Еще два года назад на один украинский банкомат приходилось более 1700 активных банковских карт. Сегодня эта цифра упала на 44% и составляет лишь 966. И хотя специалисты отмечают, что оптимальным уровнем нагрузки на банкомат считается 1000 карт, для украинских банкиров это сокращение стало вынужденным. С начала финансового кризиса в Украине (октябрь 2008 года) количество активных платежных карт уменьшилось на 14 млн. штук, в то время как количество банкоматов в целом по системе выросло всего на пять тысяч.

Лидеры по освобождению

Неудивительно, что главными "освободителями" своих банкоматов стали банки-лидеры потребительского рынка. Рекордный результат показал Дельта Банк: за два года финучреждение снизило количество карт на один банкомат с 24362 до 555. Уменьшив практически на миллион объем активного пластика, финучреждение, между тем, увеличило свою сеть банкоматов на 110 штук. Иная ситуация сложилась у Надра Банка, который до кризиса занимал второе место (после ПриватБанка) по количеству активных карт (4,7 млн.). За два года этот показатель достиг рекордного снижения среди всех украинских банков — минус 4,6 млн. штук, оставив сегодня активными лишь 124 тыс. карт. Кроме того, Надра Банк активнее других сокращал количество своих банкоматов, уменьшив их число на 427 единиц. В итоге сегодня на один банкомат финучреждения приходится всего 159 карт по сравнению с практически четырьмя докризисными тысячами. Это один из самых низких показателей в топ-50 украинских банков в разрезе банков — членов платежных систем по количеству платежных карт и инфраструктуры их обслуживания. Относительно невысокие показатели в этой группе имеют также VAB Банк (279 карт на банкомат), ОТП Банк (317), Индекс-Банк (335), банк "Форум" (349), ПУМБ (360). Между тем лидерами в топ-50 по количеству карт на один банкомат являются ИмэксБанк с показателем 2200, Ощадбанк — 1543 и ПриватБанк — 1485. Правда, эксперты отмечают, что показатель активности, который рассчитывается по количеству операций, может лишь косвенно свидетельствовать о загруженности банкомата. Так, по мнению заместителя директора департамента развития карточного бизнеса Диамантбанка Андрея Петренко, самый информативный показатель — число успешных транзакций. Например, если с каким-либо банкоматом плохая связь, и попытки снять деньги не заканчиваются успешно, то даже "сверхпопулярность" этого банкомата не может быть признана положительным явлением для банка, ведь операции, по сути, не совершаются.

Прежние гиганты

До кризиса лидерами среди банков по количеству банкоматов были ПриватБанк (5,6 тыс.), Райффайзен Банк Аваль (2,4 тыс.), Пром-инвестбанк (1,8 тыс.), УкрСиббанк (1,4 тыс.), Надра Банк (1,2 тыс.). Как правило, финучреждения, имеющие большую банкоматную сеть, не желали объединять свои парки с конкурентами. Сегодня из вышеперечисленной пятерки лидеров свои позиции сохранил лишь ПриватБанк, нарастив за два года свою сеть до 8,8 тыс., что составляет треть всего банкоматного рынка страны. Не уступил второе место и увеличил до 3,2 тыс. число своих банкоматов Райффазен Банк Аваль. Проминвестбанк за два года существенно уменьшил число активных карт (минус 2,6 млн.), однако число банкоматов сохранил на прежнем уровне — 1,8 тыс. УкрСиббанк за последние два года добавил в свой актив четыре банкомата, а Ощадбанк увеличил банкоматную сеть на 441 аппарат, тем самым замкнув топ-5 среди банков по этому показателю. Кроме Надра Банка, лидерами по уменьшению банкоматного парка с начала банковского кризиса в Украине стали Сведбанк (минус 189), Имэксбанк (минус 108), Мегабанк (минус 75). По словам директора Ассоциации ЕМА Александра Карпова, инвестиции в установку и обслуживание одного АТМ (Automatic Teller Machine — банкомат) составляют до $20 тыс. Ввиду такой стоимости в кризис многие банкиры снизили динамику развития своих банкоматных сетей и более активно стали входить в партнерские сети. "Увеличение партнерских сетей имеет позитивный характер и способствует росту количества эмитированных банком карт и увеличению оборотов по карточным счетам. Поэтому банки охотно объединяют банкоматные сети", — отмечает заместитель начальника управления организации карточных программ банка "Хрещатик" Павел Порохнюк. С ним согласны и коллеги по рынку. Объединенные банкоматные сети выгодны как банкам-участникам, так и держателям карт. Андрей Петренко акцентирует внимание на том, что банк без значительных инвестиций получает банкоматную сеть, по размерам превышающую сети некоторых крупных банков, и повышает уровень использования своих банкоматов. Поэтому в ближайшие несколько лет интерес финучреждений к подобным объединениям будет расти. Менеджер карточного бизнеса Индэкс-Банка Александр Коваленко также отмечает, что выстроить самостоятельно крупную сеть банкоматов практически нереально. Каждый отдельный банк будет больше внимания уделять месторасположению своих банкоматов, повышая эффективность. Поэтому сами сети будут становиться более эффективными. По мнению г-на Коваленко, учитывая ту политику экономии затрат, которая после кризиса пришла в каждый банк, в дальнейшем банки — участники сетей будут рассчитывать на общий рост АТМ именно за счет своих партнеров, а не за счет самостоятельно установленных терминалов.

