Маленькое черное платьице, приталенный жакет, черный стеганый ридикюль на цепочке… в этих вечно модных вещах каждый может узнать неповторимую Габриель Шанель, позже заменившую имя на прозвище Коко. Эта женщина перевернула восприятие женской моды, внедрив в гардероб множество абсолютно мужских (до того времени) вещей. Жакеты, брюки, блузки с галстуками, запонки и шляпы – после Шанель все это перестало быть предметами лишь мужского гардероба и плавно перешло в обязательный атрибут дамских туалетов.

Единственной из модельеров Шанель удалось создать не моду, а свой неповторимый стиль. Она произвела революцию в облике женщины ХХ века. Сняв с нее корсет, освободи тело, она раскрепостила душу и сознание. Явив в своем лице свободную, независимую женщину, Шанель подарила слабому полу ощущение собственной значимости, красоту свободы и независимости. Она всегда плыла против течения, жила, поступала, добивалась триумфов вопреки, разрушая традиции, прокладывая новые пути. Эта Великая Мадемуазель стала подлинным новатором, гением моды.

Один из знаменитых афоризмов "мадемуазель Коко" гласит: "Все в наших руках — поэтому их нельзя опускать". Вся история жизни самой Шанель и ее "модного дела" как нельзя лучше подтверждает эти слова. Но мало кто знает, что в хрупких женских руках не всегда было все.

Габриэль Шанель родилась 19 августа 1883 года в больнице для нищих маленького французского городка Сомюр-эн-Луар. Ее родители — бедные пролетарии — не состояли в официальном браке. Отец зарабатывал мелкой коммерцией, мать прислуживала в чужих домах и в возрасте 33 лет умерла от туберкулеза. После этой трагедии 13-летнюю девочку вместе с сестрой отдали в монастырский приют для сирот Коррез, где она провела пять лет. Маленькая Коко (тогда еще Габриэль) зарабатывала на хлеб, работая швеей.

В восемнадцать лет перед Габриэль встал выбор: остаться в монастыре или продолжить образование в миру. Отказавшись от церковной жизни, она поступила на бесплатное место в пансион в городке Мулен. Сhanel твёрдо решила никогда не возвращаться к своему бедняцкому прошлому, её манила роскошная жизнь. Однако становиться заложницей брака по расчёту она не хотела – деньги означали для неё прежде всего свободу и независимость. Грёзам о будущем богатстве Шанель предавалась, стоя днём за прилавком модного магазина с ножницами и иголкой в руках, а вечером – на сцене кафешантана, где она выступала в ревю.

По названию одной из песен скромного кафешантанного репертуара она получила прозвище "Коко" – именно так подвыпившие солдаты вызывали Шанель на бис. Среди солдат, квартировавшихся в гарнизоне, было много аристократов, и вскоре у Габриэль появилось множество поклонников, которые не скупились на угощения и щедрые подарки.

Экспериментаторский дух позволил Шанель претворить в жизнь многие свои идеи, за которые она получила титул "императрицы моды". Перебирая аксессуары мужского гардероба, творческая мысль гениальной Коко обогатила женскую моду. Рубашки мужского покроя, брюки для верховой езды, галстуки и пиджаки прочно вошли в гардероб современной женщины. Она избавила женские туалеты от традиционных излишеств, громоздких вышивок и корсетов. Мельком окинув взглядом фигуру солдата, несущего сумку через плечо, Коко тотчас "наградила" таким предметом хрупкие дамские плечики.

Дамы оказались в полном восторге от новой модной волны. Открытия и нововведения Коко Шанель — это почти вся современная женская одежда: брюки, кардиганы, купальные костюмы, а также бижутерия и многое другое. Она первой внедрила в женскую моду трикотаж. Однажды увидев оставшийся у одного из фабрикантов бежевый материал под названием "джерси", она сразу сделала большой заказ на эту ткань. Тогда на глаза ей попались остатки от пошива партии спортивных мужских костюмов, а сегодня трикотаж стал еще более актуален в женской моде. Еще одно открытие Шанель — она первой начала придумывать бижутерию под новые модели одежды, сделав аксессуары эффектным дополнением всего костюма.

Идея сочетать в одном изделии стразы и натуральные камни принадлежала не ей, но она первой воплотила ее в жизнь. А в 1947 году Коко выпустила в продажу стеганые кожаные сумочки на золотой цепочке, которые до сих пор считаются классикой, и модницы всего мира готовы отдать крупную сумму за такую вещицу.

