Национальный банк Украины (НБУ) в связи с разной практикой поведения банков в отношении запрашиваемой от клиентов информации выступил с разъяснительным письмом, которое, по мнению опрошенных юристов, должно упростить работу кредитно-финансовых учреждений и снять излишние подозрения со стороны граждан.

По словам партнера правовой группы "Павленко и Побережнюк", адвоката Александры Павленко, разъяснительным письмом № 48-104/2256-1346 от 11 ноября 2011 года НБУ детально описал различные ситуации, при которых банки манипулируют правом получать информацию от клиентов, и разъяснил права потребителей банковских услуг и самих банков.

"Данное разъяснение НБУ упростит работу банков и снимет лишние подозрения у граждан. Следует понимать: сбор дополнительной информации был инициирован НБУ, а не коммерческими банками, для которых это вылилось в дополнительные затраты средств и времени. Поэтому такое разъяснение воспринято банками весьма положительно", - говорит партнер адвокатского объединения Arzinger Анна Погребная.

Управляющий партнер юридической компании "Ол&Руст", адвокат Роман Хрустенко отмечает, что НБУ напоминает о праве банков требовать от клиентов предоставления лишь данных паспорта и идентификационного кода в соответствии с законом "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма".

"Безусловно, разъяснение НБУ должно упорядочить отношения между банками и клиентами, однако представляется, что на практике объем получаемой банками информации не уменьшится. В то же время клиент будет четко и однозначно проинформирован, что часть информации он предоставляет добровольно", - сказал он.

В свою очередь, А.Павленко подчеркнула право банка требовать от клиента дополнительную информацию.

"Банк имеет право потребовать от клиента и любую другую информацию, однако для самого клиента это не является обязательным по закону. Информация может быть предоставлена лишь по договоренности с самим банком. Главным документом в таких отношениях между банком и его клиентом является договор, в котором может быть указан любой перечень документов", - поясняет А.Павленко.

"Банк сам, по своему усмотрению, решает (с учетом уровня риска клиента, определенного в соответствии с внутренней банковской программой оценки и управления рисками легализации уголовных доходов/финансирования терроризма), какой объем информации требовать от клиента, и, исходя из этого, формулирует соответствующее условие договора", - добавляет Р.Хрустенко.

В свою очередь, старший юрист Международной юридической группы AstapovLawyers Юлия Яшенкова полагает, что разъяснение НБУ должно несколько снизить интерес банков в отношении их клиентов.

"Это должно умерить "любопытство" банков относительно семейного положения и научных степеней их клиентов, привлечения их к уголовной или административной ответственности, наличия транспортных средств и прочей, не относящейся к идентификации личности, информации", - отметила она.

Вместе с тем, считает юрист, разъяснение НБУ способно лишь ненадолго "обуздать банки и со временем обречено стать лишь проформой".

Разъяснение НБУ относительно идентификации клиентов - не единственное новшество в банковской сфере в последнее время: с 16 октября вступил в силу закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно урегулирования вопросов между кредиторами и потребителями финансовых услуг" (? 3795-VI от 22 сентября 2011 года).

По словам А.Погребной, этим документом внесены изменения в ст. 222 Уголовного кодекса Украины (мошенничество с финансовыми ресурсами), устанавливающие уголовную ответственность физического лица за предоставление банку неправдивой информации для получения кредита.

Как напоминает юрист, раньше такие действия физлица (не предпринимателя) не являлись уголовно наказуемыми.

Теги: нацбанк банки персональные данные
Источник: Интерфакс-Украина Просмотров: 885