ТОП-10 на 01.07.2010


По количеству карт и банкоматов

Банк

Количество активных карт

Количество банкоматов

ПриватБанк

13 125 147

8 842

Райффайзен Банк Аваль

3 162 678

3 246

Ощадбанк

1 826 832

1 184

Проминвестбанк

1 795 053

1 822

УкрСиббанк

834 587

1 493

Укрсоцбанк

755 448

1 132

Укрэксимбанк

684 561

706

Брокбизнесбанк

624 563

601

Укргазбанк

572 878

1 064

Имэксбанк

569 958

259


Источник: Данные НБУ на 01.07.2010

ТОП -10 на 01.10.2008


По количеству карт и банкоматов

Банк

Количество активных карт

Количество банкоматов

ПриватБанк

17 179 029

5 586

Надра Банк

4 737 870

1 207

Проминвестбанк

4 438 514

1 821

Райффайзен Банк Аваль

3 804 125

2 383

Укрсоцбанк

1 387 977

1 031

Ощадбанк

1 384 870

743

Дельта Банк

1 047 583

43

Имэксбанк

689 198

367

Брокбизнесбанк

642 719

380

УкрСиббанк

599 859

1 438


Источник: Данные НБУ на 01.10.2008

Сетевые союзы

Павел Порохнюк отмечает, что существуют несколько вариантов объединения банкоматных сетей. Первый из них — это банкоматное партнерство, или объединение банкоматных сетей нескольких банков. Второй вариант — это объединенные банкоматные сети, которые объединяются на уровне процессингового центра, на котором обслуживаются банки-участники банкоматных сетей. Если в первом варианте банк может подписывать партнерские соглашения с любым количеством банков, то при втором варианте участвовать можно только в сети. На сегодняшний день в Украине существуют несколько банкоматных союзов. Крупнейший из них — "АТМосфера" — насчитывает 23 банка и 2868 банкоматов. В сеть "УкрКарт" входят 40 банков и 1700 банкоматов, в сеть "Радиус" — 33 банка и 3300 банкоматов. В Украине также представлена крупнейшая европейская независимая сеть банкоматов — Euronet, однако численность ее банкоматов в нашей стране пока не превышает 70, несмотря на то, что компания является одним из лидеров индустрии по процессированию электронных финансовых транзакций и в своей сети в разных странах имеет свыше 12 тыс. банкоматов. От того, каким образом образовывается сеть, зависит и цено-образование. "При банкоматном парт-нерстве тарифы могут отличаться для каждого банка-участника, и зависят они от размеров собственной банкоматной сети, ее территориального размещения, объемов эмитентских операций и т.д. В среднем их размер составляет 0,5-0,6% + 1,00-3,00 грн.", — рассказывает г-н Порохнюк. В случае же объединенных банкоматных сетей тариф является единым для всех банков-участников. При увеличении количества банкоматов внутри сети, банков-участников, объемов операций появляется возможность снижения внутреннего тарифа. Решение этого вопроса — коллегиальное и принимается на общем собрании банков-участников.

Александр Карпов отмечает, что 80% рынка карт в Украине являются зарплатными. Большинство из них выданы сотрудникам бюджетных организаций, то есть подвержены требованиям Постановления КМУ №318 и граничного значения стоимости услуг, установленных Министерством финансов. К ним относятся бесплатная выдача наличных в своей сети банкоматов и другие бесплатные услуги, а также очень низкая комиссия с госпредприятия — 0,15% за зачисление средств на счета сотрудников. По словам г-на Карпова, сегодня клиенты банков приучены получать наличные бесплатно и не проявляют никакой заинтересованности в том, чтобы использовать карты в торговых сетях. "На создание объединенных банковских сетей банки вынуждены идти для того, чтобы клиенты, которые не хотят, не привыкли, не научены осуществлять платежи в торговой сети, имели бы доступ на льготных условиях к как можно большему числу АТМ", — утверждает эксперт.

С осени 2008 года в Украине число активных платежных карт снизилось на 14 млн.

