В среду, 13 мая, Верховная Рада рассмотрит важный для банковской системы законопроект №2571-д "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования некоторых механизмов регулирования банковской деятельности", сообщила пресс-служба регулятора в Facebook.

В Нацбанке добавили, что проект закона еще называют "антиколомойским", но он скорее "антимошеннический".

Нардепы ускорили рассмотрение "антиколомойского" закона

В соответствии с документом, в случае неплатежеспособности банка, который выводится с рынка, вкладчикам возвращают средства, и начинается процесс ликвидации. После принятия закона не будет возможности:

  • через суд отменить или приостановить ликвидацию;
  • вернуть банк владельцу;
  • восстановить работу финучреждения.

"Это не значит, что владелец банка станет беззащитным перед государством. Он сможет пойти в суд и доказывать незаконность решения НБУ. Если он докажет свою правоту, тогда должен подтвердить в суде, что в банке на момент вывода с рынка оставался какой-то капитал", – объяснили в Нацбанке.

Наличие капитала может доказать или опровергнуть независимый арбитр – международный аудитор, которого назначит суд. В случае подтверждения наличия капитала владелец может претендовать на:

  • возвращение объема в денежной форме;
  • компенсацию упущенной выгоды и морального ущерба (компенсацию убытков).

 Также в НБУ развеяли десять главных мифов, связанных с "антиколомойским" законом:

  1. Законопроект запретит возвращение Приватбанка прежним владельцам. Отчасти это правда, но возвращение банка Игорю Коломойскому невозможно уже по действующему законодательству, 2571-д – дополнительный предохранитель.
  2. Нарушает право собственности. В случае, когда владелец докажет незаконность решения НБУ, он может получить компенсацию.
  3. Требование владельца вернуть банк собственнику и на рынок. Банк – это социально ответственный бизнес, который работает с деньгами населения. В Украине, как и большинстве цивилизованных стран, нет опции "реанимация обанкротившегося банка".
  4. Сомнения владельца в возможности получить компенсацию. Компенсация – абсолютно действенный механизм, где главная роль принадлежит суду, который определяет законность решения НБУ.
  5. Законопроект амнистирует топ-чиновников Нацбанка, ответственных за "банкопад". В документе нет ни одной нормы, которая бы освобождала от уголовной ответственности. Только следователи и суд могут решать, есть ли состав преступления в действиях того или иного лица.
  6. Проект закона нарушает ст. 129 Конституции Украины о равенстве всех участников перед законом и судом. Компетенция определять конституционность законопроекта принадлежит Конституционному суду. Права граждан не ограничиваются, акционер банка может обращаться в суд и обжаловать решение регулятора.
  7. Нарушение ст. 58 Конституции о недопустимости обратного действия законов. Законопроект запрещает останавливать ликвидацию даже тех банков, где решение НБУ отменено судом до принятия закона. Уже действующее законодательство запрещает останавливать ликвидацию банков, даже по решению суда.
  8. Нацбанк наделили сверхполномочиями. Нормы проекта расширяют способ реализации существующих полномочий НБУ для более эффективной защиты интересов государства и вкладчиков.
  9. Закон позволит регулятору ликвидировать любой банк. Законопроект не изменяет порядок вывода финучреждений с рынка. Основания для ликвидации такие же, как и 3-5 лет назад: уменьшение капитала, потеря ликвидности, невозможность возвращения денег вкладчикам.
  10. Законопроект легализирует схему продажи украинской земли иностранцам через рейдерство банков. В проекте закона нет ни одной нормы о продаже залога неплатежеспособного банка в виде земли. Этот закон не касается продажи имущества и не связан с рынком земли.

Напомним, Рада приняла "антиколомойский" законопроект в первом чтении 30 марта. Изначально он был зарегистрирован под номером 3260, но на голосование вынесли как 2571-д. Позже нардепы внесли более 16 тыс. поправок в законопроект о банка.

27 апреля комитет Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики закончил рассмотрение всех правок, после чего он рекомендовал закон ко второму чтению.

Отметим, что одобрение парламентом "антиколомойского" закона является одним из главных условий получения Украиной помощи МВФ. Руководство Украины и менеджмент фонда договорились о новой трехлетней программе на $5,5 млрд еще в конце прошлого года. В ходе переговоров размер кредита удалось увеличить приблизительно до $8 млрд.

Однако 7 мая в Кабмине сообщили, что МВФ и Украина переориентировались на 18-месячную программу stand-by, вместо 3-летней программы расширенного финансирования EFF.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: банки закон нбу нацбанк верховная рада банковская система мвф
Просмотров: 459