Маркетинг мобильных приложений – это одно из самых молодых, но, в то же время, динамически развивающихся и перспективных направлений, способных стать хорошим подспорьем для создания успешной компании. Наша гостья – Юлия Гузунова (на фото) – управляющий директор и партнер одного из первых украинских агентств мобильного маркетинга ComboApp, которому за довольно короткий срок удалось наладить работу и расшириться до представительств за рубежом. О том, как украинская команда покоряла Штаты и начала сотрудничество с Intel, Юлия рассказала UBR.ua. 

UBR.ua: Юлия, Вы являетесь управляющим директором и партнером компании ComboApp. Расскажите, пожалуйста, о своем проекте несколькими предложениями? С чего все начиналось? Как появилась идея и началась ее реализация?

- Все начиналось в далеком 2010 году, когда понятие mobile, в основном, ассоциировалось с text messages и Angry Birds. Это был небольшой startup, созданный выходцами из мобильных продуктовых компаний. Мы отчетливо понимали, что необходимо нашим будущим клиентам, в чем наша сила для них, какую проблему мы решаем.

Более 4-х лет наблюдаем за каждым update Apple Guide, высчитываем логику и формулы расчетов TOPов. ComboApp создал уникальное предложение на рынке мобильных приложений.

Изначально, это был небольшой офис в центре Одессы. В течение 4-х лет, мы открыли еще 2 офиса: в Chicago, а затем - в Киеве. В промежутке, еще было открытие Китайского офиса, в Beijing, но, честно говоря, это было очень рискованное решение, так как обучить специалистов mobile marketing в Китае было чрезвычайно сложно, учитывая расстояние, менталитет и некоторые национальные различия. В конечном счете, решили, что Киев будет для нас более актуален.

UBR.ua: Ваша компания работает в сфере консалтинга и маркетинга мобильных продуктов? Почему было выбрано именно такое направление деятельности? Специализация компании в нынешнем виде сформировалась еще до запуска или уже во время непосредственной работы?

- Мои партнеры и я работали долгое время в продуктовой компании, которая занималась разработкой своего собственного mobile product portfolio. Я, возглавляя отдел маркетинга, участвовала непосредственно в разработке идеи мобильных приложений, отслеживая основные тренды, а также занималась продвижением продуктов на мобильных рынках.

На тот момент, 2008-2009 года, это было настолько новым, настолько неизведанным миром, когда мы сами делали статистические срезы рынка, высчитывали ROI, изучали потребителей на глобальном уровне, тестировали и пытались идентифицировать формулу попадания в Топы, были свидетелями добавления новых категорий, получали различные тексты-отказы по выкладке нашего продукта на App Store, знали телефонный номер нашего менеджера в Apple наизусть, как сейчас помню, его звали Steve, фамилии не указывались.

Вот именно тогда, и начало постепенно приходить осознание, что мы можем обслуживать не только наши продукты, а также, хотим и можем помочь разобраться с тайным миром Mobile App Promotion многим другим гениальным разработчикам, сделать это внешним сервисом.

Совместно с владельцами продуктовой компании, где я была Marketing Director, мы создали ComboApp Inc.

UBR.ua: Юлия, расскажите, каковы основные особенности мобильного рынка в Украине и мире на сегодняшний день? Что востребовано больше всего? Какие модели продвижения приносят наибольший результат?

- Мы работаем исключительно с мобильными приложениями, этот рынок в Украине находится в стадии развития, так как буквально недавно Украина появилась в списке стран, для которых локализован свой App Store. Именно поэтому, украинские разработчики, то ли крупные publishers, то ли startups, в любом случае, ориентируются на западные рынки, особенно уделяя внимание Соединенным Штатам.

Говоря о локализации, многие государственные учреждения или же сервисные компании стараются разрабатывать мобильные продукты на уровне существующих web решений.

С другой стороны, так исторически сложилось, что Украина является одним из главных игроков на аутсорсинговом рынке по разработке программного обеспечения, в том числе, mobile.

Что касается глобальных трендов на мобильном рынке: поменялась парадигма развития мобильных продуктов, включая монетизационную модель, и бизнес-модель. Все чаще, приходит осознание, что цель бизнеса – не краткосрочное попадание в TOP приложений, а длительные показания ROI продукта.

Маркетинг вошел глубже в разработку продукта, став главным инструментов продуктового менеджмента (product management). Ранее, нашим главным клиентом был product owner или разработчик, который приходил за помощью в маркетинг агентство с готовым продуктом, сейчас же, наш клиент – product manager, который привлекает marketing специалистов на этапе формирования идеи.

