Недавно мы писали о том, как сейчас в Украине набирает обороты гражданское общество и волонтерские движения. Добровольцы помогают всем – и вынужденным переселенцам, и нездоровым; не остаются без внимания и городские проблемы вроде благоустройства и транспорта. Однако главная проблема у волонтеров не в людях, ведь всегда будет кому помогать (в обоих смыслах), а в деньгах – к сожалению, общество не всегда неравнодушно к чужим проблемам. И выход из этой ситуации есть – социальное предпринимательство.

Что скрывается под этими словами? Очень простая вещь – обычная предпринимательская деятельность, но в основе которой – благотворительность. В отличие от традиционного предпринимательства, социальное базируется на таких принципах:

  • Социальное воздействие. Основная цель этого вида предпринимательства — решение или смягчение существующих проблем в обществе.
  • Самоокупаемость. Несмотря на благотворительность, предприятие должно быть рентабельным, чтобы, по крайней мере, иметь возможность вести социальную деятельность.
  • Предпринимательский подход. Конечно, предприниматель должен уметь находить возможности для развития, аккумулировать ресурсы, принимать решения, оказывающие долгосрочное положительное влияние на общество.

Социальное предпринимательство возникло не так давно – сам термин появился в 1960-х в англоязычной литературе о социальных изменениях, а практическое воплощение понятие обрело в 1980-х, благодаря усилиям американских предпринимателей. О том, как социальное предпринимательство чувствует себя в Украине, поговорим далее.

Проблематика отрасли

Определения социального предпринимательства в Украине не существует, утверждает Василий Назарук, руководитель Программы социального инвестирования Western NIS Enterprise Fund. В 2013 году была предпринята одна попытка представить соответствующий законопроект, но с тех пор вопрос "легализации" социального предпринимательства в нашей стране не поднимался.

Однако этот факт не мешает бурному развитию отечественного рынка в этой сфере. "Люди почувствовали силу bottom-up инициатив, начали кооперироваться ради решения общественных проблем. В период с октября 2014 по февраль 2015 одних благотворительных фондов было создано около 5000", - говорит Антон Кулик, молодой социальный предприниматель из Харькова, в данный момент участвующий в проекте Boostlab.

Специфического же рынка социального предпринимательства в Украине нет, утверждает г-н Назарук. Его слова буквально продолжает директор МГО "Народна допомога-Львів" и основатель социальной пекарни "Горіховий дім" Юрий Лопатинский: "Как такового понятия рынка (товаров или услуг) для социального предпринимательства у нас нет. Социальное предпринимательство это определенный подход, который может применяться к любой бизнес-модели. И тенденция к росту количества таких моделей/подходов просматривается".

Одновременно у общества существует потребность в социальном предпринимательстве, говорит Руслан Краплич, глава Совета Директоров Фундации имени князей-благотворителей Острожских. "Однако рынок не насыщен в части запроса на продукты социального предпринимательства, - поясняет эксперт. – Нуждающихся (клиентов) достаточно – почти нет тех, кто готов действовать в качестве социального предприятия".

Безусловно, у социальных инициатив есть и свои фавориты среди направлений бизнеса. "Сейчас социальные предприятия просматриваются в двух направлениях, - поясняет г-н Лопатинский, - это питание и шитье одежды". Не остается в стороне и профильное направление соцпредпринимательства – благотворительность. "В Украине, по моим наблюдениям, чаще всего социальный бизнес передаёт прибыль благотворительным фондам, которые уже с его помощью решают социальную проблему. Обычно это фонды, помогающие украинской армии и оказывающие гуманитарную помощь жителям востока Украины. Также социальный бизнес финансирует развитие города и социальную поддержку нуждающихся", - утверждает Антон Кулик. По его словам, ныне ключевыми центрами социального предпринимательства в Украине являются Киев, Ивано-Франковск, Львов.

