Народу пригрозили тюрьмой за валютообменные операции. Точнее, за неуплату 15% сбора с продажи долларов, евро и другой СКВ. Пострадают все, кто после ведения сбора побежит на "черный рынок" к менялам. Такой обмен будет квалифицироваться как правонарушение. А кого поймают на таком обмене, попадут под действие статьи 212- прим Уголовного Кодекса Украины. Разъяснить эту статью UBR.UA попросили старшего партнера юридической компании Ярослава Абрамова.

UBR.UA: Насколько обоснованы разговоры об уголовной ответственности за валютообменные операции?

Я. Абрамов: 20 ноября, непонятно почему, проект закона отозвали на доработку. Но в профильном комитете заявили, что после доработки документ все же будет принят. Очевидно, в нем появятся дополнительные инструменты упреждения обхода норм, которые предположительно, будут введены. Потому что сегодня практически все сходятся во мнении что, несмотря на наличие статьи, предусматривающей уголовную ответственность вплоть до тюремного заключения, очень тяжело будет доказать, что данное правонарушение имело место. Так как контролировать "черный рынок" почти невозможно.  

UBR.UA: Какова формулировка нынешней статьи и как она применяется при неуплате налогов? Как к этой статье можно "подвязать" обмен валют?

Я. Абрамов: Сегодня существует единственная норма - статьи 212 и 212-Прим Уголовного кодекса, которые предусматривают ответственность за уклонение от неуплаты налогов. Других норм пока нет.

Статья 212 - это общая статья по ответственности от уклонения уплаты налогов. А по сборам в Пенсионный Фонд предусмотрена отдельная статья в Уголовном кодексе - 212-прим. То есть, это специальная норма. Предусмотрено три уровня ответственности в зависимости от суммы неуплаченных  налогов. Суммы указываются, как суммы, которые фактически не были уплачены.

UBR.UA: Но это надо еще доказать?

Я. Абрамов: Да, теоретически, могут быть случаи, когда надо будет доказывать, что эти суммы должны были быть уплачены. Указаны три суммы - значительный размер, крупный размер и особо-крупный размер. Первый уровень – значительный размер. Это ответственность за неуплату налога в размере свыше 17 тыс. гривен.

Второй уровень - крупный  размер – это  51 тыс. грн.  И третий размер – особо крупный - 85 тыс. грн. То есть, эквивалент 5 тыс. необлагаемых налогом доходов граждан.

UBR.UA: Откуда эти цифры? В Уголовном кодексе указаны размеры штрафов в не налогооблагаемых минимумах.

Я. Абрамов: Да. Но в конце статьи 212-прим есть примечание. И там указано, что под значительным размером следует понимать суммы страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, которые в 1000 и более раз превышают установленный законом необлагаемый минимум доходов граждан. Под крупным - в три тысячи и более раз. Под особо крупным размером средств следует понимать суммы страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, которые в пять тысяч и более раз превышают установленный законом необлагаемый минимум доходов граждан.

UBR.UA: А ответственность как распределена?

Я. Абрамов: Во-первых, предусмотрены либо штрафы, которые варьируются от 500 необлагаемых минимумов доходов граждан за самый незначительный вид правонарушения по данной статье и до 25 тыс. необлагаемых  налогом минимумов.

UBR.UA: Статьи 212 и 212-прим применимы отдельно друг от друга или, возможно, действуют как дополнение друг к другу?   

Я. Абрамов: В 212-прим идет речь именно об уплате взносов на общеобязательное страхование и взносов в ПФ. Это специальная норма. И она будет превалировать над статьей 212. Есть три социальных Фонда и Пенсионный фонд. И эта специальная норма будет применяться к этим сборам. Во всех остальных случаях будет применяться норма статьи 212. Там предусмотрены другие санкции повыше.

UBR.UA: А кроме штрафов?

Я. Абрамов: Альтернативное наказание - запрет человеку занимать определенные должности. Идет речь о должностях, связанных с распоряжением деньгами и подачей финансовой отчетности. Предусматривается установление срока до 3 лет за минимальное нарушение и максимум - это 3 года плюс конфискация имущества. Это страшно для всех. Деквалификация даже на три года для человека, который  был связан с банковской системой, означает, что при наличии судимости по данной статье он не сможет больше попасть на работу в банк.

UBR.UA: Тюремное заключение возможно?

Я. Абрамов: Да. Оно предусмотрено для случаев, когда неуплата налога была в крупных и особо крупных размерах, по предварительному сговору или при повторном правонарушении. Сроки варьируются от 3 до 10 лет лишения свободы.

UBR.UA: То есть, за обмен 100 долларов на "черном рынке" сажать не будут?

Я. Абрамов: Людям с покупками 100 долларов бояться нечего. Сумма сокрытия налогов должна быть немаленькой. Ответственность по этой статье наступает, если припрятанный доход от проведения операции составляет 17 тысяч гривен за одну операцию. Подчеркиваю! Это не сумма всей валютообменной операции, а сумма неуплаченного налога с операции

UBR.UA: Но и "делки" "черного рынка" не проводят такие существенные операции под обменками на глазах у желающих их поймать налоговиков или милиции…

Я. Абрамов: Да, тяжело себе представить, что такие операции можно обнаружить на месте. К тому же, после того как она будет завершена, доказать факт ее проведения будет очень сложно. Исключение - если проходила скрытая фиксация в виде видеосъемки или что-то еще. Если участвующие в сделке лица не додумались заранее найти укромное место, теоретически, они могут быть обнаружены. Если же все было проведено с соблюдением соответствующих предосторожностей, доказать, что операция имела место будет очень тяжело.

UBR.UA: Но если "прихватили" с деньгами в чемоданах?

Я. Абрамов: Как отмечают коллеги, один из возможных используемых вариантов, элементарно, сказать, что это была не операция, а ссуда в валюте. То есть, одно лицо предоставило другому деньги в валюте, а второй рассчитался в гривне. Бывает же такое.

UBR.UA: То есть, об окончательной ответственности говорить рано, и о том, как нормы будут работать - тоже?  

Я. Абрамов: Пока не понятно. Информация, выявленная журналистами о процессе подготовки проекта, о том, что он подан задним числом, что готовился на выходных, показывает высокую степень заинтересованности в продвижении проекта закона. И это понятно. Это был бы хороший источник для наполнения Пенсионного фонда. И, самое главное, что непонятно пока, в какую сторону его будут дорабатывать. Хорошо, что старый  вариант остался на сайте Верховной Рады. Можно будет сравнивать с новым текстом. Потому что сам по себе текст законопроекта был достаточно завершенный. Все нормы, необходимые для регулирования вопроса, за исключением санкций, в законопроекте были. Очевидно, что должны появиться какие-то дополнительные санкции.

Продолжение интервью читайте здесь.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: продажа валюта банки тюрьма ответственность спекуляция ук
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 5106