Требовательность клиентов относительно количества банкоматов и возможности иметь доступ к наличным (причем без комиссий) существенно возросла после кризиса. К примеру, по данным НБУ, растут не только количество и объемы операций, которые осуществляются с помощью платежных карт, но и объемы операций по получению наличных. За первое полугодие 2010 года украинцы сняли на 34,9 млрд. грн. больше, чем за аналогичный период прошлого года. Общий же объем операций по обналичиванию за этот период составил более 185 млрд. грн., а это порядка 94% операций от общей суммы операций по картам. В свою очередь, безналичные платежи составили всего 12,6 млрд. грн., или 6%.

Интересно и то, что по объему операций, которые были осуществлены по платежным картам, эмитированным украинскими банками на протяжении первого полугодия этого года, 92,06% были осуществлены в собственной сети банка-эмитента, только 5,67% — в сети других банков-резидентов, и 2,27% — в сети банков-нерезидентов. Средний оборот по одной платежной карте составил около 7 тыс. грн.

Учитывая реалии "карточной" ментальности украинцев и желание снимать средства посредством банкоматов, увеличение сети является одной из конкурентных преимуществ украинских банков. Пока крупные сетевые игроки не готовы обнародовать свои планы относительно объединения сетей. Другой вопрос, что тенденция усилится за счет более мелких игроков и возможности банков быть и в сети и самостоятельно заключать договоры с другими банками вне сети. Яркий тому пример Укрсоцбанк. По словам Андрея Петренко, что касается "АТМосферы", то переговоры об объединении с другими сетями не ведутся. Возможен переход отдельного коммерческого банка из одной сети в другую. К слову, такая ситуация сложилась в прошлом году с ВТБ Банком, который вышел из сети "АТМосфера" в связи с переходом всех банков группы ВТБ на обслуживание в процессинговый центр "Мультикарта". На сегодняшний день ВТБ Банк заключил индивидуальные договоры с пятью банками ("Хрещатик", Родовид Банк, Универсал Банк, "Финансы и Кредит", Ощадбанк). Общее количество банкоматов этого партнерства составляет 2500 единиц. Однако при объединении банкоматных сетей каждый из банков может выбрать партнеров сам. К примеру, банк "Хрещатик" входит в парт-нерскую сеть, в которой состоят шесть банков — Укрсоцбанк, Экспресс-Банк, Универсал Банк, банк "Русский стандарт", ВТБ Банк, общая банкоматная сеть которых составляет около 3000. А Универсал Банк "объединился" лишь с Укрсоцбанком, ВТБ Банком и банком "Хрещатик", число банкоматов которых насчитывает 1700 шт.

Теоретически существует и вариант объединения всех сетей АТМ в Украине и выдачи клиенту средств с комиссией до 0,75% от суммы операций, считает Александр Карпов. "Однако для этого банки и НБУ должны получить право, монопольно присвоенное платежными системами, на установление межбанковской комиссии (эмитента — владельцу АТМ) при снятии наличных. После этого можно будет установить ее, например, на уровне 0,4% от суммы операции, и, соответственно, комиссия для снятия наличных по любой карте в "не своем" АТМ в Украине составит от 0,4 до 0,75%", — говорит г-н Карпов. Пока же комиссионные схемы другие. Как правило, в сети банков-партнеров комиссия колеблется от нуля до 0,75%, в сети же остальных банков — до 2%+5 грн. В случае использования банкомата-партнера или "чужих" банкоматов платежная система списывает 1%+3 грн. за каждое межбанковское снятие наличных и зачисляет их банку — владельцу банкомата.

Банки (эмитент карты, которая использовалась, и владелец АТМ) не участвуют в определении и установлении размера этой комиссии, ее устанавливает платежная система. Размер этой комиссии непосредственно влияет на размер комиссии, взимаемой эмитентом с клиента при использовании карты в межбанковском режиме, являясь свое-образной "себестоимостью" услуги. Если же банки эмитент и собственник банкомата — партнеры, то после списания платежной системой той суммы (1%+3 грн.) далее в индивидуальном порядке финучреждения возвращают друг другу разницу между этой комиссией и комиссией, установленной им для расчетов в партнерской сети АТМ. Александр Карпов называет преимущества второго варианта: "Расчеты эмитента/владельца АТМ производятся по индивидуальным тарифам, не зависящим от платежной системы. И эти тарифы ниже тарифов, установленных платежной системой. Соответственно, эмитент может установить более низкую комиссию, взимаемую с клиента при пользовании партнерскими АТМ, чем вынужден был бы взимать, учитывая комиссию, установленную платежной системой". А значит, объединяться выгодно всем.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, Google+, Facebook, Instagram.

Теги: банки банкоматы банковский сектор
Источник: Инвестгазета Просмотров: 4659
Загрузка...
Загрузка...