Читайте также:

Другой нюанс украинских реалий – смесь понятий социального предпринимательства и социально-ориентированного бизнеса. Руслан Краплич считает, что социально направленный бизнес не является во всех случаях социальным предпринимательством: "Это было бы не так страшно, если бы социально-ответственных бизнесов было больше". По его словам, среди таких больше всего предприятий для трудоустройства инвалидов. Они выпускают разнообразную продукцию – от мебели до сувениров. Основной недостаток подобного рода организаций – в их слабом производстве. "Немного меньше сервисных учреждений – домовых служб, кофеен, ремонтных мастерских. И меньше всего – производств вроде пекарен, сыроварен, обработки овощей и плодов", - говорит эксперт.

Волонтеры и предприниматели

Появляется логичный вопрос – если и те, и те занимаются общим делом – помощью, то как пересекается их деятельность? Безусловно, подходы у них разные – у волонтеров это поиск человеческих ресурсов, поясняет Василий Назарук, а у предпринимателей – поиск оптимальных бизнес-моделей, но цель-то одна.

В украинском случае можно считать, что социальное предпринимательство выросло именно из волонтерских движений. "Социальный бизнес — это, в определённом смысле, гибрид бизнеса и волонтёрства. Бизнес генерирует прибыль, продавая продукты или услуги, но не всегда решает общественные проблемы. Волонтёрство — наоборот, решает общественные проблемы, но редко бывает прибыльным, - говорит Антон Кулик. - Социальное предпринимательство объединяет в себе финансовую устойчивость бизнеса и социальную ориентированность волонтёрства. Нередко активисты понимают выгоды социального бизнеса и решают заниматься именно им, вместо классического волонтёрства".

Эта связь может быть полезной и в обратном порядке, утверждает Руслан Краплич: "Многие волонтерские организации используют предпринимательские навыки в своей деятельности". Среди них – к примеру, шьющие военное и туристическое снаряжение, готовящие продуктовые пакеты длительного сбережения. "Потенциал пришедших из бизнеса волонтеров высок. И это дает шансы для всплеска социального предпринимательства по окончанию войны", - заключает г-н Краплич.

Перспективы

Эксперты сходятся во мнении, что за социальным предпринимательством в Украине – будущее. "У нас есть колоссальные возможности для развития социального бизнеса", - говорит Василий Назарук. Среди них можно выделить такие:

  • Отсутствие специального закона. Это дает возможность найти оптимальную организационно-правовую форму для предприятия. Но следует помнить, что, судя по европейскому опыту, достаточно денег на социальное предпринимательство не будет никогда.
  • Наличие ресурсов, в которых не заинтересован традиционный бизнес (беженцы, национальные меньшинства, особые социальные категории).
  • Заинтересованность большого бизнеса в аутсорсинге.
  • Рост лояльности потребителя к продукции социального предпринимательства.
  • Поддержка СП международными фондами и организациями. Конкуренция между предприятиями за гранты способствует развитию СП.

В то же время Руслан Краплич сомневается в актуальности последнего пункта из-за национальных особенностей: "Практика показала, что программы поддержки социального предпринимательства со стороны международных доноров были провальными. Чаще всего – из-за отсутствия учета того, кто может быть предпринимателем (социальный предприниматель должен прежде всего быть предпринимателем, а не ориентироваться на потребление гранта)".

Однако основным критерием перспектив социального бизнеса г-н Краплич считает количество успешных предпринимателей, которые могут заинтересоваться малоприбыльными бизнес-проектами, направленными на обеспечение потребностей уязвимых групп граждан. "А рынок Украины очень обширен – уязвимых групп граждан немало", - поясняет эксперт.

Еще одно преимущество социального предпринимательства – оно является отличным инструментом решения социальных проблем. Антон Кулик считает социальный бизнес ответом общественности на громоздкость и неповоротливость государственных структур. "Глядя на новые и новые социальные бизнесы, на количество привлекаемых ими грантов и средств, можно рассчитывать на рост", - говорит эксперт.

Украина еще в самом начале пути – отечественное социальное предпринимательство только формируется, испытываются подходы и методики, исследуются рынки и направления. И, хотя пока еще рано говорить о сформированном украинском рынке социального предпринимательства, перспективы у него однозначно есть.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, Google+, Facebook, Instagram.

Теги: предприятия стартапы социальное предпринимательство социальный бизнес
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 8024
Загрузка...
Загрузка...