Уже на этой неделе, 27 ноября, заработает порядок обмена информацией по финансовому мониторингу. Документ регулирует информационное взаимодействие субъектов первичного финансового мониторинга (СПФМ) и Госфинмониторинга (ГСФМУ).

Помимо этого, выписали и порядок создания личного кабинета СПФМ и доступа к е-кабинету. Такие новации утверждены приказом Минфина №322.

Рада повысила сумму денежного перевода, которая не подпадает под финмониторинг

Что изменится

Никаких изменений в части объема и порядка раскрытия информации с точки зрения клиентов банков и других субъектов первичного финмониторинга изменение порядка обмена информацией не принесет, говорят банкиры.

"Требования, документы и все другие нюансы остаются неизменными", – подметил в разговоре с UBR.ua начальник управления финансового мониторинга Юнекс Банка Владимир Павлик.

Раньше банки тоже проводили финмониторинг и преимущественно "отслеживали" операции на суммы, превышавшие 400 тыс. грн, и при необходимости могли уточнить у клиента источник происхождения средств.

"Порядок унифицирует форму, согласно которой банки и другие финучреждения должны предоставлять информацию о клиентах регуляторам. Клиенты прямого отношения к этому обмену не имеют, кроме тех случаев, когда ГСФМУ потребуется дополнительная информация от банка по операциям, и, возможно, банк запросит их у клиента. Хотя это происходило и раньше", – заметила нам глава совета Независимой ассоциации банков Украины (НАБУ) Елена Коробкова.

Украинцы стали чаще рассчитываться банковскими картами: число операций выросло почти на треть

Порядок изменит существующие, преимущественно сугубо технические, аспекты национальной системы финансового мониторинга для СПМФ за счет запуска единой системы обмена информацией.

В ее рамках также будет запущен активно тестируемый сейчас е-кабинет субъекта первичного финмониторинга. Последний существенно упростит работу СПФМ в части передачи информации в Госфинмониторинг по тем операциям, которые подлежат обязательному финансовому мониторингу.

Сейчас же это довольно сложный, технически громоздкий и многоступенчатый процесс, требующий использования специального программного обеспечения.

"Когда система будет запущена, СПФМ получат простой и удобный инструмент для работы, используя КЭП. Во многом он похож на, скажем, кабинет налогоплательщика. Это существенно упростит и ускорит работу", – рассказывает Владимир Павлик.

Главная новация

Новация, на которой банкиры особо акцентируют внимание – в будущем клиентов может касаться новелла относительно передачи информации банками в Госфинмониторинг о несоответствии между содержащимися в реестре сведениями о конечных бенефициарных владельцах клиента (КБВ) и информацией о них, полученной СПФМ, в том числе банком, в результате проверки клиента.

Идея Банк заплатит 4 млн грн штрафа за ложную рекламу: суд подтвердил решение АМКУ

"Определенные законодательством службы, скорее всего, будут запрашивать информацию у клиента о разногласиях по КБВ", – предупреждает Коробкова.

Контроль за транзакциями

В теории запуск новой системы может улучшить контроль за транзакциями. Поскольку информация об операциях будет собираться в унифицированном, удобном и простом для анализа виде сразу от всех СПФМ.

Кроме того, система будет синхронизирована с рядом других реестров, к примеру, единым реестром юрлиц (ЕГРПОУ), что позволит упростить и автоматизировать сбор информации.

То есть процесс анализа информации на стороне Госфинмониторинга на всех этапах станет более простым и быстрым. Это также снижает вероятность неумышленных ошибок, минимизирует влияние человеческого фактора.

"Подчеркну, изменение порядка обмена информацией не повлияет на клиентов банков и клиентов других СПФМ. Наоборот, это позволит клиентам предоставлять информацию по запросам СПФМ, используя современные технические инструменты и цифровые сервисы. Запуск системы значительно упростит работу бизнеса", – говорит начальник управления финансового мониторинга Юнекс Банка.

Банки донесут на подозрительные транзакции клиентов: доначислят 41% налогов

Причем, добавляет он, в первую очередь это значительно упростит работу субъектов первичного финмониторинга из "небанковского" сектора.

Список СПФМ довольно широкий, в него согласно ст. 6 закона 361-IX, входят, к примеру:

  • непосредственно сами банки;
  • нотариусы;
  • адвокаты;
  • ювелирные магазины;
  • почтовые операторы;
  • страховщики;
  • бухгалтеры;
  • лотерейщики и т.д.

В каких случаях СПФМ передают информацию об операциях клиентов в ГСФМУ:

  • пороговые операции или попытка их проведения (более 400 тыс. грн, или 30 тыс. грн для тех, кто предоставляет услуги в сфере лотерей или азартных игр);
  • подозрительные финансовые операции или попытку их проведения;
  • отказ от установления (поддержания) деловых отношений, проведения финансовой операции;
  • разногласия между сведениями о конечных бенефициарных владельцах клиента, содержащихся в Едином госреестре юрлиц, физлиц-предпринимателей и общественных формирований, и информацией о конечных бенефициарных владельцах, полученной субъектом в результате проведения проверки клиента;
  • остановка финансовых операций;
  • остановка расходных финансовых операций;
  • замораживание активов, связанных с терроризмом и его финансированием, распространением оружия массового поражения и его финансированием.

Приватбанк угрожает заблокировать "спящие" карты клиентов

Госфинмониторинг имеет право запрашивать дополнительную информацию о клиенте. В таком случае делает соответствующие запросы в банк – и тот либо подает в ответ такую информацию, если владеет ею, либо запрашивает ее у клиента.

"Что касается разреза информации, это все индивидуально, но в основном запросы могут касаться подтверждения сути проведенной операции", – говорит глава совета НАБУ.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: госфинмониторинг финансовый мониторинг банки банковские переводы транзакции проверка бенефициарные владельцы финансовые операции
Просмотров: 2057