Депутаты взялись расчищать непроходимую топь украинской экономики – рынок небанковских финуслуг. С этой целью группа нардепов под руководством и.о. главы парламентского комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Михаила Довбенко внесла в Раду масштабный законопроект №8415 с пугающим названием «О внесении изменений в некоторые законы относительно госрегулирования рынка финуслуг».

В Украине пересчитали всех страховщиков, кредитные союзы, ломбарды, НПФ и финкомпании

Эксперты уверяют, что при всей прогрессивности предложенных норм и давно назревшей необходимости навести порядок на хаотичном рынке, немало инициатив преждевременны. А некоторые и вовсе способны разом уложить на лопатки все финкомпании. При этом отдельные полномочия, которыми авторы хотят наделить Нацкомфинуслуг, несут в себе серьезные коррупционные риски и даже противоречат Конституции.

Сильная рука

В чем эксперты согласны с авторами проекта, так это в том, что приводить рынок в порядок нужно. Сколь болезненным не оказался бы этот процесс. Впрочем, и без переписывания законов возможности у Нацкомфинуслуг для этого есть.

Например, с начала года финкомпании начали рассчитывать отдельные нормативы в рамках положения регулятора «О показателях и требованиях, которые ограничивают риски по операциям с финансовыми активами». В полной мере документ начнет работать с января 2019 года и даст основания Нацкомфинуслуг начать масштабную чистку рынка.

Украинские финкомпании переведут на новые правила: чиновник объяснил требования

Вероятно, для того-то в законопроект и вписали весьма спорное понятие «фиктивное финучреждение». Спорность его заключается в том, что даже примерных критериев определения фейковости финкомпании законотворцы не прописали. Все их предстоит определить Нацкомфинуслуг. Со схемщиками предлагают бороться просто – отзывать лицензию.

«Рынок в самом деле нуждается в чистке, и в этом контексте регулятору не помешает новый инструмент. Но отсутствие каких-либо рамок настораживает. Ведь выписать признаки фиктивности можно по-разному. Так, что даже рабочие рыночные компании пойдут под нож. С другой стороны, многие можно будет легко обойти. Например, отсутствие подписанных договоров на предоставление финуслуг, как вполне логичный признак фиктивности, несложно устранить подписанием одного-двух соглашений в месяц», - рассказал UBR.ua директор финансовой компании «Плати позже» Юрий Деревко.

Спроси друга

Но куда сильнее волнует участников рынка инициатива нардепов позволить финкомпаниям на законодательном уровне передавать друг другу портфели. Проще говоря – продавать проблемные долги, которых, к слову, накапливается немало.

Финкомпании кредитуют должников по ипотеке и автокредитам

Проблема заключается в том, что под декларируемым разрешением кроется фактический запрет. Ведь передавать пулы кредитов из одной ФК в другую можно будет только после согласования каждого конкретного кейса с регулятором. Тогда как по действующему законодательству это можно делать абсолютно свободно, не спрашивая мнения чиновников.

Хуже того, законодатель предлагает установить очень спорное требование – обязать компании передавать портфели исключительно финансовым компаниями, причем только тем их них, которые располагают лицензиями, необходимыми для предоставления услуг по передаваемым договорам. Требование, казалось бы, логичное. Однако на практике финкомпании с идентичными лицензиями редко обмениваются кредитными портфелями.

«Хорошие рабочие портфели продаются редко. Обычно на продажу выставляют проблемку со значительным дисконтом. И покупать ее могут только факторинговые компании. Выходит так, что законопроект обяжет их проходить дополнительное лицензирование и получать разрешение, например, на кредитование физлиц собственными средствами. Хотя в действительности они такие услуги не предоставляют и не намерены этого делать в будущем», - добавляет Деревко.

Что новый кредитный закон даст людям и банкам

Но даже если опустить тонкости коллекторского бизнеса, не до конца ясно, зачем нардепы хотят заставить финкомпании утверждать продажи у регулятора. Из-за таких инициатив на рынке ему даже дали заочное звание "директор шлагбаума". Ведь, кроме прочего, это требование несет в себе серьезные коррупционные риски, поскольку однозначных правил согласования заявок на передачу портфелей закон не содержит.

«Скорее всего депутаты намереваются таким образом защитить украинцев от назойливых коллекторов. Хотя это требование противоречит нормам основного закона, поскольку ограничивает субъект хоздеятельности, инвесторов, распоряжаться своим имуществом. Ведь финкомпании получают лицензию на «кредитование в гривне за счет собственных средств», то есть не привлекают их у вкладчиков, как банки», - объясняет финансовый аналитик Василий Невмержицкий.

Правила банкопада

Очевидно, с целью расширения возможностей регулятора для расчистки рынка от участников-нарушителей, депутаты предлагают ввести для финкомпаний понятия проблемности и неплатежеспособности. Их почти под копирку позаимствовали из банковского законодательства.

Так, Нацкомфинуслуг сможет признать компанию проблемной, если та не выполняет обязательных нормативов. Тех самых, которые вступят в силу с 1 января 2019 года. С одной стороны, говорят эксперты, норма правильная и необходимая. С другой, запусти ее мгновенно (а законопроект предусматривает введение всех его положений на следующий день после официальной публикации), не выживет ни одна финкомпания.

«Специфика деятельности большинства ФК, которые специализируются на мгновенных коротких потребительских кредитах, заключается в быстрой оборачиваемости капитала. Иногда она не превышает всего 2-3 недель. Эта модель позволяет им абсолютно нормально работать даже при значительных портфелях просроченной задолженности. Но в определенный момент времени они не смогут выполнить нормативы», - разъясняет Деревко.

Нарушают мораторий: банковских должников вовсю выселяют из квартир

А по словам Невмержицкого, норма и вовсе смертельно опасна для коллекторских компаний, которые в принципе не могут соблюдать нормативы. Поскольку все их портфели априори проблемные.

Между тем, за несоблюдение требований к капиталу и норматива адекватности Нацкомфинуслуг после ряда оздоровительных мер, эффективность которых «хорошо отработана» на банковском рынке, сможет принимать решение о принудительной ликвидации финкомпаний.

Подсластили пилюлю

Впрочем, есть в проекте и ряд весьма положительных норм. Например, прописанное на законодательном уровне разрешение заключать с клиентами финкомпаний электронные договора. В том числе, путем подтверждения условий оферты. Многие он-лайн кредиторы и сейчас делают это, но, признаются финансисты, на свой страх и риск. Ведь формально такого права им закон не дает.

Ломбарды стали меньше выдавать кредитов украинцам

Потребителям же придутся по вкусу более четкие требования к ФК в части консультирования клиентов перед предоставлением услуги, и однозначный запрет повышать размер кредитной ставки без письменного согласия заемщика. Меняются и правила размещения рекламы. К примеру, в завлекательных сообщениях нельзя будет указывать информацию об условиях предоставления услуги шрифтом меньшим, чем на 50% от названия такой услуги.

Под запрет подпадут и скороговорки – ускорение более чем на 25% важной информации в радиороликах также будет считаться нарушением.

Теги: нацкомфинуслуг финансовые компании законопроект быстрые кредиты кредитный портфель правила проблемные банки верховная рада финкомпания финкомитет рады финуслуги
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 1532
Загрузка...
Загрузка...