Приводим стенограмму выступления Юлии Владимировны на презентации госбюджета-2010:

"Сегодня мы собрались в Украинском доме, что стало уже доброй традицией за 2008, 2009 годы, для того, чтобы публично обсудить проект бюджета на 2010 год.

Очень важно, чтобы у нас с вами всегда оставался конструктивный диалог, чтобы любой документ Правительства, а особенно такой существенный, как проект бюджета на 2010 год, обязательно обсуждался публично еще до представления его в Верховную Раду - так, как это установлено Бюджетным кодексом: 15 сентября.

И действительно, подготовка проекта бюджета на 2010 год началась много месяцев назад. И мы прошли все этапы согласования. Во-первых, с профсоюзами всех уровней. Мы работали с каждым отраслевым профсоюзом, работали с независимыми, свободными профсоюзами, Федерацией профсоюзов Украины, работали с работодателями. Мы попробовали почти со всеми большими ассоциациями Украины также согласовать главные параметры и прислушаться к их советам. А самое главное, что первый раз бюджет на следующий год готовился при участии большого количества людей, которые представляют местные органы самоуправления: это городские, сельские, поселковые советы всех уровней, местные органы самоуправления и, безусловно, общины, которые собирались и предлагали Правительству изменения, и были услышаны.

И именно поэтому сегодня, подводя короткие итоги работы за 2009 год, мы будем обсуждать главные принципы формирования проекта бюджета на следующий 2010 год. Но прежде чем сегодня обсуждать, мы позавчера на Национальном трехстороннем совете: профсоюзы, работодатели и Правительство - приняли этот бюджет как основу для работы в первом и втором чтении. Это важно, что в результате дискуссии с работодателями и профсоюзами возникло общее понимание концепции, общее понимание приоритетов бюджета, а также понимание сложностей, которые будут еще накладываться на финансовую систему Украины мировым финансовым кризисом.

Собственно, сегодня мы хотели бы до подачи проекта бюджета в Верховную Раду послушать профильные комитеты Верховной Рады, народных депутатов, которые постоянно и системно работают над проектами бюджетов, послушать представителей и руководителей политических сил, которые входят в парламентское большинство, а также в оппозицию. Кроме того, мы хотели бы также публично получить выводы от профсоюзных лидеров и руководителей организаций работодателей.

После того, как сегодня пройдет обсуждение, и при обсуждении мы сможем еще учесть предложения, которые прозвучат сегодня с трибун, я смогу подписать проект бюджета и направить его в Верховную Раду, не нарушая сроки, которые установлены Бюджетным кодексом.

В первую очередь, хотела бы сообщить вам, как будет рассматриваться этот проект бюджета. Я могу сказать только о главных стратегических приоритетах проекта бюджета на 2010 год, его главные параметры.

Доклад по всем составляющим бюджета на 2010 год будет делать и.о. Министра финансов Уманский Игорь Иванович. Но в то же время есть две составляющих бюджета, которые нужно обсуждать отдельно: это межбюджетные отношения, которые являются абсолютно новейшими в проекте бюджета на 2010 г., и докладывать будет заместитель Министра финансов Мярковский Анатолий Иванович, который и формировал полностью всю систему межбюджетных отношений вместе с Минфином. А также социальный блок, который, с одной стороны, является сложным, с другой стороны, на мой взгляд, аргументированным – докладывать будет второй заместитель Министра финансов Матвийчук Владимир Макарович, который ведет это направление работы в Минфине.

Кроме того, я хотела бы, чтобы мы также заслушали Министра труда и социальной политики для того, чтобы она сделала акценты на том, какая будет стратегия социальной политики на 2010 год. После этого мы будем предоставлять слово всем, кто будет записываться от общественных организаций, профсоюзов, работодателей, Верховной Рады, кто хотел бы высказаться: все будут иметь такое слово.

Безусловно, регламент нашей сегодняшней с вами консультации установлен, но если будет необходимость продолжить, мы, безусловно, будем работать до того момента, пока не найдем консенсус в проекте бюджета на 2010 год.

Я думаю, что нет необходимости говорить о том, что 2009 год, который мы прожили, – сложнейший за всю современную историю как для мира, так и для страны. Я думаю, что все ощутили на своем собственном бизнесе, на своих собственных семейных бюджетах, ощутили по загруженности на своих рабочих местах, что это такое - масштабный, глобальный мировой финансово-экономический кризис.

И могу сказать вам, уже проходя этот трудный путь как Премьер-министр, я думаю, что мало найдется политиков и мало найдется политических команд в Украине, которые хотели бы, старались, делали попытки оказаться на должностях министров и Премьер-министров в это сложное кризисное время.

Я думаю, что намного удобнее сегодня для многих политиков подвергать критике, унижать, дискредитировать, наживать на этом дешевые рейтинги.

Но, в то же время, я не жалею, что наша команда в такое трудное время, при таких масштабных вызовах для страны, оказалась в Правительстве, потому что мы знаем все проблемы, с которыми мы столкнулись, знаем абсолютно новейшие, которые никто никогда не изучал в учебниках, пути решения.

Я могу сказать: слава Богу, что наша команда оказалась сейчас при власти, потому что мало представляю себе, как в традиционных вариантах можно было бы одолевать непредусмотренные вещи, которые возникали каждый день, каждую неделю, каждый месяц - в бюджете, в финансовом балансе, на кредитно-валютных рынках. Я думаю, что все это мы проходили вместе с миром первый раз. И те большие группы нобелевских лауреатов, признанных финансистов и экономистов мира, которых привлекла ООН, все мировые финансовые организации привлекли таких специалистов. Я не думаю, что у кого-то были ответы и рецепты на какие-либо вызовы, которые возникали во время кризиса.

И поэтому мы проходили этот путь, безусловно, делая ошибки, потому что без ошибок никакая страна это время не проживает. Но в то же время мы держали финансовые балансы страны, держали социальные балансы страны, и какой ценой - это известно только этой команде, которая сидит сейчас перед вами, а кроме того - региональным командам, которые также сделали невозможное, чтобы удержать все эти балансы.

Но сегодня мы уже можем говорить о первых итогах работы 15-ти антикризисных программ, которые мы делали на протяжении 2009 года. 15 антикризисных программ, которые касались как бюджета в целом, так и каждой значимой отрасли в стране, так и социальной сферы, и пенсионного фонда, а затем еще и коммерческих частных банков, которые мы все-таки решили частично поддержать в это трудное время. Непростой была задача. Но сегодня мы получаем первые результаты.

Я не буду забирать много времени, анализируя 2009 год. Я думаю, что это можно будет сделать, когда он полностью завершится, и мы будем делать отчеты по бюджету. Но хотела бы показать вам те цифры, которые красноречиво за себя говорят – это то, как вели себя объем, темпы роста промышленного производства в 2009 году.

Я хотела бы, чтобы вы посмотрели на этот слайд, и это история взлетов и падений, которые были вызваны кризисом, сумятицей в политике Украины, а, кроме того, отсутствием, по сути дела, кредитных ресурсов для поддержки реального сектора экономики. Если вы посмотрите, то увидите, что в первом месяце, в январе, мы имели минус 16% падения промышленного производства, которое было радикальным, сокрушительным, что привело ко всем дисбалансам, которые, собственно, повлияли на жизнь каждого человека. Но уже во втором месяце, в феврале, когда мы начали осуществлять антикризисную программу для металлургической отрасли, осуществлять антикризисные программы для аграриев, для всех, по сути дела, мы уже увидели, что 2 месяца мы продержали ситуацию и даже начали наблюдать положительную динамику.

