Избирателей, которые надеются продать свой голос перед вторым туром, всё больше. Одни зарабатывают как могут, другие таким образом показывают властям фигу в кармане.

Украинские чиновники-взяточники в минувшем году побили все рекорды – МВД пришлось даже составлять рейтинг самых выдающихся отечественных хапуг. На этом фоне рядовые украинцы, готовые продать свой голос за две-три сотни, выглядят почти бессребрениками. Большинство тех, кто торгует голосом, руководствуются принципом "с паршивой овцы хоть шерсти клок".

Бум продаж

"Твоё будущее в твоих руках – не продавай свой голос", – взывает реклама. Тем не менее на выборах-2010 желающих уступить своё конституционное право, похоже, больше, чем покупателей. Недавно в сети даже появился сайт "Продай голос" – за несколько дней почти 5 тысяч человек разместили здесь свои предложения на общую сумму 2,5 миллиона гривен. Жители Киева, Донецка, Днепропетровска в основном предлагали голоса за рекордные 300, 500 и даже 800 гривен. Политологи говорят, что с прошлых парламентских выборов в Украине сформировался бизнес, обслуживающий выборы. Начальники общежитий всегда готовы дать студентов на митинг, управдомы – агитировать и подкупать избирателей.

Жителю Киева Тимуру – 24. Он с радостью продал бы свой голос каждому из двух оставшихся в президентской гонке, но прописан в другом городе. А вот его брат и мать не отказались от 400 гривен за галочку в бюллетене.

Семья Тимура, в деньгах не очень нуждающаяся, голосами торгует не впервые – в 2007-м, на парламентских выборах, они уже сказали своё решительное "за" партии, предложившей больше всех – 200 гривен за голос. И не жалеют.

Зуб за зуб. Социолог Алексей Антипович считает продажу голосов симметричным ответом граждан на паразитизм политиков.

Директор социологической группы "Рейтинг" Алексей Антипович составил обобщённый портрет торговца голосом. Такой избиратель на выборы, как правило, не ходит или голосует "против всех". А главное – этот человек вовсе не обязательно нуждается в деньгах. "Прекрасно понимаю тех, кто продаёт голос, – говорит г-н Антипович. – Ими движет не желание заработать, а цинизм, рождённый в ответ на паразитизм политиков. Взять деньги – значит дать симметричный ответ власти".

Социолог уверен, что никакого разлагающего эффекта на людей торг голосами не производит: "Хотя, конечно, явление это абсурдное, в законе за него не предусмотрено наказание".

Кто меньше

Нынешние выборы – рай как для бедных, так и для состоятельных кандидатов: продавцы голосов найдутся на любой кошелёк. Тем не менее запросы людей удивляют Александра Черненко, главу Комитета избирателей Украины. "Последние киевские выборы были аукционом невиданной щедрости, 200–250 гривен за голос – пик цен в истории Украины. Поэтому нынешние 400 гривен за голос мне кажутся заоблачными, хотя и вопрос серьёзный решается – президента как-никак выбираем", – говорит он. Неписаное правило, о котором в личной беседе расскажет любой политик, – докупать не более 1–2% голосов. Если так, рассчитывать на вознаграждение за поставленную в бюллетене галочку сейчас могут 700 тысяч украинцев. Кандидаты платить готовы. "Перед вторым туром особенно важно завоевать избирателей на территории конкурента, там и будет скупка, – объясняет политолог Владимир Фесенко. – Грубый расчёт: нужно 4% голосов по 100 гривен каждый. В итоге на подкуп требуется 100 миллионов гривен".

Фокус попытался договориться по телефону о цене с теми, кто оставил объявления в интернете. Мужчина-собеседник понимает, что его голос в канун выборов один из тысяч, которые можно купить, но и продаваться по цене двух килограммов свинины не спешит.

– У меня восемь голосов – я и ещё семь родственников. Но если понадобится – десяток сверху организую: поищу, кого надо уговорю, – заверяет он, прокашливаясь деловито. – За кого голосовать – мне плевать. Давайте говорить о цене.

– 200.

– Ну… сейчас средняя – 500. Рассудите, – он откровенно набивает цену. – Второй тур – решающий: для страны, для людей, для политиков, бизнеса. И голоса – это золото. Желающих уже пруд пруди…

– Пусть прудятся, – откровенно провоцируем мы. – 250 или прощаемся.

– Что ж, по рукам. Это всё же лучше, чем ничего. Первый тур мы уже пропустили, не пошли. Чего туда ходить просто так, верно?

Галочка в кармане


Сколько купленных избирателей проголосует так, как обещали, – неизвестно. Александр Черненко знает, что при планировании бюджета на подкуп в штабах закладывается процент брака. То есть тех, кто деньги возьмёт, но голос отдаст за другого или вовсе на выборы не пойдёт, – около 20% в городах и не более 10% в сёлах. "Остальные 80% голосуют как следует: люди хоть и продаются, но совестливо", – комментирует он. Киевлянин Тимур – из той двадцатки, что непременно обманет. "Берёшь деньги, а голосуешь "против всех", ведь идеального способа контроля ещё никто не придумал. Да и в этом вся соль – это обман политиков", – говорит он. В честность людей, особенно на этих выборах, не верит и директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала. "Раньше хоть купленным избирателям верить можно было, – шутит Виталий. – А сейчас народ так делает: в кабинку для голосования берёт целлофан с проставленной "галочкой" и подставляет в клетку за кандидата, когда фотографирует бюллетень на телефон. Или у него заготовлен бумажный квадратик, который он кладёт в пустую клетку бюллетеня, фотографирует, отправляет покупателю голоса, а голосует всё равно как вздумается".

Крымчанин Дмитрий на прошлых парламентских выборах ходил с бейджиком "Продам голос", хотя предложений так и не дождался. Студент-третьекурсник и сейчас мечтает подзаработать сотню-две. Элементарная математика его, правда, расстраивает: если поделить почти 2 тысячи дней, которые президент пребывает в должности, на полученные 100 гривен, выходит, что будущий глава государства платит 0,05 копеек за сутки своей власти. И всё-таки главным в этом деле Дмитрий считает не барыши: "В интернете нашёл новую методику оттягивания голосов. Портишь бюллетень, но творчески: рисуешь что-нибудь или пишешь. Фото отправляешь по электронной почте. Лучший рисунок будет награждён энной суммой. Здорово? Я бы ещё за участие по сотне давал. Главное – выдумка".

Евгения Даниленко

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, Google+, Facebook, Instagram.

Теги: деньги выборы голосование избиратель
Источник: фокус Просмотров: 1896