Коко Шанель никогда не рисовала свои модели она творила их с помощью ножниц и булавок, прямо на манекенщицах. Этой кудеснице “достаточно было пары ножниц и нескольких точных движений рук, чтобы из груды бесформенной материи возникла сама роскошь”. За очень редким исключением, она не любила своих манекенщиц. “Манекенщицы подобны часам, – говорила Коко. – Часы показывают время. Манекенщица должна показать платье, которое на нее надевают. Они красивы, поэтому и могут заниматься этим ремеслом; но если бы они были умны, то уже не занимались бы им”.

Старт собственного бизнеса не обошелся без помощи двух первых бой-френдов — офицера-кавалериста Этьена Бальзана и его приятеля, английского аристократа Артура Капеля, после знакомства с которым весной 1908 года Коко захватила страсть, в результате чего она переселилась в Париж.

Начиналось все как банальный любовный треугольник: Бальзан щедро предоставил свои парижские апартаменты под мастерскую, а Капель снабжал любовницу деньгами. Позже Шанель боготворила Артура как единственную настоящую любовь всей своей жизни. Но случилось непоправимое — он разбился в автокатастрофе, после чего модельерша с головой окунулась в творческие проекты и бурные романы.

Появление двух друзей в жизни Шанель предвестило начало ее долгого пути в бизнес. В 1909 году на парижском бульваре Мальзерб открылся небольшой шляпный салон — это был первый коммерческий проект Шанель, который ей удалось осуществить на деньги Капеля. Оригинальные изделия быстро завоевали популярность, и через год Коко расширила свое дело, занявшись торговлей одеждой.

В какой-то степени прорыв Шанель к вершинам предпринимательства стал возможен благодаря всеобщему несчастью — Первой мировой войне. В то время как фронт приближался к Парижу, а различные направления бизнеса стремительно сворачивались, Шанель, которой тогда шел 33-й год, зарабатывала все больше и больше и, что еще более важно, приобретала известность.

Богатые столичные дамы спасались от тягот войны как раз на курортах. А простые и элегантные фасоны, которые им здесь предложила Коко, как нельзя лучше подошли для сурового времени, заставившего модниц забыть о пышных юбках и шляпах со страусиными перьями. В городке Довиль на улице Гонто-Бигон впервые появилась вывеска "Моды Шанель", украшенная ныне известным всему миру логотипом — скрещенными буквами "С".

В годы войны очень ярко проявилось одно из главных качеств Шанель, позволившее ей завоевать свое "место под солнцем" в бизнесе, — колоссальная работоспособность. Трудилась он по 12-14 часов в сутки, порой третируя коллег и подчиненных своей бескомпромиссностью, не стесняясь выполнять черновую работу. Эта женщина была живым воплощением удивительного сочетания богемно-аристократичных черт и жесткой деловой хватки.

"У меня был возраст и темперамент нового века, и он обратился именно ко мне, чтобы я выразила его через одежду", — вспоминала Шанель в конце жизни. Уже к концу 1915 года она создала ателье в Биаррице, со штатом более 300 человек. Этот курорт, расположенный вблизи испанской границы, был выбран не случайно. В невоюющей Испании было немало состоятельных заказчиков. К Шанель зачастили обитатели курортов Бильбао, Сан-Себастьян и даже особы испанского королевского двора.

Уловив, что залечившая раны послевоенная Европа вновь потребует роскоши, новых идей в моде и дизайне, Коко решила диверсифицировать свой бизнес. Разработка модных фасонов, продажа одежды через сеть бутиков и специальных ателье оставалась, но параллельно зародилось новое направление — парфюмерия.

В 1920 году Шанель познакомилась в Биаррице с одним из самых известных русских эмигрантов — великим князем Дмитрием Павловичем Романовым, тем самым, который участвовал в заговоре против Распутина. На одном из приемов великий князь представил Шанель бывшему парфюмеру Российского императорского двора — Эрнсту Бо. Некоторые историки моды полагают, что именно это знакомство навело Шанель на мысль создать духи под своим именем. В те времена духи обычно повторяли запах какого-либо цветка, и композиции, основанные на натуральных цветочных эссенциях, быстро испарялись после открытия флакона. Нужно было качественно иное решение — оно нашлось благодаря потрясающей интуиции Коко.

