Украинцы все чаще страдают от интернет-мошенников. Те, пытаясь заполучить деньги со счетов, нацеливаются уже не столько против банков, сколько против рядовых граждан. Это ключевая тенденция последних лет не только в Украине, но и во всем мире.

Более 60% всех случаев краж со счетов украинцев за прошлый год связаны с интернет-мошенничеством и со звонками владельцам карт с целью выманить у них конфиденциальные платежные данные.

Звонят из НБУ

Два года назад жертвой мошенничества становился, по подсчетам межбанковской системы обмена информацией о платежном мошенничестве «Exchange-Online», каждый двести двадцатый украинец.

Сейчас этот показатель заметно ухудшился — сумма ущерба от мошенничества выросла в четыре раза (до 340 млн грн.), а жертвой преступников стал каждый восьмидесятый украинец. Если тенденция сохранится, то в конце текущего года каждый тридцатый гражданин нашей страны уже может в той или иной мере пострадать от мошенничества с платежными инструментами.

«Смещение мошеннических атак на граждан актуализирует вопрос безопасности безналичных расчетов», — считает директор ЕМА Александр Карпов.

По словам главы департамента киберполиции Сергея Демедюка, наиболее распространенным в Украине на сегодняшний день является как раз мошенничество с банковскими картами, когда злоумышленники звонят жертве и представляются сотрудниками украинских финучреждений.

Но нередко аферисты представляются сотрудниками правоохранительных органов, либо Пенсионного Фонда, крупного банка или даже НБУ. Даже сам регулятор заявил, что обеспокоен волной афер в Украине.

Если ранее подобных жалоб поступало не более десяти за день, то сейчас — до 15. Таким образом, в месяц жертвами мошенников становятся примерно 400 человек, а ущерб оценивается в сотни тысяч гривен.

Как обманывают по телефону

Цель мошенников, которые названивают украинцам, проста — выманить конфиденциальные данные карты. Нередко пишут смс-ки, на которые граждане откликаются сами (например, сообщают о блокировке банковской карты или о надбавке к пенсии).

В личном телефонном разговоре мошенник старается убедить человека сообщить данные карты (номер, срок действия, трехзначный код безопасности с обратной стороны карты или код CVV2/CVC2, а также пароль из смс от банка). Аферист говорить, что данные, якобы, нужны для разблокировки карты, зачисления платежа/надбавки на карту и т.д.

Как вариант, злоумышленники могут прислать человеку смс о выигрыше в несуществующей акции (автомобиля, квартиры, денег). Специально «под акцию» мошенники могут даже создать сайт. Указанные на нем номера телефонов call-центра — на самом деле, понятное дело, ведут к аферистам.

Главная цель мошенников — убедить человека перевести им деньги (говорят, что для получения выигрыша нужно заплатить государственный налог, за полис каско, либо за доставку выигранного автомобиля и т.д.).

Мошенник убеждает человека отправиться к банкомату, якобы, чтобы «получить деньги» на карту. Далее руководит действиями доверчивого гражданина, убеждая, что он переводит деньги с чужой карты на свою. Тогда как на самом деле средства двигаются в обратном порядке — на чужую карту.

Как выяснили правоохранители, большая часть мошеннических звонков поступает с мест лишения свободы (в том числе, колоний на временно оккупированных территориях). По закону, заключенные имеют право совершать звонки с мобильных телефонов. Кроме того, у них могут быть сообщники.

Главный совет, который дают банкиры и киберполиция — это никому не сообщать по телефону пин-коды, CVV-коды и прочие данные своих карт. Единственное, что можно назвать — это номер банковской карты.

На рекламу не скупятся

Еще одним трендом этого года является рост количества фишинговых сервисов денежных переводов, которые позволяют преступникам в режиме реального времени подменять суммы переводов и номера карты получателей денежных средств.

А с приближением лета и сезона отпусков особенно осторожным нужно быть при заказе авиабилетов в интернете — буквально на днях был обнаружен сайт-клон одного из таких сервисов. Внешне отличить его от оригинала практически невозможно. Заманивают на такие сайты украинцев зачастую «невиданными» скидками, низкими ценами и комиссиями.

Также преступники создают фишинговые сайты, которые маскируются под онлайн-сервисы для пополнения мобильного телефона и/или денежных переводов. Жертва вводит в платежной форме такого сайта конфиденциальные данные своей карты, которые оказываются у преступников. Злоумышленники пытаются снять деньги с карты, совершая денежные переводы с нее.

В других случаях мошенническая программа подменяет данные карты получателя денег (в некоторых случаях программа может подменить и сумму перевода). Деньги будут моментально списаны с карты отправителя и уйдут на карту мошенника, чей номер программа подставит.

Злоумышленники используют платную рекламу, чтобы повысить рейтинг своих сайтов (и те оказались первыми в поисковой выдаче Google и Yandex после введения запроса «пополнить мобильный» или «перевести на карту»).

«Мошенники играют на интересе граждан к низким ценам», — отмечает Александр Карпов.

Нередки случаи мошенничества и при осуществлении сделок через онлайн-площадки.

В таком случае, чтобы уменьшить риск мошенничества, директор OLX в Украине и Центральной Азии Сергей Гапоченко рекомендует пользователям, по возможности, осуществлять сделки при личной встрече.

«Замораживают» деньги

Чтобы уменьшить количество мошеннических действий онлайн площадки всячески стремятся обезопасить своих пользователей.

К примеру, OLX запускает новую услугу «Безопасная сделка». При покупке товара пользователи, как и раньше, смогут перечислять деньги на карту продавца, но деньги появятся на его счету только после того, как покупатель подтвердит, что посылка успешно доставлена в отделение «Нова пошта», и товар его устраивает. Если же товар не устраивает получателя, то деньги вернутся ему на карту, а товар отправится обратно продавцу.

Но за перестраховку придется доплатить. Стоимость доставки товара по системе «Безопасная сделка» в отделение «Нова пошта» рассчитывается при заполнении экспресс-накладной продавцом в профиле OLX. Эта сумма снимается с банковской карты покупателя.

Пользование услугой для продавцов сервиса бесплатно. Покупатель же оплачивает только комиссию финансового партнера, которая составляет 0,3% от стоимости товара + 3 грн.

Правда, мошенником может оказаться и покупатель. Он может попробовать, получив товар, отменить транзакцию. Но, говорят юристы, сделать это крайне проблематично, если деньги «ушли» по его собственной воле.

«Отменить транзакцию и оставить товар себе вряд ли получится. Если перевод отправлен добровольно, то банк здесь никакой ответственности не несет и можно попробовать взыскать деньги обратно, например, за товар ненадлежащего качества, только через суд. Либо же, уповая на добрую волю продавца, попросить вернуть деньги взамен на товар. Согласно закону, у покупателя есть 14 дней на возврат товара, который ему не подошел. Но здесь проблема в том, что в случае с онлайн-площадками чек вам не выдадут, а это существенно усложнит дальнейшие разбирательства», — отметил в разговоре с UBR.ua партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец.

Теги: мошенничество карточки карточное мошенничество банки
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 10662