимого спроса имеют шансы вырасти? И что в целом ждет украинский ритейл – традиционный и электронный – в будущем? Ответы на эти и другие вопросы попытались дать специалисты компании Euromonitor International, в частности, аналитик по исследованиям потребительских рынков Восточной Европы Георгий Гребинский рассказал о портрете современного покупателя и прогнозах потребительских предпочтений.

Доходно-расходный портрет потребителя и "среда" его обитания

Украинский потребитель – однозначно, не самый богатый потребитель. И на то есть ряд причин, в частности макроэкономические условия его обитания. В прошлом году ситуация была такова:

Как видно, ситуация в целом неплохая, но в текущем году положение ухудшилось, в частности, в связи с девальвацией, тянущей за собой рост инфляции. На рынке труда также, за исключением нескольких направлений, наблюдается застой. Очевидно, даже в сравнении с прошлым годом, семейный и личный бюджет украинцев должен стать еще более скромным, а статьи расходов должны продумываться более тщательно (хотя и сейчас более трети их уходит на еду). Как вариант – избавится от вредных привычек. Хотя, как показывает исследование Euromonitor International, такие перспективы сомнительны.

Если говорить о потенциале роста доходов (как следствие – повышения платежеспособности) и возможности оставлять их часть в виде сбережений, то некоторые надежды у нас есть, однако, сравнив свое положение с всем миром в целом и нашими континентальными соседями в частности, видим, что в этой гонке наша судьба – роль аутсайдеров. Также данные показатели не могут создать целостную картину, ведь неизвестно, сколько к тому времени будут "стоять" наши доходы.

Потребительский рынок как он есть

Специалисты компании Euromonitor International проанализировали потребительский рынок Украины, отдельно обратив внимание на продовольственную и непродовольственную розницу. Что касается первой, то, независимо от ситуации в стране, люди покупают и будут покупать продукты питания, возможно, сокращая статьи расходов или отказываясь от товаров не первой необходимости. Поэтому стоит обратить внимание на другие аспект развития рынка. В частности, важным наблюдением является то, что украинцы последовательно уходят от совковых базаров и раскладок, отдавая предпочтение "цивилизованной" рознице – супермаркетам, мегамаркетам. Если пять лет назад половина отечественных потребителей делала выбор в пользу современной сетевой торговли, то сейчас это уже 56%, и тенденция, по прогнозам аналитиков, будет продолжаться. В чем причины? Ассортимент, цена, удобство и другое.

Что касается непродовольственной розницы, тут ситуация немного сложнее. В тяжелых экономических условиях – при снижении уровня доходов, нестабильности в стране, курса доллара, повышении цен – потребители сокращают расходы по многим статьям, в частности по тем, которые касаются непродовольственной розницы. Однако, как показывает исследование Euromonitor International, у участников рынка есть надежда, так как, кроме негативных факторов влияния на рынок, есть и те, которые даже в текущих условиях сопутствуют его развитию.

При этом не все отрасли потребительского рынка развиваются одинаково – это демонстрируют как показатели прошлого года, так и диапазона в прошедшие пять лет, на протяжении которых также было много экономически сложных ситуаций в стране. Динамика отраслей рынка говорит о том, что практически все отрасли с разным значением выросли, отрицательный результат продемонстрировал только рынок бытовой техники. И хотя в 2012-2013 гг. на нем все же наблюдался рост, он не компенсировал длительное падение.

 

Онлайн-ритейл в тренде

Электронная коммерция в Украине находится на этапе становления, поэтому участникам рынка есть куда расти, есть возможности для развития, особенно с учетом все большей заинтересованности потребителей в онлайн-покупках. Если сравнить темпы роста онлайн- и оффлайн-ритейла, очевидно, что тем, кто ищет свое место в розничной торговле, скорее всего, стоит обратить внимание на Интернет-коммерцию как на одно из направлений сбыта (или же полностью сосредоточится на нем). При том, что такая стратегия будет иметь именно в Украине наибольше шансов на успех.

Хотя, как и на любом рынке, есть факторы, которые как сопутствуют росту, так и сдерживают его, доказывает исследование Euromonitor International. В частности, становление рынка делает больше возможностей входа на него, однако отсутствие некоторых возможностей, присущих европейским и американским онлайн-ритейлерам, приводят к тому, что часть потребителей все же предпочитают оффлайн.

Прогнозы по развитию ритейла: все будет, дожить бы

Бесспорно, люди, независимо от политической и экономической ситуации, будут идти в розницу, покупать необходимые товары. Однако, не исключено, что тратить на них они будут стараться меньше. Иначе – не выжить. Экономический кризис, низкая платежеспособность населения, рост цен и другие реалии в ближайшее время точно не подтолкнут розничный рынок вверх, однако, по мнению аналитиков Euromonitor International, надежда есть на будущее при условии стабилизации ситуации, стремлении к западным нормам торговли и прочих стимулирующих условиях.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: ритейл розница товары исследование потребительский рынок прогнозы потребитель продажы
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 3299