Легендарные "Шанель № 5" появились в результате ошибки Эрнста Бо, которому Коко поручила изготовить несколько образцов нового парфюма. Он перепутал дозировку одной из эссенций, но Шанель не дала ему возможности исправить оплошность, настояв на выпуске духов с необычным ароматом. Их букет базировался на 80 (!) различных ингредиентах, что придавало запаху одновременно стабильность и абстрактность. Цифру "пять" Шанель считала счастливой, что и определило выбор флакона под этим номером из всех образцов, подготовленных Бо.

Презентация духов "Шанель № 5" состоялась в Париже, в 1921 году, во время демонстрации мод. "Счастливая цифра" оправдала себя: затратив сущий мизер (несколько сотен или — с учетом упаковки — несколько тысяч долларов), Коко получила колоссальную отдачу. Прибыль от продажи нового аромата исчислялась сотнями тысяч. Это был настоящий прорыв в мире парфюмерии, и по сей день "Шанель № 5" — самые продаваемые и популярные в мире духи. Флакон для знаменитых духов не случайно выполнен в мужском стиле — коробочки точно такой формы Коко не раз видела на туалетных полочках своих любовников… На вопросы знакомых дам "Куда наносить духи?" она отвечала: "А куда ты хочешь, чтобы тебя целовали?"

Период расцвета Дома моды Шанель — 20-30-е годы. Дело, налаженное железной рукой хозяйки, приносило стабильный доход. По приблизительным оценкам, модельный бизнес давал $200-300 тысяч в год. Что касается парфюмерного бизнеса, то в середине 1920-х Шанель продала право производства и продажи "Шанель № 5" братьям-миллионерам Вертхаймер, о чем впоследствии часто сожалела. Вернуть знаменитый бренд ей удалось только в 1947 году, да и то не полностью. Пьер Вертхаймер согласился выплачивать Шанель авторский гонорар с каждого проданного экземпляра — около $1 миллиона в год.

Габриель Шанель не испытывала недостатков не только в деньгах, но и в поклонниках. Среди них были такие выдающиеся персоны, как Тулуз-Лотрек, Пабло Пикассо, Сергей Дягилев, Жан Кокто, Жан Марэ, Игорь Стравинский, Сальвадор Дали, Чарли Чаплин, Джон Кеннеди. С другой стороны, ее личная жизнь так и не сложилась. Через много лет после смерти Артура Капеля прямо на глазах Коко скончался от удара ее жених — известный художник и декоратор Поль Ириб. На предложение руки и сердца герцога Вестминстерского она ответила отказом: "На свете полно всяких герцогинь, но только одна Коко Шанель".

Как видно, Коко всегда питала симпатию к людям искусства. Существует мнение, что Шанель не состоялась бы без мужского окружения, на что у "мадемуазель" всегда был готов кокетливый ответ: "Люди увлекаются не модой, а теми немногими, кто ее создает". Мужчины любили ее, но и сама она не оставалась в долгу, вкладывая заработанные деньги в меценатство. Она оформляла балетные постановки Сергея Дягилева, финансировала изготовление костюмов и декораций для знаменитого фильма "Антигона" Жана Кокто, много помогала друзьям-художникам.

Не всегда, правда, контакты Шанель с миром искусства заканчивались удачно. Незадолго до начала Второй мировой войны она приняла предложение кинокомпании MGM и лично главного продюсера "фабрики звезд" Сэмюэля Голдвина стать единственным и бессменным костюмером Голливуда. Масштабы этого контракта в цифрах — $1 миллион., который Голдвин был готов заплатить. Но, приняв участие в съемке всего одного фильма, Шанель отказалась работать дальше, чем весьма обрадовала американских кинодив — те переживали, что их заставят носить "Шанель" и только "Шанель", до элегантной классики которой, к слову сказать, надо еще дорасти.

Итак, проект "Шанель в Голливуде" провалился. Но нелишне заметить, что это единичный случай провала в биографии Коко. Поставив перед собой цель, она, как правило, добивалась ее. Эта чисто мужская черта характера притягивала к ней многих сильных мира сего. В частности, у одного из горячих ее поклонников — сэра Уинстона Черчилля — есть в дневниках примечательная запись: "Приехала знаменитая Коко, и я восхищался ею. Это одна из самых умных и очаровательных, самая сильная женщина, с которой мне когда-либо приходилось иметь дело".