Именно так поменялся наш сервисный флагман за 4 года: от гарантированного попадания в TOP 100 до анализа идеи, изучения конкурентов, проведение focus group и построение экономики приложения.

Еще одним мировым трендом является развитие мобильного продукта в таких сферах, как образование, здравоохранение, финансы, “wearables”  (нательные дивайсы). Это нишевые продукты, у которых довольно лимитированный потребитель, но вскоре они смогут заменить многие offline сервисы, такие как консультации с врачом, сдача анализов, предоставление услуг в сфере финансового ведения бизнеса или личных счетов и многое другое. На самом деле, мы видим в этом будущее, и особое внимание уделяем подобным проектам. Примером могу назвать продукт, который в скором времени появится на мобильном рынке – Mobile Sleep doc pro, который ведет счет вашему сну и дает медицинские советы по его улучшению. Продукт разработан профессором, которая много лет изучает проблему бессонницы.

UBR.ua: ComboApp создан в 2010 году.  Изначально проект задумывался как стартап?

-  Нет, мы не получали внешних инвестирований и не ставили цель его продать. Изначально проект строился, как Mobile Marketing Agency.

UBR.ua: Первый офис компании открылся в Одессе. Почему было принято решение создавать представительства в Чикаго и Киеве? Сложно ли было решиться на международное развитие?

- Да, именно в Одессе.

Мы понимали, что наш главный клиент находится в США, и нам, рано или поздно, нужно будет там иметь свое представительство. Конечно, это был риск, но стремительное желание развиваться не давало покоя.

Изначально, в Чикаго мы арендовали у моего партнера квартиру downtown, которая служила офисом для наших первых сотрудников Американского офиса. Это были довольно веселые, но, в то же время, сложные времена. В основном, мы ездили к клиентам в офисы на встречи либо же вели переговоры в телефонном режиме, но с течением времени, благодаря довольно быстрому и успешному рывку, мы переехали ни куда-нибудь, а в одно из самых высоких и престижных зданий USA – Willis Tower, на 93-й этаж.

Для нас это был рывок на несколько ступеней вверх, так как теперь это наше главное представительство, куда съезжаются все основные клиенты на переговоры и ведение их проектов.

Офис в Киеве – это близость к Одессе и доступ к гуру в стратегическом маркетинге. Именно это направление мы развиваем в Киевском офисе. Талантов у нас очень много, главное, их найти и дать почувствовать вкус интересных проектов.

UBR.ua: Какие проблемы возникали на пути становления ComboApp? Какие вопросы давались сложнее всего? Оглядываясь назад, хотели бы Вы что-нибудь изменить?

- Проблемы возникают в любом бизнесе, но нам грех жаловаться. По своей натуре я перфекционист, именно с этим связаны проблемы, на мой взгляд, хотя, по законом развития бизнеса, их было не так много. Ключ в любом бизнесе – люди, персонал.

Его поиск, порой, у меня занимает огромное количество времени и сил, особенно наличие трех офисов, каждый в своей географии и бизнес направленности. Но это того стоит впоследствии, так как сейчас это уже слаженный организм.

Думаю, что ничего бы не поменяла, ведь каждая ступень развития была новым опытом для всех нас – каждый шаг в свое время. Хотя… возможно, не открывали бы офис в Китае. Но такой опыт тоже дорогого стоит.

UBR.ua: На сегодняшний день ComboApp состоит из трех подразделений. Чем занимается каждое из них?

- На сегодняшний день ComboApp представляет собой группу компаний (ComboApp Group), куда входят:

  • ComboApp Consulting (Full cycle communications and marketing solutions provider) – то, о чем я говорила выше. Это consulting mobile marketing agency - мы начинаем сотрудничество с клиентом на этапе создания и развития идеи мобильного продукта до вывода в свет
  • ComboStore (Mobile App Promotion Supermarket) – online shop, где можно приобрести пакетное решение с фиксированной стоимостью
  • Go wide (Mobile Media Network) – технологическая платформа по продаже mobile traffic

UBR.ua: Каков нынешний коллектив компании? Сложно ли координировать работу сотрудников, находящихся в Украине и США, с учетом разницы во времени и прочих факторов?

-  Коллектив – наше все. Это профессионалы, каждый в своем деле. Мой принцип – найм сотрудников, которые умеют и любят работать, особенно в digital.

