Украинские предприниматели все активнее покупают права на чужие бренды. В 2016 г. армия бизнесменов, вложивших свои средства во франшизы, выросло втрое.

"Спрос на франшизы растет постоянно, ведь свободные деньги у людей есть, а вариантов их безопасного вложения в нашей стране не так уж и много. Банковские депозиты не вызывают доверия, недвижимость не приносит дохода", — пояснил UBR.ua ситуацию менеджер Greensidea Владимир Великий. 

А вот средства, вложенные во франшизу, уверяют эксперты, возвращаются за просчитанный срок (от полугода до двух-трех), поэтому могут стать хорошим способом не просто хранить, но и приумножать деньги.

Тем не менее, "глубина франшизации" среднего бизнеса у нас еще далека от мировой. Если в США 80% бизнеса работает по франчайзингу, в Европе — 67%, то в Украине — около 25%. В следующем году, надеются эксперты, цифра вырастет хотя бы до 30-35%.

Еда и развлечения

"Судя по количеству запросов, украинцы тоже осваивают этот инструмент, однако настороженность все же велика. По-прежнему, львиная доля предпринимателей пытается начинать свой бизнес "с нуля". Хотя, по статистике, 40% подобных проектов закрываются через год-полтора. С франшизой рисков гораздо меньше", — пояснил Владимир Великий.

Человек не просто начинает бизнес с нуля, а выбирает себе дело по вкусу среди уже готовых, работающих вариантов, с просчитанной, отлаженной моделью, более того, с брендом, который уже знает и любит потенциальный клиент. 

"Франшиза отличный вариант для кризиса. Есть деньги, и есть идеи. Франшиза помогает им встретиться и активно работать, при этом минимизирует риски двух сторон", — пояснила UBR.ua гендиректор компании "Ресторанный консалтинг" Ольга Насонова.

Самый распространенный запрос в этом году — на франшизы от 6 до 10 тысяч долларов. 

"Небольшие кофейни, бургерные, хот-доги — топы этого года. Но — стационарное помещение, не МАФ, и не мобильные закусочные. Люди хотят легального, прогнозируемого бизнеса", — рассказывает Владимир Великий.

По его мнению, такой запрос останется в лидерах и в следующем году. Причина — большой спрос на быструю и относительно дешевую еду со стороны потребителей, а значит, прогнозируемая быстрая окупаемость. В зависимости от локации и потока окупается такие небольшие точки от полугода до года, в среднем 8 месяцев.

Но самый массовый предлагаемый рынком формат — франшизы по $30-50 тыс. В этот бюджет попадают и рестораны, и спорт-школы, и службы доставки. Окупаемость здесь 1,5-2 года. 

"Но франчайзи получает не просто название, а модель бизнеса, с оборудованием, рецептами, системой учета и контроля, подготовкой персонала", — говорит Великий.

Самые "дешевые" франшизы — в сфере услуг и развлечений, например, квест-комнаты, от $1-2 тыс. Но здесь окупаемость дольше, ведь аудитория очень узкая и быстро "заканчивается".

Эффект новизны

Если говорить о том, какие франшизы будут востребованы в следующем году, то основные сегменты не изменятся: еда во всевозможных форматах даст около 50% рынка, затем идут технологические франшизы, образование, прежде всего детское, спортшколы. 

"Будет спрос и на новенькое, ведь ранок всегда ждет свежих идей и новых брендов. В прошлом это были парикмахерские, в этом квест-комнаты, но по мере насыщения рынка их популярность снижается", — поясняет Великий.

Среди популярных в этом году франшиз, спрос на которые сохранится в следующем сезоне, можно отметить, скажем, проект по скупке ненужных вещей "Свалка+дЕбошь", офлайн-аттракцион, построенный по принципу знаменитой игры от Rovio Angry Birds Live, сеть кофеен Aroma Kava и сеть пекарен Lviv Croissants, которые были отмечены в конкурсе франшиз. Правда, победу одержал "традиционный" формат, Lviv Croissants.  

Среди инновационных франшиз эксперты называют лучшими проект защищенной мобильной связи SafeCalls, курьерскую экспресс-доставка малогабаритных грузов на электровелосипедах Delfast, международную сеть бизнес-школ для детей и подростков MiniBoss и франшиза 3D-фабрики Factory in the Box. 

В номинации "Лучшая франшиза в сфере питания" выбирали между сетью французских булочных "Франс.уа", сеть пиццерий DODO Pizza, сеть фаст-фуд ресторанов Burger Club и компания Суши Wok. Победа досталась DODO Pizza.

Эксперты советуют, выбирая франшизу под себя, не ориентироваться лишь на озвученные на сайтах цены и условия. Хотя большинство сайтов ведут систематическую работу по перепроверке данных и фильтруют недобросовестные объявления. 

"Попросите у франчайзера контакты его франчайзи и поговорите с ними. Живое общение дает ответы на большую часть вопросов. Если же вам дают красивый бизнес-план, но не предоставляют даже этих контактов — откажитесь от идеи вложения. И не забывайте, что франчайзинг — не пассивное вложение, проект будет постоянно требовать вашего участия", — предупредила Насонова.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: франшиза франшизы
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 9111