Вторая мировая война, казалось, поставила крест на бизнесе Шанель. В 1939 году, как только начались бои, она закрыла свой Дом моды (работу продолжал только парижский магазин) и уехала в нейтральную Швейцарию. После освобождения Франции это обстоятельство оказалось не в пользу Коко. И не только это. Общественное мнение не могло простить Коко любовную связь с немецким фон бароном и контакты с начальником управления внешней разведки нацистской Германии Вальтером Шелленбергом. В 1943 году Шанель ходатайствовала через него о начале мирных переговоров между союзниками и немцами.

Обвинение в коллаборационизме — очень серьезный минус в бизнесе, когда вокруг все пребывают в патриотическом возбуждении. В 1945 году знаменитой "императрице моды" грозил арест. Спасло ее только личное вмешательство друга герцога Вестминстерского — Уинстона Черчилля. Однако первые восемь послевоенных лет она вынуждена была провести в Швейцарии.

Но Шанель не была бы самой собой, если бы не попыталась подняться. Она снова перебралась в Париж и в тайне от всех начала готовить новую коллекцию. В феврале 1954 года для Шанель настало критическое время. Победить или умереть — под таким лозунгом она шла на открывавшийся в Париже модный салон. Шансы на успех были минимальными, если учесть, что за 15 лет, пока Шанель находилась "за кулисами", на сцену театра моды вышли новые модельеры с новыми идеями — Кристиан Диор, Живанши и др.

В итоге первая реакция публики на Шанель — оглушительный провал. По свидетельству очевидцев, манекенщицы проходили по подиуму при полном молчании зала. Пресса обрушилась на Шанель с уничижительной критикой. К середине 50-х в моде Европы уже брали верх авангардистские течения, начал прорастать новый стиль unisex. А тут Шанель с моделями, "отдающими нафталином". Одна из ведущих парижских газет не постеснялась назвать ее коллекцию "Фантомами 30-х годов".

Понадобился год, чтобы к Шанель вернулось прежнее могущество. "Мода проходит, стиль остается", — снова остроумно высказывалась она. Клиентки, по крайней мере, наиболее состоятельная и "звездная" их часть, последовали отнюдь не за неофитами, а за Коко. Продажи росли на десятки процентов в год, открывались новые филиалы. "Мадемуазель", как, несмотря на 70-летний возраст, продолжали за глаза называть владелицу знаменитого бренда, сфокусировала свой бизнес на нужной группе потребителей — людях с достатком выше среднего, обладающих вкусом и отдающих предпочтение разумной строгости. Больше всего среди них было американок.

Шанель быстро поняла, что столица модного бизнеса переехала за океан, и опередила конкурентов в борьбе за выгодную клиентуру. "У одежды есть своя логика, нужно уважать ее. Экстравагантность „этих мсье“ идет против логики, а сила американцев в том, что они не позволяют водить себя за нос", — говорила она. "Костюм-Шанель" переживает ренессанс.

Ставка на "звезд" на этот раз себя оправдала. В число ее покупателей входили первые богачи Старого и Нового света, например, баронесса Ротшильд. Наряды "от Шанель" предпочитали всем остальным певица Эдит Пиаф и киноактриса Роми Шнайдер. Вторую половину 50-х и все 60-е годы бизнес Коко Шанель поступательно развивался. Она не только вернула утраченные позиции — она победила в ужесточившейся до предела конкурентной борьбе.

Годы никогда не были помехой для нее ни в бизнесе, ни в личных отношениях. "В моем возрасте уже нелепо спрашивать паспорт у того, кто захотел со мной переспать", — мило шутила 60-летняя прелестница Шанель. А о себе говорила: "Каждая женщина имеет тот возраст, какого заслуживает".

До самой старости Шанель сохранила гибкость фигуры и была очень трудолюбива. Идеи новых костюмов приходили к ней даже во сне, и тогда она просыпалась и начинала работать. Габриэль Шанель умерла тихой смертью 10 января 1971 года в возрасте 88 лет в номер-люкс отеля "Ритц" в Париже, через дорогу от роскошно отделанного, известного на весь мир Дома Шанель. Доходы ее империи составляли 160 миллионов долларов в год, а в ее гардеробе было найдено всего три наряда, но "очень стильных наряда", как сказала бы Великая Королева Моды.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, Google+, Facebook, Instagram.

Теги: мода история успеха
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 10173