К сожалению, в апреле месяце мы снова получили вторую волну падения промышленного производства, которая накрыла Украину. И сегодня мы уже каждый месяц без сбоев фиксируем шаг за шагом рост промышленного производства, и пока что по всем нашими оценкам, по всем нашим аналитическим материалам нет оснований думать, что темпы промышленного производства, которые и формируют все наши балансы, будут каким-то образом сегодня выглядеть хуже, чем за последние месяцы, которые вы видите на экране.

Также хотела бы показать несколько цифр, которые нам дают надежду. Но я не хотела бы, чтобы вы это воспринимали как какие-то победные реляции или факт того, что кризис завершился. Сразу хочу сказать: кризис не завершился. И он будет еще трепать Украину и мир как минимум 2010-ый год. И именно поэтому те цифры, которые я вам сейчас покажу - промышленное производство в июле 2009 года по сравнению с январем 2009 года, то есть, в сущности, то, что с января по июль мы имеем по каждой отрасли нарастающим итогом, прирост в процентах - то вы увидите, что всего июль к январю дал нам 19,6%. И легкая промышленность, химическая, металлургическая, машиностроение – все дает прирост больше 30%. Легкая промышленность – это то, что также вселяет надежду в наши сердца, потому что всегда она выглядела хуже, чем любая другая отрасль.

Так же мы видим, что шаг за шагом начинает становиться на ноги строительство. Слайд, который вы сейчас увидите – это прирост производства продукции строительства. Это не сданные в эксплуатацию объекты, я подчеркиваю, сданных в эксплуатацию объектов значительно меньше – это объемы строительных работ, которые осуществляются сегодня в стране. Мы также начинаем шаг за шагом набирать мощность.

Розничный товарооборот является очень быстрым индикатором, как полностью меняется вся ситуация. И в июле мы видим по отношению к предыдущему месяцу самый большой прирост розничного товарооборота. Это говорит о том, что начинает оживать значительная часть, значительный сектор экономики.

Уважаемые друзья, хотела бы также остановить ваше внимание на инфляции, с которой мы живем. И хочу сказать, что Правительство делало отдельную антиинфляционную программу, потому что когда независимо от нас происходит просто ужасное падение национальной валюты, когда мы видим, что весь импортный товар захлестывает страну по максимальным ценам, потому что падение гривны было не прогнозируемым в такой степени, оно ни с какой другой страной мира не сравнимо. И именно поэтому инфляция для нас была самым большим вызовом.

Второй составляющей инфляции была достаточно существенная эмиссия, которую делал Национальный банк и направлял на рефинансирование коммерческим банкам. Все это, безусловно, было серьезной угрозой для всех инфляционных показателей. И поэтому мы уделяли внимание тому, чтобы удержать, остановить, не допустить инфляцию. И если в январе мы начали с 2,9% индекса потребительских цен, то уже второй месяц - июль и август - мы имеем дефляцию. Если кто-то скажет, что летом всегда дефляция, я хочу опровергнуть это: летом всегда низшие показатели инфляции, но дефляция была только некоторые летние периоды за последние годы. Как минимум, в 2007 г. летом даже и близко не было дефляции, несмотря на то, что это был одним из наиболее успешных в мировом масштабе экономическим годом.

Именно поэтому сегодня мы выходим на тот результат, когда инфляционные показатели на эту минуту у нас составляют всего 8,2% на год по сравнению с прошлым годом. Это, учитывая масштабную эмиссию и радикальное падение национальной валюты, просто являются показателями, которые действительно стабилизируют сегодня жизнь в стране.

Средняя зарплата 2008 год по сравнению с 2009 годом: могу вам сказать, что мы хотели бы видеть эти показатели лучше, но кризис и в Украине, и во всем мире просто не позволяет радикально непрогнозируемо повышать социальные стандарты. Они несовместимы с сохранением надежды на возрождение экономики. Но в то же время средняя зарплата в 2008 году была 1930 гривен, в 2009 – 2008 гривен, то есть, нет снижения, так как все ожидали, на 20-30%, и нет, на мой взгляд, радикально негативных влияний на уровень средней зарплаты.

Мы, когда входили в кризис, считали, что показатель безработицы будет для Украины убийственным, потому что структурных реформ за 18 лет в экономике Украины так и не произошло. Структурные реформы не планировали и не делали: делили имущество, собственность, приватизировали предприятия. И именно поэтому угроза безработицы в Украине действительно была во время кризиса, и всплеск был. Вы видите, если сравнить 2008 год, начиная с августа, - это 509,5 тысяч человек, потом начало все это стремительно возрастать. И самый пик был в феврале 2009 года, когда уровень безработицы достиг 906 тысяч человек. Но уже в марте мы начали видеть положительное развитие этого показателя, и мы уже увидели, что предприятия возвращают людей на работу. И это, кстати, и был первый сигнал, первый признак начала стабилизации экономики после сокрушительного кризиса.

И сегодня мы, безусловно, еще не вышли на август прошлого 2008 года, но имеем показатель 606 тысяч и имеем динамичное и постепенное его снижение. Именно поэтому мы рассчитываем, что до конца 2009 года мы вернемся на тот уровень безработицы, с которого начинался кризис. И это также показатель, который имеет полное обеспечение через фонд занятости: многократно его работа усилена, увеличены финансовые ресурсы, налажены новые системы работы фонда занятости, и, безусловно, мы видим, что тот показатель трагический, которого все ждали во время кризиса, на самом деле радикально трагическим не стал.

Хотела бы немного поговорить с вами о дефиците бюджета. Это то, что обсуждается сейчас, за что критиковалось Правительство, о чем говорили все высшие руководители государства: что бюджет рушится, что ничего не делается, что дефолт уже с января месяца должен быть, что зарплаты, пенсии выплачиваться не будут, что полностью будет разрушена экономика. Вы знаете, разговоры шли, причем по всем направлениям, всеми политиками, руководителями, прогнозы были самые неутешительные.

Хочу вам сказать, что действительно, признак борьбы с кризисом была и в показателях дефицита бюджета. Это был главный показатель, чем каждая страна отличала свою политику от докризисной, причем никто не различал, какая была страна – успешная, не успешная, какое место она занимала по ВВП на душу населения в мире. Я могу сказать, что все страны начали формировать дефицитные бюджеты. Другого рецепта поддержать реальный сектор экономики без нормальной работы банковской системы просто не существовало.

И поэтому это стало одним из мероприятий в борьбе с кризисом в каждой стране мира – это создание дефицита бюджета. Вы знаете, что дефицит бюджета финансируется наиболее распространено через заимствование финансовых ресурсов для покрытия дефицита бюджета, потому что приватизации во многих странах уже давно нет.

Если мы говорим о планах, с какими выходила каждая страна, по дефициту в бюджете на 2009 год, эти цифры перед вами. Вы видите, что наиболее успешная экономика мира – это США - имела на 2009 год план 13,5%. Могу также сказать о том, что Россия, которая также ресурсная страна, которая имела уникальные валютные резервы, все равно вышла на дефицит 7,5%. Украина спланировала 2,96. Это был один из наиболее низких показателей планового дефицита из всех стран, экономики которых мы анализируем, и бюджеты которых мы анализируем.

