Статистика утверждает, что только один из десяти стартапов становится успешным при одинаковых условиях запуска и развития. Мы попытались разобраться, почему так происходит, и как запустить стартап, более успешный, чем девять его собратьев?

Восемь лет назад Брайан, Джо и Нейтан — никому не известные основатели никому не известного сервиса AirBnb — получили отказы от всех венчурных инвесторов Кремниевой долины. Опытные бизнесмены не могли предположить, что кто-то станет по доброй воле пускать к себе с ночевкой незнакомцев, ко всему прочему — туристов из разных стран.

Сегодня уже никому не нужно объяснять, что такое AirBnb, который ежедневно используют тысячи путешественников по всему миру. В чем же секрет? Почему в 2008 стартап не сгорел бесследно, а развился в масштабный международный проект? 

Одни говорят, что дело во времени, другие — в идее, третьи верят в случайность.

Отчасти AirBnb действительно остался на плаву благодаря удачной и нестандартной идее. На тот момент подобных сервисов не существовало, спрос на подобные услуги начал появляться, и американцы уверенно заняли пустующую нишу. В большей степени Airbnb стал успешным благодаря огромной работе, проделанной его создателями, но в основе всего лежала оригинальная идея. 

Начинающим бизнесменам важно понимать, что проект должен решать определенную проблему. Безусловно, существует случайный фактор везения или невезения, но некоторые неудачи можно просчитать заранее. Существуют идеи, которые скорее всего не сработают. 

Так, например, каждая попытка создать второй Facebook, Google или Tesla может оказаться провальной, если только не сделать продукт ровно в девять раз лучше — об этом пишет в своем бестселлере "Покупатель на крючке" профессор Стенфордской школы бизнеса Нир Эяль. Он связывает это с прочно сформированной привычкой потребителя к определенному продукту. И утверждает, что привычку можно изменить, только предложив продукт, который принесет более радикальное улучшение. 

Чем оригинальней инновация, тем больше шансов у нее закрепиться на рынке. Даже самый нестандартный проект при неудачном стечении других факторов рискует превратиться в провальный. Для того, чтобы этого не случилось, важно помнить о нескольких важных моментах.

Команде

Любой инвестор настороженно отнесется к проекту, которым занимается один человек, или к команде, состоящей из родственников или друзей основателя. Стройте профессиональную команду. Основатель международного маркетплейса репетиторов Preply.com Кирилл Бигай считает, что формулой идеальной команды можно считать три составляющие — hacker (технический специалист), hipster (дизайнер, который отвечает за внешний вид продукта) и hustler ("двигатель" команды, который продает продукт). В проекте обязательно должны быть люди, каждый из которых выполняет одну из этих трех функций. Это основа успешного стартапа.

Менторе

Если основатели молодые и неопытные, то даже лучшая идея и команда прогорят без наставника. Помимо практических советов, он наверняка познакомит своих подопечных с нужными людьми. Основатели украинского стартапа Poptop.fm — маркетплейса для артистов разных жанров, — рассказывают, каким судьбоносным человеком для их проекта стал датский инвестор Торбен Майгаард из Ciklum, который не только вложил средства в проект, когда Poptop выходил на британский рынок, но и помог наладить полезные контакты. Это не ментор в классическом понимании, но тем не менее, важный человек в истории проекта.

Бизнес-модели

Многие успешные стартапы в процессе становления перетерпели не одну кардинальную смену бизнес-модели. Это называется "пивот" — естественный процесс нащупывания идеальной бизнес-модели стартапа. Так, например, Preply.сom вырос из образовательного сервиса FindGuru и пережил несколько этапов трансформации.
Иногда стартап терпит неудачу даже при наличии всех вышеперечисленных составляющих. Многие стартаперы генерируют хорошие идеи, но не сильны в их реализации, кому-то действительно не хватает средств для развития бизнеса, кому-то — силы убеждения для получения этих самых средств от инвестора. Многие забывают, что их проект — только малая часть рынка и недооценивают конкурентов.

У AirBnb поначалу не было денег и перспектив, но зато была уникальная для рынка идея. Хоть первоначально суть сервиса и не находила отклика у инвесторов и казалось довольно рискованной, он все-таки не прогорел, благодаря возрастающему спросу туристов, которым негде было остановиться, и арендодателей, которым не хотелось, чтобы их квартира пустовала.

Команда, которая полностью охватит все составляющие стартапа — техническую, визуальную и маркетинговую, — это уже половина успеха. А грамотный ментор, который к тому же искренне болеет за успех и помогает практическими советами на всех этапах развития, обеспечит нужные контакты и не позволит произойти ошибкам, которые молодые команды часто совершают из-за отсутствия опыта. 

Если отталкиваться от проблемы аудитории и строить бизнес на конкретном спросе, формировать профессиональную команду и прислушиваться к менторам — то проект будет обречен на успех.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, Google+, Facebook, Instagram.

Теги: бизнес стартапы airbnb
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 560