Это агентский бизнес, здесь может быть 15 проектов одновременно: от Indie проекта до размера Intel, и каждому нужно уделить должное внимание. Здесь не получится работать, как в большой бюрократической компании, где все идет сверху вниз, и рассматриваются вопросы годами, а каждый сотрудник сидит на своей позиции десятилетиями без развития и делает то, к чему привык за 10 лет. Здесь драйв, здесь жизнь – все кипит каждый день.

Несмотря на то, что команда распределена на 3 офиса, между нами разница в 8 часов, ComboApp - единый организм, с едиными праздниками, corporate events. Наша стратегия состоит в том, чтобы каждый сотрудник побывал минимум 1 раз в каждом из наших офисов. Летом мы стараемся собираться в Одессе, зимой - в Киеве, а весной и осенью в Chicago.

Контролировать тяжело, это правда, но уже налажен ритм – каждые 3 месяца я лечу в Chicago, каждые 2 месяца – Киев, еще немного events по миру, а остальное время – Одесса. Мы все online 24/7, помогаем друг другу тогда, когда это необходимо. Это стиль ComboApp. И не нужно 90 испытательных дней, чтобы понять, что ты сотрудник ComboApp, мы это быстро понимаем – сработаемся или нет. Коллектив – ключ к успеху.

Команда ComboApp

UBR.ua: Расскажите, как начинающий проект ComboApp привлекал своих первых клиентов?
-
Я помню нашего первого клиента, который оплатил $450 через сайт. Мы собрались всем немногочисленным на тот момент коллективом и открыли шампанское. Клиент из Южной Кореи.

То, что вы видите на marketing.comboapp.com – это уже несколько раз updated версия нашего первого сайта, через который мы продавали наши сервисы. Мы сделали небольшой PR, начали общаться с нашими потенциальными клиентами на форумах (тогда любой совет был ценен для разработчика мобильного приложения). Продажи все закрывались по email, максимум через skype, оплата проводилась через сайт.

Как говорится – time to market.

UBR.ua: Среди клиентов ComboApp сегодня много крупных компании. В конце прошлого года Вы начали сотрудничество с Intel. Насколько сложно работать с лидерами рынка?

- Нужно привыкнуть, что цикл продаж довольно длителен, много легальных вопросов, бюрократический подход – длительные утверждения, оплаты не всегда стандартного типа, но, как только стартует проект и клиент понимает, что на другой стороне профессионалы – все идет, как по маслу. С Intel мы уже приступаем ко второму проекту, совершенно отличному от того, с чего мы начали наше сотрудничество.

Мы очень довольны каждым из наших клиентов, многие из которых уже стали хорошими друзьями.

UBR.ua: Юлия, поделитесь, пожалуйста, планами ComboApp на будущее. Планируется ли открытие новых офисов, расширение спектра услуг?

-  Буквально пару недель назад стартовали проект по открытию нового отдела по работе с Азией и Европой, пока его стартуем в Киеве, но думаю, в скором времени, поедем покорять Европейские горизонты где-нибудь в Барселоне, открыв свой четвертый офис. Пока это далеко идущие планы, но, обычно, на лета они не откладываются. Да и вообще, мы работаем в таком бизнесе, когда мы не знаем, что нас ждет завтра, все очень быстро развивается.

UBR.ua: Напоследок, дайте, пожалуйста, нашим читателям несколько советов о том, как не бояться начать свое дело, организовать стартап и решительно заниматься его развитием? Какие цели ставить перед собой и что делать, если опускаются руки?

- В первую очередь, нужно любить и жить тем, что создаешь, окружить себя единомышленниками, пусть они видят тактические шаги по-другому, но стратегически вы – на одной волне.

Если бояться/опасаться начать свое дело – лучше не начинать, а, если говорить о том, чтобы подойти к нему с умом – сделай анализ рынка, пойми, что идея твоя уникальна или же очень разумная копия чего-то успешного, найми финансиста, если сам слаб в этом вопросе, но подготовься, не думай, что все само решится после старта…

Задумайся и пойми, к какой категории ты относишься:

-       Innovator

-       Smart Imitator

-       Idiot?

Когда осознание придет – тогда начинай действовать. 

Если опускаются руки – помогает принцип "Выйди и зайди обратно": тебе нужно вернуться в твою проблему/задачу обновленным, забыв о том, что это проблема, которую решаешь. Посмотри под другим углом на нее.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: мировой рынок истории успеха мобильные приложения украинские компании comboapp юлия гузунова мобильный маркетинг
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 4933