Безусловно, мы не выйдем по факту выполнения бюджета с показателем 2,96. Максимум, на что мы будем выходить, так как я это сейчас ощущаю и так, как мы планируем, это до 5%. Но все равно это не 13, не 11, не 10 и не 7,5. Возможно, будет и меньше, если успешно проведем в конце года выплату налогов в бюджет от государственных монополий. Возможно, дефицит будет даже на том же самому уровне, который мы планировали.

Но расхождение ожидаемого факта от 3 до 5 - это допустимый показатель для мировой экономики.

Кроме того, я хочу отметить, что 2009 год за все годы независимости является рекордным по возвращению внешних заимствований. Обратите внимание, заимствовали все предыдущие правительства, а на плечи нашего Правительства и страны в 2009 году лег самый рекордный объем возврата внешнего долга за весь период. Это значит, что все сошлось на этом году.

Кроме того, в связи с кризисом и в связи с падением рейтингов стран, Украине на Укравтодор, Укртелеком, на НАК "Нафтогаз" начали досрочно предъявлять кредиторы требования к возвращению долгов. Например, предыдущее Правительство одолжило 1 млрд. долларов на Укравтодор на 10 лет, но соглашение заключили так и таким образом, что кредиторы по своему собственному желанию могли стране этот миллиард предъявить в любой момент. Кто допускал подписание таких соглашений, и кто ставил страну в такую систему рисков? Брали 1 млрд. долларов для строительства дорог на 10 лет, а нам предъявили в самом кризисном 2009 году этот миллиард - практически через 1,5 года после работы предыдущего Правительства.

То же самое состоялось по НАК "Нафтогазу", то же самое по Укртелекому. И я думаю, что это есть признак некачественной политики, которую вели в предыдущие годы, когда на 1 год свели возвращения всех мощных внешний долгов Украины.

И мы до конца 2009 года своевременно, день в день, без каких-либо задержек, несмотря на довольно трудную ситуацию с наполнением госбюджета, возвратим 42 миллиардов гривен наших обязательств. И мы сделаем это, не нарушив ни имиджа, ни позиции Украины на мировых финансовых рынках и не поставив под угрозу честное имя Украины как государства, которое может своевременно возвращать свои долги, 42 млрд. грн., включая все внешние заимствования, включая все монополии, все государственные корпорации.

Что касается следующего года - вы знаете, что мы заложили в этом бюджете на 2010 год дефицит бюджета 3,97 и получили сокрушительную критику от Президента, что это завышенный дефицит бюджета и что нужно делать не выше 3-х. Я могу сказать, зная всю ситуацию в мире и Украине, что это не является обоснованной критикой, это не является позицией, которую должен иметь любой опытный финансист и экономист. И если мы проанализируем, какие дефициты бюджета планируют страны на 2010 год, то могу назвать вам только несколько цифр. Россия будет планировать от 6 до 7,5%, Румыния – 6,5, Ирландия – 7, Великобритания, которую не сравнить по уровню развития экономики с Украиной, – до 10%, Латвия – до 10%, США – около 12,5%. То, что мы планируем 3,97 – это минимальный среди всех стран дефицит бюджета.

И поэтому хочу сразу сказать, что бюджет, который мы предлагаем и который мы рекомендуем принять Верховной Раде - это консервативный бюджет, который не делает никаких необоснованных прогнозов, который довольно умеренно считает все макропоказатели и который довольно взвешено и сдержанно относится к социальным расходам. Я думаю, что мы обязаны в 2010 году продолжить антикризисную политику, продолжить ее, уже осознавая, как ее вести, с тем опытом, который мы имеем в 2009 году. И бюджет - здесь я хочу сделать ударение на первой стратегии этого бюджета - должен стать наиболее эффективной, самой существенной антикризисной программой государства на 2010 год, там, где будут заложены все параметры, все приоритеты, все акценты, все доходы и все расходы – так, как нужно Украине для того, чтобы в 2010 году продолжить антикризисную работу и обеспечить стабильность и рост экономики.

Что мы будем делать для того, чтобы этот бюджет действительно стал антикризисным? В первую очередь, главный признак этого бюджета – расходы нашего бюджета будут направлены на поддержку реального сектора экономики. Это главнейший признак этого бюджета. Никаких популярных вещей, никаких популистских вещей мы себе позволить категорически не можем, и я это говорю потому, что начала звучать критика сегодня со всех сторон, что этот бюджет является популистским. Близко там нет никакой популярности даже.

То, что предлагает сегодня оппозиция в парламенте, - 1300 гривен минимальную пенсию и 1500 гривен минимальную зарплату, где увеличиваются радикально, больше чем в 2 раза, эти показатели – это говорит о том, что страну, я бы сказала, каждого человека имеют за абсолютного невежду, считают, что людям можно любую лапшу на уши повесить, и человек с этой лапшой пойдет голосовать за таких „рьяных” борцов за народ, потому что повышение такого уровня минимальной зарплаты и минимальной пенсии – это минимум вдвое больше мы должны иметь доходов и расходов бюджета. Скажите, кому такая пиар-политика предвыборная нужна? И зачем людям давать ту надежду, которую реально, кто бы ни пришел к власти на должность Президента, воплотить в жизнь де-факто невозможно?

Я хочу вам сказать, что никакая страна этого не делает. Часть прибалтийских и часть европейских стран в 2009 году снизили социальные стандарты, уменьшили средние пенсии, средние зарплаты, зарплаты в бюджетной сфере и продолжают это делать на 2010 год. Мы, не смотря ни на что, удержали ситуацию, не снизили, а держали на стабильном уровне и не срывали оплаты пенсий, зарплат бюджетникам; как бы это не провоцировали и не создавали условия, чтобы так произошло, мы платили так, как это нужно, день в день, без задержки.

Поэтому хочу вам сказать, что наша задача – максимум финансовых ресурсов бюджета в поддержку реального сектора экономики. Это будет бюджет развития. Причина, почему мы так делаем, исключительно одна – потому что мы до конца не знаем, как будет разворачиваться финансовый кризис в мире, насколько эффективно будет работать банковская система мира и страны. А оставить реальный сектор экономики без кредитов, а еще и без бюджетной поддержки – это, в сущности, заложить плановую рецессию экономическую в стране. Мы так делать не будем.

И вообще хочу сказать, что тот уровень рецессии экономики в Украине, на мой взгляд, имеет три фундаментальные причины, хотя есть и другие причины, которые к этому привели. Но три, на которых я хотела бы остановиться. В первую очередь – это отсутствие кредитования реального сектора экономики через банковскую систему Украины. 110 миллиардов гривен рефинансирования банковской системы было достаточно для того, чтобы наполнить ликвидностью банки, направив эту ликвидность, эти финансовые ресурсы эмиссионные в реальный сектор экономики. Обязать, создать систему направления этих финансовых ресурсов в реальный сектор экономики.

К сожалению, политика Национального банка была совсем другая, и эти объемы рефинансирования вместо того, чтобы пойти на кредитование реального сектора экономики, переместились на валютные рынки, где иногда в день зарабатывали по 3-4% на свои капиталы, спекулируя на валютных курсах, причем делали это одни и те же банки постоянно. Я хочу сказать вам, что когда отсутствует кредитование реального сектора экономки, экономика не живет, она понемногу просто сворачивается.

