"Не зная, куда идешь, удивишься, куда попал" - поговорка, пережившая уже не одно десятилетие, доказавшая свою правильность, актуальна и по сей день. Действительно, не зная своего маршрута и направления, очень трудно предположить, куда же в конечном итоге выйдешь. Перефразировав эту пословицу и проанализировав ее через призму особенностей ведения бизнеса, можно сказать, что отсутствие четко поставленной цели никогда не приведет предприятие к успеху. Очевидным будет вопрос о том, где же искать ту самую цель и как поставить ее так, чтобы в конечном итоге получить ожидаемые результаты? В этом мы и решили разобраться.

В поисках цели

При изучении вопросов целеполагания (искусства постановки целей) или эйминга (от англ. aim - цель) можно предположить, что все достаточно просто. Но это только на первый взгляд. Полезность целей трудно переоценить, поскольку от них зависит успешность и реализация всего проекта. Доказательством этому может служить исследование, которое было проведено в Гарварде с 1979-1989 годах. Группе студентов одного потока задавали вопрос о том, ставят ли они себе четкие цели, оформляют ли их письменно и составляют ли план по их достижению? По итогам опроса, 3% респондентов занимались постановкой и записью целей и планов, 12% делали это только устно, а подавляющее большинство (85%) даже не задумывались о подобном.  Через десять лет, после проведения второго этапа опроса, выяснилось, что те 12% студентов Гарварда, которые ставили перед собой устные цели, зарабатывали в 2 раза больше тех, кто вообще не ставил никаких целей. А доход тех, кто записывал свои стремления (3%)? превысил заработок всех остальных респондентов в 10 раз. После получения представленных результатов, все вопросы об актуальности постановки целей, пожалуй, отпадают сами собой.

Читайте также:

О том, как правильно поставить цель и идти к ней, написано немало обучающих статей и книг. Причем, каждое пособие отображает свой подход к проблеме, предоставляя читателям право выбирать самим. К примеру, оригинальный и, вместе с тем, интересный метод предлагает американское онлайн-издание The Huffington Post. Авторы публикации сравнивают постановку цели со "слоном на тарелке" и утверждают, что хорошая и по-настоящему достойная цель не может быть найдена до тех пор, пока вы сами этого не захотите, либо не окажетесь в безвыходной ситуации. "Слоном" можно назвать абсолютно любую цель, независимо от того, какой из сфер жизни она касается. Главное – понять ее  и определить адресата, а еще – следовать пяти простым правилам:

  • назовите своего "слона" - необходимо четко понять свое стремление и очертить его;
  • разбейте свою цель на небольшие составляющие;
  • распишите шаги на пути к своей цели в том порядке, в котором они должны предприниматься;
  • установите даты начала и окончания каждого этапа;
  • добавьте эти даты в свой календарь, чтобы не забыть, когда их нужно осуществить.

Хорошим стимулом не отступать от выбранного курса может стать сообщение о своих намерениях близким. А самым смелым поступком – описание цели в социальных сетях.

Кроме того, психологи и тренеры в вопросах ведения бизнеса советуют не только четко разбивать основную цель на подцели, но еще и конкретизировать ее. Например, стремление повысить прибыль не указывает на конкретный желаемый результат, а формулировка "повысить прибыль на 10%" уже более близка к истине. Не стоит бояться сложных целей. Наоборот – они являются самым лучшим мотиватором. Не уставайте мыслить позитивно, но, в то же время, не забывайте и о трудностях, которые могут появиться. Недооценка сложных моментов может привести к неудаче всего замысла.

С другой стороны

Несмотря на всю свою актуальность и востребованность, искусство постановки целей неоднократно поддавалось критике. Так, бытует мнение, что цель – это не всегда хорошо и, быть может, даже плохо. Виной тому, по мнению американского Forbes, могут  стать несколько факторов. Во-первых, отсутствие поддержки, поскольку достаточно мало людей из окружения, в силу тех или иных причин, будут готовы одобрить поставленную вами цель. Во-вторых, любое стремление требует жертв. Они могут быть не заметны на первый взгляд, но они есть. В-третьих, цели могут сломить. Неправильная расстановка приоритетов может привести к тому, что вы слишком завысите планку и не сможете получить того, к чему стремились. Кроме того, не стоит пытаться скрыться от реалий жизни с помощью целей. По мнению автора статьи, это тоже ни к чему хорошему не приведет. Лучше стараться выбирать актуальные и оптимальные цели, чтобы получать желаемые результаты. И, наконец, в-четвертых, цели могут стать врагами. Долгая и упорная работа над чем-либо и получение долгожданной отдачи иногда заставляют не двигаться вперед, а, наоборот – остановиться  и отдохнуть. Для дальнейшего процветания нужна новая цель.

Помимо подхода, описанного выше, достаточно популярным на сегодняшний день является идея того, что реальный двигатель прогресса – это вовсе не выбор конечной цели, а система действий, делающих достижение этой самой цели возможным. Наиболее ярко это описано в статье писателя и предпринимателя Джеймса Клиара. Клиар рекомендует не заострять внимание на целях, а думать о том, какие действия приведут в получению задуманных результатов. В качестве примера он предлагает взглянуть на профессиональные ситуации с позиции людей различных специальностей – тренера баскетбольной команды и писателя. У первого целью будет привести команду к победе, а у второго – написать книгу. Но системой для тренера может стать схема, по которой тренируется его команда на пути к успеху. У писателя в качестве системы может быть принято расписание, согласно которому он ежедневно работает над своей книгой. В пользу описанной теории Джеймс Клиар также обращает внимание на то, что постановка больших целей, в отличие от системы и ее коротких частей, не дает чувствовать радость от достижения на протяжение большого периода времени. Кроме того, цели заставляют нас строить долгосрочные планы и определять, как быстро мы сможем добиться того или иного прогресса, не учитывая факторы риска и непредсказуемости.  В то же время, системный подход не требует этого, так как он может корректироваться в зависимости от изменения обстоятельств. Другими словами, по мнению автора, цели могут быть хороши для планирования прогресса, а системы – для его осуществления.

Так или иначе, но правильная постановка целей – это личный вопрос каждого, кто решается расставить для себя приоритеты. Единого правильного мнения о том, какой из описанных выше подходов верный, нет. Скорее всего, истину стоит искать где-то посередине.

Теги: цели достижение целей постановка цели целеполагание как достигать целей
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 3472
Загрузка...
Загрузка...