Украинским банкам разрешат не расспрашивать клиентов о происхождении денег при проведении операций до 400 тыс. грн. А количество признаков, по которым будут выявлять подозрительные операции, уменьшится с 17 до 4.

Такие изменения 25 сентября предложил внести в закон «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» Кабинет министров.

Публичных лиц загнали в частный реестр

Законопроект разработали специалисты Минфина совместно с Госфинмониторингом, НБУ и международными экспертами проекта USAID «Трансформация финансового сектора в Украине».

Как отмечают авторы проекта, документ направлен на комплексное совершенствование национального законодательства в сфере финансового мониторинга.

Стоит отметить, что данные инициативы не касаются лимитов по наличным операциям. По-прежнему все сделки, начиная от 50 тыс. грн., нужно будет проводить через банки.

Но если раньше при покупках от 150 тыс. грн. финучреждения требовали бумаги о происхождении денег, то после принятия документа Радой, финмониторинг будет подключаться к операциям, которые стартуют от 400 тыс. грн.

«Инициатива также предусматривает применение риск-ориентированного подхода при проведении надлежащей проверки клиентов, переход к кейсовой отчетности о подозрительных операциях (деятельности) и автоматизацию процесса предоставления информации, а также увеличивает срок для информирования специального уполномоченного органа про пороговые операции с 3 до 5 рабочих дней», — сообщили в Минфине.

Помимо прочего, проект закона детализирует:

  • Механизм замораживания активов и остановки финансовых операций.
  • Усиливает требования к раскрытию конечных бенефициарных собственников компаний.
  • Вводит более справедливые санкции за нарушение этих требований.

По мнению авторов проекта, значение имеет масштабность нарушения, а не размер уставного капитала нарушителя, поэтому максимальный штраф составит 10 млн. необлагаемых минимумов (170 млн грн.) доходов граждан, а не 1% суммы зарегистрированного уставного капитала, как сейчас.

10 украинских банков поймали на отмывании почти 5 млрд грн

Переводы потеряют анонимность

Также документ вводит обязанность для платежных систем:

  • Сопровождать денежные переводы информацией о плательщике и получателе перевода.
  • Обеспечивать наличие и полноту информации о плательщике и получателе платежа.
  • Устанавливать превентивные меры по противодействию манипуляциям с деньгами, полученными от преступлений, и сбору денег или имущества для террористических целей.

По словам законодателей, такой шаг адаптирует украинское законодательство по вопросам предотвращения и противодействия отмыванию доходов с нормами четвертой Директивы ЕС 2015/849 и Регламента ЕС 2015/847, стандартов группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма (FATF).

Принятие законопроекта позволит выполнить одно из ключевых условий для предоставления Европейским союзом второго транша макрофинансовой помощи в размере 500 млн. евро в октябре 2019 года.

По словам юристов, больше всего это нововведение облегчит жизнь обычным обывателям и мелким предпринимателям, которые вынуждены сейчас разбивать крупные платежи на несколько частей, чтобы не попасть под финансовый мониторинг.

«Сейчас нередко при совершении крупной покупки, люди вынуждены разбивать общую сумму платежа на несколько траншей, чтобы не попасть под финмониторинг, и деньги вдруг не зависли где-то. Это касается прежде всего сделок с недвижимостью, покупок автомобилей или дорогих ювелирных изделий», — рассказал UBR.ua юрист, партнер группы компаний Berylstone Денис Фетисов.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: отмывание денег банки проверки расчеты финмониторинг клиенты происхождение минфин нацбанк
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 5382