И именно поэтому я считаю, что если правильно была бы построена политика рефинансирования коммерческих банков, если бы, как в любых других государствах, это было направлено на 2 цели – обеспечение ликвидности банков и покрытие разрывов в банках, а, кроме того, часть на реальный сектор экономики - мы имели бы совсем другие показатели ВВП.

Следующая причина, которую я вижу, и абсолютно четко она была в основе рецессии экономики в стране – это проценты по кредитам, которые были сформированы двумя, на мой взгляд, недопустимыми показателями: это учетная ставка Национального банка, ставка рефинансирования, по которой получали финансовые ресурсы рефинансирования коммерческие банки. Это значит, что за такие проценты, которые потом еще добавлялись на уровне коммерческих банков до 30-35-37% годовых, невозможно вести любой бизнес, это нереально, это планово убыточная деятельность, которая приводит к тому, что все сектора экономики работают не прибыльно, а убыточно, в то время, когда все страны мира делали другое – устанавливали такие проценты рефинансирования по кредитам рефинансирования для национальной банковской системы, которые мало отличались от нуля, хотя инфляцию они также имели.

И то объяснение, что инфляционный показатель не давал возможности поставить низкую ставку рефинансирования, не имеет под собой никакой основы абсолютно, потому что сегодня мы имеем показатель инфляции за ту часть года, которую мы прожили, 8,2-8,5%. Откуда рефинансирование стоит 16% годовых? Что лежит, какие экономические обоснования лежат в основе такого сокрушительного кредитования для реального сектора экономики? И именно поэтому это привело к тому, что, во-первых, кредитов не было, а во-вторых, они были непосильны с точки зрения платы за кредиты.

И третье, что ударило абсолютно невозможным образом по экономике страны – это девальвация гривны ниже, чем прогнозируемый показатель по всем странам мира. То, что мы имеем с девальвацией гривны, на мой взгляд - непрофессиональная, спекулятивная, непрогнозируемая политика Национального банка. И то, что у нас были допущены ошибки, которые дали возможность кредитовать национальных производителей в валюте, кредитовать семьи в валюте вместо национальной гривны, это привело к тому, что весь малый и средний бизнес, все домашние хозяйства, все аграрные предприятия и даже большие предприятия, в том числе в большинстве не экспортеры, те которые получили такой показатель девальвации гривны, стали по сути банкротами за несколько месяцев, потому что возвращать гривневые кредиты в валюте они просто не имели возможности.

И сегодня 80% балансов производителей в стране являются убыточными. Безусловно, этого не должно быть в Украине ни при каких обстоятельств. Безусловно, нужно также учитывать отсутствие за 18 лет каких-либо структурных реформ в экономике, отсутствие какой-либо системной и всеохватывающей модернизации тех предприятий, которые приватизировали на черном рынке. А когда нет модернизации, когда полностью нет политики энергоэффективности за предыдущие годы, то, безусловно, себестоимость нашей продукции не выдерживала никакой конкуренции.

Собственно, я думаю, что много объективных и честных аналитиков, когда закончатся эти президентские перегоны, которые портят любое профессиональное отношение к любым экономическим и финансовым процессам в стране, сделают полную оценку того, что было причинами, а что было следствиями того, как вели себя все участники финансово-экономических событий в Украине.

Но в то же время на 2010 год мы планируем, что Стабилизационный фонд в первую очередь станет тем источником поддержки реального сектора экономики, который мы будем использовать, если будет слабая непрогнозируемая кредитная политика, и именно поэтому Стабилизационный фонд мы увеличиваем на 7 миллиардов, он будет 27 миллиардов гривен и будет увеличен на 35%. И считаем, что это будет одной из ключевых стратегий нашего бюджета на 2010 год.

Мы имеем в проекте бюджета полную раскладку, на какие направления, в какие реальные сектора экономики мы будем направлять эти финансовые ресурсы. Если есть у нас таблица, я прошу, покажите те направления использования 27 миллиардов гривен для того, чтобы вы ощущали, что каждый ключевой сектор экономики будет иметь свою прогнозируемую, фиксированную и надежную поддержку. Если вы помните, когда мы формировали антикризисный бюджет на 2009 год и впервые в истории Украины запланировали Стабилизационный фонд, то тогда все экономисты и финансисты от политики сказали, что Стабилизационный фонд не будет наполнен финансовыми ресурсами, что это будет профанация, что это просто уводят внимание депутатов от ключевых проблем кризиса.

Могу вам сказать: после того, как мы проработали уже почти 9 месяцев, я могу твердо сказать – Стабилизационный фонд будет или выполнен на 100% по доходам, или даже будет перевыполнен, если мы успешно проведем приватизацию – открытую, прозрачную, аукционную, абсолютно конкурентную. Это будет вторая приватизация такого качества за последние 18 лет, которая даст возможность перевыполнить Стабилизационный фонд. Мы надеемся, что в конце сентября такая честная приватизация, открытая и прозрачная, в пользу как предприятия, так трудового коллектива и страны состоится.

Именно поэтому и сейчас хочу сказать, что я как Премьер-министр гарантирую вам наполнение Стабилизационного фонда в объеме 27 миллиардов гривен на 2010 год. Каждая копейка будет выполнена, каждый расход будет профинансирован.

Кроме того, мы прекрасно заложили, очень правильно, хочу еще раз поддержать, специальную статью в бюджете на 2009 год, где дали право предоставлять государственные гарантии, если надо делать инфраструктурные проекты для государства, если нужно делать реформы отраслей, если нужно возрождать отрасли, защищать во время кризиса.

Мы заложили на 2009 год 29 миллиардов гривен на право государства предоставить гарантии под инвестиционные проекты в государственный сектор экономики. Я подчеркиваю: это не раздавались частным структурам гарантии, а исключительно для структурных реформ отдельных отраслей государственного сектора.

И это был тот второй пример для поддержки реального сектора экономики, который мы смогли использовать и поднять авиастроительство из банкротства, которое было допущено во время процветания экономического Правительством Януковича. Когда отрасль была полностью заброшена и обанкрочена.

Мы полностью поставили на ноги НАК "Нафтогаз" и сделали так, как должны были сделать, и сегодня имеем государственный резерв газа на много лет вперед, потому что он будет постоянно обновляться и снова закачиваться. Финансовый ресурс и ресурс такого резерва сформирован в наитяжелейший 2009 кризисный год.

Мы, кроме того, воспользовавшись этими гарантиями, сегодня начали переоснащать угольную отрасль; воспользовавшись этими гарантиями, мы сделали все необходимое, чтобы иметь возможность запустить первый спутник информационный Украины. У нас за 18 лет такого сделано не было. И много, много других направлений, в том числе и антикризисная программа, которая обеспечивается сегодня для строительной отрасли.

Все это был 2 антикризисный блок - это право государства предоставлять гарантии. Но еще раз подчеркиваю, что возвращать эти ресурсы будут хозяйствующие субъекты государственной формы собственности. Государство здесь только является дополнительной гарантией под те инвестиционные проекты, которые мы разработали, утвердили Правительством и приняли для выполнения.

И на следующий год мы также закладываем такие гарантии, которые могут быть использованы и для развития инфраструктуры к Евро-2012, и для развития тех отраслей машиностроительных, которые нуждаются в таких гарантиях, и для многих других направлений.

Я считаю, что в то время, когда мы имеем наиболее дешевые цены на строительные работы, на металлопрокат, на строительные материалы, на все услуги, нам нужно модернизировать страну. И ждать, пока эти цены снова вернутся на уровень докризисный, - никакая страна не ждет. Все страны сегодня во время кризиса стараются модернизировать свое хозяйство, модернизировать свои отрасли.

