Что такое маркетинг, знают абсолютно все. С одной стороны, мы сталкиваемся с ним в реальной жизни практически каждый день, заходя в магазины, делая выбор в пользу тех или иных товаров и совершая покупки.  С другой стороны, маркетинг – это неотъемлемый атрибут работы любого бизнеса с коммерческими целями и стремлением привлечь клиентов. Другими словами, мы активно имеем дело с тем, что в специализированной литературе называется "внешним маркетингом". В то же время, мало кто задумывается о том, что продвижение и привлечение необходимо не только снаружи, но и внутри компании. Сегодня мы предлагаем вам поговорить о внутреннем маркетинге.

Теоретический ракурс

Если вкратце, то внутренним маркетингом, в первую очередь, считается правильное отношение к персоналу. Своих сотрудников компания должна воспринимать не как часть общего механизма, а как людей, от которых зависит успех и самый главный параметр всей деятельности – прибыль. С точки зрения внутреннего маркетинга, сотрудник – это такой же клиент, отношения с которым нужно выстраивать правильно. "Внутренний маркетинг для меня - это философия отношения к сотрудникам компании, как к клиентам. Соответственно, внутренний маркетинг предполагает выявление групп внутренних клиентов, определение их потребностей и системная работа по привлечению, мотивации и удержанию правильных сотрудников. Кроме того, сотрудники разных подразделений мыслят по-разному, по-разному воспринимают клиента и свою роль в его обслуживании. Как раз внутренний маркетинг позволяет "привести к общему знаменателю" персонал компании", - рассказывает директор по маркетингу шопинг-клуба LeBoutique Юлия Шилова.

Таким образом, можно говорить о том, что под маркетингом внутри компании стоит понимать условия, которые создает руководство для того, чтобы сотрудники хотели и могли выполнять свои обязанности хорошо. Сегодня очень часто можно услышать рассказы руководителей, жалующихся на текучку кадров и безынициативность персонала. Вполне возможно, что виной всему в такой ситуации являются не проблемы на рынке труда, а внутреннее состоянии компании, отношения в коллективе, недостаточная материальная/социальная мотивация и т.д.

Важное уточнение – внутренний маркетинг должен применятся абсолютно ко всем сферам работы компании и абсолютно ко всем сотрудникам. То же самое касается и человека, ответственного за налаживание микроклимата в компании. Этим, безусловно, должен заниматься директор по маркетингу, но, в то же время, в этих вопросах невозможно обойтись и без менеджеров среднего и высшего звена. "Нельзя сказать, что в этом месте мы делаем внутренний маркетинг, а в этом - можем не делать. Точно так же нельзя сказать, что внутренний маркетинг - задача отдела персонала или специалиста по PR&GR. Это работа на уровне генерального директора, службы персонала и функциональных руководителей", - поясняет Юлия Шилова.

Читайте также:

 

 

Практические основы

На самом деле, внутренний маркетинг – это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Его внедрение сопряжено со значительными временными и материальными затратами. С практический точки зрения, шагами к распространению в коллективе правильного отношения к персоналу и повышению продуктивность можно считать следующие мероприятия:

  1. Достаточная мотивация. В особенности, это касается поиска и найма персонала. Для того чтобы компания пополнялась хорошими сотрудниками, специалисты должны знать, куда идут работать. При этом необходимо четко различать внешнее и внутреннее позиционирование. Представим, что ваша компания занимается разработкой программного обеспечения. В этом случае, для внешних заказчиков вы должны быть представлены как надежная компания, которая найдет технические решения для любых вопросов, а для будущих сотрудников вы – это место развития и роста с неплохими карьерными перспективами, связями и т.д.
  2. Корпоративные издания. Как показывает практика, людям нравиться чувствовать свою причастность к работе компании, созданию чего-то полезного, востребованного или инновационного. В формировании командного духа в коллективе может помочь наличие собственного корпоративного издания, рассказывающего о последних новостях и профессиональных аспектах. Это может быть электронное или печатное издание, бесплатно распространяющееся среди персонала. Единственный "минус" такого инструмента – его  актуальность для больших коллективов с широкой географией.
  3. Конкурсы. Неплохой инструмент для поднятия духа и желания работать эффективнее. Например, компания может поощрять самых результативных сотрудников ежемесячно или ежеквартально. Так в коллективе появится здоровая конкуренция, желание доказать свой профессионализм и ощущение особого отношения со стороны руководства. В качестве вознаграждений могут выступать не только деньги. Подойдут и призы в виде оплаченных курсов, поездок на уикэнды или даже простых грамот – все зависит от бюджета.
  4. Тренинги и корпоративы. За счет корпоративного обучения можно улучшить профессиональный уровень специалистов компании и наладить дружеское общение между коллегами. Например, сейчас очень распространена практика организации курсов иностранных языков для компаний. А бизнес-игры  и корпоративы – это вообще беспроигрышный вариант.
  5. Лояльность. С точки зрения сотрудника, это уверенность в том,  что компания нуждается в его услугах и профессионализме. С точки зрения руководства – это умение найти общий язык с персоналом и желание пойти навстречу, если того требует ситуация.
  6. Расширение полномочий. Это еще один инструмент внутреннего маркетинга, который вызывает достаточное количество споров. С одной стороны, большая свобода персонала в плане возможностей играет на руку компании. Сотрудники, которые имеют право принимать решения, как правило, быстрее находят выходы из конфликтных ситуаций, поскольку больше заинтересованы в этом, и выступают хорошим источником новых идей. Но, с другой стороны, такая политика может стать проблемой – увеличивается количество ошибочных решений, расшатывается дисциплина и т.д.

Внутренний маркетинг еще не получил достаточного распространения в Украине, тем не менее, его важность в вопросах грамотного управления сложно переоценить. Топ-менеджерам стоит понимать, что их бизнес не сможет эффективно работать с внешними субъектами до тех пор, пока не будет отлажен механизм работы внутри самой компании.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: бизнес управление персонал маркетинг внутренний маркетинг
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 5007