Так же делаем и мы. И поэтому в каждом бюджете дефицит направляется не на проедание, а дефицит направляется в такие стабилизационные фонды, которые создали мы за счет дефицита бюджета. То есть хочу подчеркнуть, что плановый дефицит бюджета ни в коем случае не будет использоваться на проедание, а только на развитие, на возрождение, на модернизацию отраслей.

Следующее – это речь идет о еще одном реальном секторе экономики, который будет поддержан: это Евро-2012. Расходы бюджета, которые будут в 2010 году с учетом гарантий, с учетом всех расходов на уровне 12,3 млрд. Это аэропорты, это стадионы, это отели, это дороги, это все то, что мы профинансируем, и что будет на десятки лет вперед наилучшим и самым современным по сравнению с другими странами. Уже сегодня объекты, которые запланированы, выглядят лучше и строятся лучше – и по дизайну, и по обеспечению инженерному, чем такие же объекты в европейских странах.

Кроме того, проект бюджета на 2010 год имеет определенные новации, которых не было в предыдущие годы. Мы создали в этом проекте бюджета на 2010 год специальный общегосударственный фонд энергоэффективности и энергосбережения. Этот фонд будет составлять 3 миллиарда 205 миллионов. Это те деньги, которые будут направлены на модернизацию и замену тепловых котельных по всей стране, будут использованные эти деньги на то, чтобы заменить лампы накаливания на светодиодные лампы, которые на 30% меньше потребляют электроэнергии.

Это будет использовано на строительство новой, самой большой в Европе Днестровской гидроаккумулирующей электростанции, будет использовано на достройку блоков Хмельницкой АЭС и на многие другие направления, которые делают Украину более энергетически независимой, чем она есть сегодня. И, безусловно, это приведет к замещению по многим направлениям использование природного газа на современные технологии сжигания угля. Вы знаете, это технология кипящего пласта, и это технология углеводной смеси. Это два направления, по которым мы работаем, которые являются абсолютно экологически чистыми и которые дают возможность как минимум в два раза сделать дешевле единицу энергии, которая производится из этих видов топлива.

Этот общегосударственный фонд энергоэффективности и энергосбережения находится в проекте бюджета в компетенции Министерства экономики и будет использоваться на базе решений Правительства. Кроме того, доходной частью этого фонда также является работа Правительства по Киотскому протоколу. Мы начали это в 2009 году, подготовились в 2008 году и получили первые деньги – почти 3 млрд. грн. от продажи единиц сокращения выбросов углерода в атмосферу, эти деньги сегодня в бюджете первый раз за 18 лет.

Потенциал у нас на рынке по Киотскому протоколу на следующий год приблизительно 2 млрд. долл., и все это будет направлено по спецфонду в фонд энергосбережения и енергомодернизации. И думаю, что мы сможем именно эти деньги освоить. Это большой дополнительный ресурс, с которым еще не работает ни одна страна СНГ и, кстати, не работают и бывшие страны СЕВ, потому что это очень сложная процедура, которую нужно было пройти, мы ее прошли и показали первый класс, как работать с этим ресурсом.

Хочу также сказать, что в этом бюджете есть еще одна достаточно серьезная блочная новость. Мы еще раз проанализировали энергетическую стратегию государства, мы еще раз проанализировали наши и мировые энергоресурсы и пришли к выводу: без толку было бы ставить на какие-либо другие источники энергии, чем добыча, развитие добычи и использование угля. Если, например, считать 1 гигакалорию, которую можно вырабатывать в Украине для генерации тепла, то из газа эта гигакалория втрое более дорогая, чем из угля. Какое смысл, скажите мне, делать то, что мы сегодня делаем?

У нас 67% всех котельных страны работают на природном газе. Зачем мы это делаем? Зачем мы сохраняем эту неэффективную инфраструктуру? И поэтому наша задача: или переход на возобновляемые источники энергии, или на уголь. Есть у нас еще торф, и мы можем в некоторых отраслях его использовать, и есть вторичный ресурс, которым являются брикеты, пилеты, изготовленные каким-либо другим способом из дерева, из соломы и так далее. Мы видим, что Украина обеспечена углями почти на 500 лет, вдумайтесь в это, а по разным прогнозам мир обеспечен нефтью и газом до 55 лет. Зачем нам сегодня вкладывать колоссальные финансовые ресурсы и делать продолжение этой неэффективной, стратегически неправильной политики?

И именно поэтому мы существенным образом будет увеличивать расходы на модернизацию и реконструкцию угольной отрасли. И это не является данью шахтерам, поймите это. Это дань будущему Украины, которая будет абсолютно независима по своим энергоресурсам от любой страны мира. Это наша стратегия. Поэтому мы почти в 2 раза увеличиваем расходы на поддержку угольной отрасли, кроме того, будем широко привлекать инвесторов в угольную отрасль - но инвесторов, которые будут работать на государственные стратегические энергетические интересы Украины, а не тех, которые будут просто разрушать шахты, закрывать и разрушать жизнь целых регионов.

Кроме того, еще одно направление нашей работы – это реформирование жилищно-коммунального хозяйства. С 663 млн. на 2010 г. мы планируем 1 млрд. 380 млн. - больше, чем в 2 раза.

Еще одно направление поддержки реального сектора экономики – это наш аграрный сектор. Приятно мне констатировать, что именно аграрный сектор, когда падали все отрасли без исключения в стране во время кризиса, наращивал объемы производства. Мы в этом 2009 кризисном году вышли на третье место в мире по экспорту зерна. Это значит, что мы возвращаем себе тот статус в мире, который давно потеряли, – это статус страны, которая является знаковым, значимым производителем зерна в мире. Это оценено всеми мировыми структурами, и работа Украины в этом направлении действительно эффективна, и я хочу поблагодарить за это всех аграриев Украины.

В то же время с 2007 по 2010 год мы на 43% увеличиваем государственную поддержку именно отрасль аграрного бизнеса. Государственная поддержка АПК в целом, если взять все льготы, удешевление процентов, если взять, что те льготы по налогам, которые когда-то были, а потом при вступлении в ВТО они были упразднены, но мы возвращаем живыми деньгами их, всего весь комплекс поддержки аграрного сектора в Украине составляет 25,8 млрд., что, кстати, почти на 15% больше, чем в 2009 году, и несравненно больше, чем в предыдущие годы.

И хочу еще раз подчеркнуть, что тот механизм, который мы заложили для поддержки аграрных предприятий - и этот механизм называется Аграрный фонд – наше Правительство впервые его наполнило финансовыми ресурсами, мы будем увеличивать, и в 2010 году объем Аграрного фонда, который выполняет много функций – это и интервенции на рынок, это и выравнивание рыночной цены во время разных сезонных периодов аграрного бизнеса, это и много других функций – поддержка малого, среднего фермерства, поддержка вообще каждого направления производства зерна. 3,4 миллиарда – это как раз есть тот сектор поддержки экономики, который мы сейчас имеем.

И вы знаете, сколько подвергают критике наше Правительство, меня лично - возможно, не знают, за что подвергать критике - подвергают критике за две вещи, слава Богу, за другое не за что подвергать критике. Это за платья и за Минобороны. Две такие крайности. Про Минобороны я хотела бы отдельно сказать, насколько необоснованна эта критика. В этом году мы рекордный объем расходов на оборонительный заказ для нашей оборонительной промышленности заложили и израсходуем реально. Это будет объем, который даст возможность поддержать во время кризиса все предприятия оборонительного комплекса. Но если сравнить 2007 год, когда вообще никто не подвергал критике, как финансируется армия, когда не было ни единого слова сказано в этом направлении, мы имели почти на 57% меньшее финансирование армии, чем закладываем в 2010 году. Скажите, пожалуйста, это что - непрогнозируемая и необоснованная политика? Когда в кризис, когда в бюджете нет ни одной лишней копейки, мы на Минобороны, на всю оборонительную и политику безопасности выделяли 35,2 миллиарда, в то время, когда в 2007 году имели 24,5 миллиарда. Если люди, которые подвергают критике за то, что Правительство не поддерживает оборонительный комплекс, изучают цифры, то хотелось бы, чтобы они профессионально и с цифрами оценивали эту работу.

И именно поэтому в 2010 году мы еще на 3,5 миллиарда. увеличиваем расходы. На сколько еще надо увеличить? Может, забрать у школьников, забрать у здравоохранения, забрать у культуры и отдать на то, чтобы еще отмыли там 50% денег, покупая продукты питания в 3 раза, а иногда в 4 раза дороже, чем они стоят на рынке для тех, кто сегодня служит в армии. Сколько еще надо отмыть денег, чтобы было достаточно? И когда мы сегодня анализируем, как продают избыточное имущество и избыточное вооружение через Укрспецэкспорт, к которому Правительство никак не может добраться, потому что там не совсем наша компетенция, когда мы видим, что больше 2 млрд. долларов не поступило в страну от проданного избыточного имущества за последние годы, так сколько еще нужно предоставить финансовых ресурсов?

Именно поэтому мы не только даем на 3,5 миллиарда больше и почти на 58,5% больше, чем в 2007 успешном безкризисном году, мы еще и построили всю систему, начиная с конца 2009 года, когда поменялось руководство Минобороны, честной продажи избыточного имущества через открытые аукционы, через привлечение всех возможных покупателей, из-за отсутствия посредников в 2-3 этапа, когда отмывались огромные финансовые ресурсы. Это будет все публично и четко, и без каких-либо нареканий со стороны контролирующих структур.

И поэтому армия в кризисные годы финансируется, возможно, не так мощно, как нам хотелось бы, но значительно больше, чем в предыдущие докризисные годы. И я хотела бы, чтобы эти цифры мы знали.

На самом деле, если первый признак бюджета, это то, что он является мощнейшей антикризисной программой государства на 2010 год, вторым признаком является то, что ключевые расходы этого бюджета на 2010 год направлены на поддержку реального сектора экономики, то третьей новацией и третьей стратегической реформой этого бюджета является как раз радикальное перераспределение финансовых ресурсов из центра, то есть из Банковой, Грушевского и других центральных улиц Киева в села, поселки и города.

Это радикальная реформа межбюджетных отношений за все 18 последних лет нашей независимости. И хочу сказать, что пока мы не поменяем реально эти пропорции и пока мы не направим на местный уровень, в местные общины намного большую часть финансовых ресурсов, чем остается в центре, мы не сможем поднимать уровень жизни ни в селах, ни в поселках, ни в городах.

Вот что я хотела бы вам сказать. Местные бюджеты, а особенно бюджеты сел, поселков и малых городов районного подчинения - они не жили, они существовали, в них 99% составляли делегированные расходы на оплату зарплаты бюджетной сфере. У них не было начисто никаких расходов развития, у них не было начисто ни одной копейки на развитие, на строительство дорог, школ, на ремонт клубов, на создание хотя бы минимальной инфраструктуры нормального жизни людей. И именно поэтому, когда мы проезжаем по селам, поселкам и городам, мы видим сегодня в некоторых регионах просто упадок.

Мы видим, что там жизни нет, что там даже улицы не освещаются, не говоря уже о каких-то серьезных ремонтах и строительстве дорог или другой инфраструктуры. Именно поэтому этот бюджет наперекор любым политическим противодействиям - я это подчеркиваю, именно так, как это было и в 99-м году, когда работая в Бюджетном комитете мы впервые принимали Бюджетный кодекс, мы впервые ломали все межбюджетные отношения на радикально другие и прозрачные. Тогда вся власть, восставшая против Бюджетного комитета и не позволяла это сделать, и все говорили, что это крах бюджета, падение, смерть, дисбалансы, катастрофа, но в 99-м году, имея горстку депутатов в парламенте и имея меньшинство в Бюджетном комитете абсолютное, мы тогда смогли провести эту реформу. И бюджет на 2000 год был абсолютно новейшим, какого никогда не было относительно межбюджетных отношений.

И после этого у нас появился 691 бюджет – это когда прямое нормативное планирование шло на области, районы и города. До сих пор этого не было. Сейчас, когда мы имеем возможность сделать эти межбюджетные реформы, мы переходим на нормативное планирование 12 тысяч 32 бюджета. И когда политики, которые не хотят положительных изменений в государстве, потому что думают, что это положительно повлияет на мой рейтинг - кстати точно скажу, что положительно повлияет, пусть лишний раз не беспокоятся - я хочу сказать, что вопреки всем их волнениям этот бюджет будет проведен, рано или поздно. Он будет проведен на 2010 год вопреки всем противодействиям. Потому что это единый правильный вариант межбюджетных отношений в государстве. И потом его только усиливать нужно, и все больше и больше направлять финансовых ресурсов на уровень общин, на уровень тот, где живут и работают люди.

Критика оппозиции звучала так, что понимаете, они хотят, чтобы к Минфину и к Правительству выстроилось 12 тысяч 32 региональных элиты, которые будут стоять с протянутой рукой и что-то просить. Мне просто жаль этих политиков, которые применяют такие элементы критики, снова думая, что люди в стране имеют низший интеллект, чем некоторые политики без какого-либо образования, все дипломы там у тех людей почти куплены.

Так я хочу сказать, что проблема в том, что нормативное планирование вообще не предусматривает никакого приезда, никакой субъективности, никаких бюджетов за сало, как это было в предыдущие периоды. Это строгое, нормативное планирование, где выравнивается вся система отношений между центром и регионами. Кроме того, эти бюджеты будут иметь новые источники фонда развития. Вы знаете, что у нас там есть первая корзина – это социальные расходы, в том числе делегированные, которые через трансферты определенным образом балансируются. Это то, что является обязательным, защищенным, и то, что нельзя менять.

Вторая корзина – это условные расходы развития, которые также финансировали некоторые делегированные полномочия, и эта вторая корзина была определенным люфтом для местных бюджетов, а фонд развития вообще был утопией, его не было в принципе.

Но мы в этом бюджете меняем просто все, мы наполняем надежными источниками доходов фонды развития, которые нельзя изымать, которые нельзя любой ценой трогать из центра. Это 15% налога на доходы физических лиц, это 10% налога на прибыль, это без изъятия трансфертов, то, что остается, и третье – это еще 50% перевыполнение общегосударственных налогов, кроме, безусловно, налога на добавленную стоимость и еще некоторых других платежей. Это все остается в бюджете развития. В специальных фондах остается 100% транспортного сбора – ремонтируйте дороги, 100% сбора за загрязнение окружающей среды – выстраивайте экологическую политику. И остается 100% налога на землю, чего никогда не было, именно там, где эта земля расположена.

Я хочу сказать, что это действительно революционное отношение к формированию местных бюджетов. И именно поэтому как следствие мы получили расходы бюджетов местных сел, поселков и малых городов от 20% увеличение к увеличению расходов в 11 раз. Вдумайтесь, насколько неравномерно, субъективно, абсолютно необосновано формировались доходы и расходы бюджетов сел, поселков и городов. И я горжусь тем, что именно в кризис мы делаем эту реформу, потому что ее сделать нужно, действительно имея мощное программное обеспечение, всю систему организационного обеспечения.

И именно в эту минуту я хочу поблагодарить и и.о. Министра финансов Уманского Игоря Ивановича, у нас молодой Министр финансов, но первый его бюджет, который он готовит на 2010 год, мне кажется, является достойным; и двух людей, которые большую часть своей жизни занимаются бюджетом, - это Мярковский Анатолий Иванович и Матвийчук Владимир Макарович. Я хочу вам сказать, что так, как сделан этот бюджет, так, как они успели обеспечить программно, организационно, расчеты, полностью довели контрольные цифры, своевременно - не каждая команда способна в таком политическом хаосе при таких кризисных обстоятельствах делать такие серьезные шаги вперед. И я хочу здесь благодарность высказать.

И поэтому третий признак нашего бюджета – это принципиально новые, радикально положительные для местных общин межбюджетные отношения. И мы выполним этот бюджет до последней копейки, потому что я хочу, чтобы люди на местах ощутили, что они могут жить с деньгами, а не стоять постоянно с протянутой рукой неизвестно перед какими кабинетами.

И, собственно, могу цифру назвать. Расходы, я подчеркиваю, расходы, не доходы, расходы местных бюджетов увеличиваются на 35 миллиардов гривен. Эта цифра в кризис вообще невероятная. А если мы будем брать следующие некризисные годы и следующие годы, когда будет экономическое процветание и экономический рост, то такое изменение формы и формулы межбюджетных отношений даст возможность местным бюджетам быть более сильными, чем центральный бюджет. Это, собственно, такую задачу мы и ставили.

И, уважаемые друзья, последний, четвертый признак бюджета. Я думаю, что по каждому направлению каждый министр скажет более глубоко, я прошу, пожалуйста, перейдите на социальный блок. И могу сказать, что 2010 год не будет годом, я бы сказала, таких революционных социальных сдвигов, увеличения социальных расходов, это невозможно делать. Это будет непрофессионально и нечестно по отношению к стране.

И поэтому социальные расходы мы, безусловно, ни в коем случае не заморозим. К социальным расходам мы подойдем довольно взвешенно и довольно сбалансировано. Но в то же время попробуем защитить те категории работающих в бюджетной сфере, которые наименее защищены сегодня. Я прошу, покажите слайд с минимальной зарплатой. Как бы тяжело не было, после консультаций с профсоюзами и, честно скажу, после настойчивости профсоюзов и после того, как мы тяжело все вместе искали ресурс, мы по минимальной зарплате выходим на такие параметры: если декабрь к декабрю, то минимальная зарплата была 669 гривен, 778 будет с 1 декабря. Постоянно каждый месяц будет идти постепенное увеличение.

Могу сказать, что развитые страны ЕС, когда даже на 2% увеличивают минимальную зарплату, для этого имеют существенный рост ВВП. Мы не можем увеличивать социальные расходы, которые не базируются на достаточном росте экономики. И поэтому делать мы это не можем и не будем. Но в то же время 16,3% декабрь к декабрю рост минимальной зарплаты, на мой взгляд, для кризисного 2010 года – это оптимальный вариант, и это достаточно, на мой взгляд, оптимистичный вариант. Но в то же время мы заложили в проект бюджета на 2010 год несколько важных составляющих. Первое – если экономика будет возрождаться более динамично и мы будем видеть более оптимистичные результаты роста ВВП поквартально, мы заложили в бюджет связь роста минимальной зарплаты, минимального прожиточного уровня от роста экономики. Будет лучше – прекрасно, значит будем лучшие показатели иметь. Будет хуже – значит будем скромнее, чем даже мы запланировали. То есть мы заложили такую динамичную модель, которая защищает страну от социальных расходов, которые не будут обеспечены доходами государственного и консолидированного бюджета.

Что касается некоторых категорий бюджетных работников. Я сразу хочу сказать, что мы не повышали радикально минимальную зарплату, не повышали радикально минимальный прожиточный уровень, в том числе и потому, что это приведет к сотням миллиардов расходов, когда получат чиновники всех уровней так же существенное повышение зарплат. У нас нет сегодня на это денег. Например, увеличивать зарплату судьям, которые имеют сегодня одну из наивысших зарплат в стране, мы не имеем возможности сегодня увеличивать народным депутатам, например, мы им уменьшили в 2 раза, пусть извинят все депутаты, которые здесь сидят. Министрам мы еще в начале 2009 года уменьшили вдвое. Министры живые и нормально выглядят. Так же и депутаты, я думаю, могут немножко затянуть пояса на 2010 год.

Я хочу сказать, что мы не планировали повышать зарплату для тех чиновников всех уровней и рангов, которые сразу бы получили повышение, если мы всем без исключения повышаем минимальную зарплату и минимальный прожиточный уровень. В то же время, повышая минимальную зарплату так, как, например, даже скромно на первых этапах планировали профсоюзы – это больше 300 миллиардов изъятий денег из реального сектора экономики на фонд зарплаты, то есть из предприятий, которые сегодня работают в реальном секторе экономики. При отсутствии кредитования это также будет неправильным и неграмотным экономически шагом.

Но в то же время мы взяли несколько категорий бюджетных работников, и покажем, что мы можем, так как это и предусмотрено консультациями, советами, аналитикой мировых финансовых организаций, поддержать именно те категории в стране, которые нуждаются в адресной поддержке, я подчеркиваю. И именно поэтому для работников здравоохранения мы делаем первый шаг за 18 лет – мы вводим им доплату за выслугу лет, за стаж - так, как это есть в других отраслях, почему-то в системе здравоохранения такого не было. В среднем это приведет к увеличению доходов каждого человека, который работает в системе здравоохранения, в зависимости от состояния, есть зарплата с начислениями работников здравоохранения – 28% будет увеличение. Но что касается доплаты за стаж – будет в среднем 20%. Все другое – это инфляционные увеличения.

Кроме того, мы проанализировали и выяснили, что наименьшая зарплата в стране также у учителей учебных заведений всех уровней, начиная от детсадов, школы, школы-интерната, техникумов и т.д., и именно поэтому мы предусмотрели на 21,9% увеличение среднемесячной зарплаты учителей. Кроме того, это мы делаем, начиная с 1 января сразу, и считаем, что это будет серьезная поддержка им – и тем, кто работает в городах, и тем, кто работает в сельской местности.

Третья категория, где мы адресно спланировали повышение зарплаты, – это работники библиотек, которым вообще неизвестно сколько уже не повышали зарплату. И среднемесячную зарплату в номинальном выражении 28,8%, в реальном исчислении это будет приблизительно в среднем до 20% в зависимости от их сегодняшней зарплаты. Все это будет осуществляться в виде доплат к зарплатам, но как только экономика более или менее будет себя чувствовать надежно, мы это переведем в их оклады, и они будут нормально получать эти оклады.

И что касается тех работников, которые сегодня почти ничего не получают, которые работают в клубах по всей стране, это работники культуры. Мы им также будем до 20% увеличивать заработную плату.

Больше мы ни в одной категории таким образом существенно не повышаем заработные платы в бюджетной сфере. Все другие категории будут защищены от всех инфляционных процессов увеличением заработной платы на те коэффициенты, которые будет составлять инфляция или больше немножко, близко к этому, от 10% до 12,5%, приблизительно так будет идти увеличение номинальных уровней заработной платы.

Некоторые вещи мы снова же с удовольствием сделаем. Например, мы имеем полное согласование с мировыми финансовыми организациями относительно адресной поддержки некоторых категорий малообеспеченных людей. И поэтому мы выделяем в бюджете 3 млрд. грн. на специальную адресную доплату на приобретение медикаментов для тех пенсионеров, которые получают значительно меньше тысячи гривен пенсии в месяц. Это у нас просто отдельная программа.

И кроме того, мы хотели бы поддержать еще две категории людей, которые не поддерживались достаточно государством. В первую очередь – это инвалиды войны І группы, им никогда не выплачивали на 9 мая ту разовую помощь, которая предусмотрена законом, а это 5180 – одноразовая выплата, мы сделаем это, потому что просто нечестно по отношению к людям, которые являются в том числе участниками реальных боевых действий, их осталось уже в стране не столько, чтобы государство на них экономило деньги, мы обязательно выплатим им это единовременное пособие. А кроме того, это ветераны войны и жертвы нацистских преследований – к 9 мая мы также в три раза им увеличим это единовременное пособие, и оно будет составлять 1157 гривен.

Еще одна категория последняя, о которой я хочу сказать - это категория героев, которые имели награды героев, как до получения страной независимости, так и герои Украины. Вы знаете, что герои есть у нас разные, по-разному эти звания выдавались, но мы решили, что мы все ж таки введем ежемесячную правительственную стипендию для людей, которые имеют звание героев, но с учетом их годовых доходов. Безусловно, некоторым людям, которые получили "Героя" за то, что создали " Росукрэнерго" в государстве, в принципе, эта помощь платиться не будет. И многим другим, я не хочу их перечисляться, вы все их поименно знаете. Эту помощь получат истинные герои, и думаю, что это будет этим людям огромной помощью, потому что истинные герои живут не в роскоши, они живут в очень затруднительных и довольно ограниченных условиях.

Я убеждена, что эти 4 направления являются стратегией бюджета. Первое - антикризисная программа, это бюджет на 2010 год, второе - это масштабная поддержка реального сектора экономики, в то время, когда 2010 год еще будет кризисным, и банковская система будет слабая, третье направление, которое мы имеем - это радикально новые межбюджетные отношения с перераспределением 35 миллиардов гривен из центрального бюджета в региональные места. И четвертое - это умеренные, взвешенные, сбалансированные социальные расходы, в то же время, которые ни в коем случае не замораживаются, но имеют адресное назначение и поддерживают те категории людей, которые наиболее незащищены сегодня в государстве.

Вот такая лаконичная концепция бюджета на 2010 год. И я хотела бы, чтобы мы сейчас с вами осознавали, что те политические силы, которые будут блокировать, саботировать, уничтожать этот бюджет только ради того, чтобы что-то выиграть политически, - это люди, которые никогда в жизни не были государственными деятелями, а были просто и остаются политиканами, потому что политикана от государственного деятеля очень просто отличить. Потому что государственный деятель никогда не ставит на первый уровень вопрос рейтингов, пиарщины, еще каких-то вещей, а ставят только вопросы и условия развития и процветание своего собственного государства.

И поэтому я считаю, что в нашей Верховной Раде, которая языком очень долго боролась за местные бюджеты, за поддержку реального сектора экономики, за зарплаты учителям и людям, которые работают в системе здравоохранения, я думаю, что пришло время сразиться не языками, а реальной кнопкой и поддержать этот проект бюджета.

Могут быть разные варианты, и я отдаю себе в этом отчет. Разные варианты, потому что президентские выборы будут у некоторых больших политиков формировать такое мировоззрение, которое чем хуже будет стране, тем лучше будет им с рейтингами. Я думаю, что такой политики Господь никогда не простит по отношению к собственной стране.

И поэтому я просто им не советую применять это, потому что это будет приводить только к потере авторитета их политических сил в государстве. Мы как Правительство понимаем, что любое Правительство не может представить безупречный, идеальный, всех удовлетворяющий бюджет. Такого никогда не было в истории ни одной страны, всегда кто-то будет недоволен. Но я хотела бы, чтобы вы знали, что мы открыты для предложений, для замечаний, для любых корректировок бюджета. В Правительстве создается специальная рабочая группа с привлечением представителей каждой фракции, всех профильных комитетов для того, чтобы на первое чтение подготовить бюджет еще более совершенный, еще более сбалансированный и взвешенный. И коллегиальный интеллект и ум здесь только подскажет нам еще лучшие пути, как направить те ресурсы очень ограниченные, очень напряженные доходные ресурсы бюджета, которые мы должны наилучшим образом распределить.

И поэтому вопрос простой – Правительство формирует доходную часть, свое видение доходной части. Что касается расходной части – это, безусловно, консолидированное мнение Верховной Рады. Если нужно из некоторой части расходов забрать и перераспределить на другую, если это, действительно, целесообразно, и за этим не стоят просто банальные лоббистские или коррупционные интересы, Правительство всегда это поддержит, всегда.

И поэтому я обращаюсь ко всем депутатам, которые присутствуют в этом зале, а, кроме того, ко всем депутатам, которые не присутствуют в этом зале: давайте мы отложим в сторону любые выборы, любые противостояния, любые преркания, любые пиар-популистские заявления, которые не обеспечены финансовыми ресурсами, и сделаем антикризисный бюджет для страны на 2010 год.

Может быть такое, что бюджет не будет принят, и я также отдаю себе в этом отчет. Потому что напряжение в политикуме перед выборами достигло уже апогея. Может быть такое, что парламент примет, а Президент наложит вето - например, потому, что на Минобороны недостаточные расходы или еще какие-то расходы там являются недостаточными. Такое тоже может быть.

И именно поэтому я хотела бы подчеркнуть, что Правительство будет двигаться конституционным путем, законным путем, если не будет принят бюджет на 2010 год парламентом и подписан Президентом. На случай таких экстраординарных вещей, как отсутствие принятого бюджета на следующий год, в Бюджетном кодексе прописана четкая процедура. И мы не нарушим ни Конституцию, ни Бюджетный кодекс, а в рамках Конституции и Бюджетного кодекса сделаем постановление о порядке выполнения бюджета на 2010 год в условиях его отсутствия. Бюджетный кодекс довольно четко описал эти процедуры, мы их не нарушим. И именно поэтому мы уже сейчас готовим такой проект постановления, и мы не можем бросать страну в водоворот политических всех этих баталий и оставлять ее без надежной стабильной финансовой политики.

И поэтому уже сейчас хочу вам сказать, что будет принят бюджет или он не будет принят, абсолютно законным конституционным образом будет действовать постановление Правительства, которое целиком и полностью концепцию этого бюджета исповедует. И после президентских выборов 2010 года в феврале - а остались уже считанные месяцы, которые пролетят, как одна минута - мы и Бюджетный кодекс, вето отзовем, и бюдже

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, Google+, Facebook, Instagram.

Теги: финансы госбюджет тимошенко
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 2448
Загрузка...
Загрузка...