Правительство обещает украинцам уже в следующем году "уникальный" бюджет. В проекте госбюджета на 2012 год показатель инфляции заложен на уровне 8%, дефицит бюджет сократиться до 2,5 %, а доллар останется на уровне 8 гривен. Но так ли реально выполнить задачи, намеченные чиновниками в главной смете страны? О том, какие цифры в бюджете реальные, а какие – нет, и что ждет экономику Украины, в эксклюзивном интервью телеканалу UBR рассказал исполнительный директор Фонда Блейзера Олег Устенко.

UBR: Как вам основные показатели проекта бюджета на 2012 год? Говорят, что там хорошие цифры заложены, но реально ли их выполнить. Какие риски могут быть для этого? Давайте начнем с инфляции - до 8%. На что рассчитывают, когда надеются удержать ее?

О.У.: Я думаю, что инфляция в 8% окажется разумной, если будет глобальное замедление темпов мирового экономического роста, и из-за этого спрос на продукцию падает, цены частично снижаются или, по крайней мере, темпы роста цены уменьшатся. Поэтому выдержать показатель инфляции около 8% - не будет такой уж слишком большой задачей. Другой вопрос, насколько эта инфляция адекватна в Украине. Потому что мы знаем, что 50% потребительской корзины – это продукты питания. Продукты питания ведут себя не так как, скажем, продукция металлургической промышленности. В данном случае, мне кажется, восьмипроцентный прогноз по инфляции является более- менее разумным.

UBR: Надо брать в кавычки показатель инфляции в Украине. Он должен быть какой-то особенный. Потому что Правительство имеет в виду свое, а люди, которые ходят в магазины или на рынки - совсем другое.

О.У.: Проблема в том, что люди воспринимают инфляцию чаще всего через продукты питания, а это – совсем другой уровень инфляции. Для примера, в США, где вроде бы общий уровень инфляции составляет порядка 2-3 %, с начала этого года до теперешнего момента инфляция по продуктам практически составила 6%. И там потребители не довольны, они тоже считают, что правительство показывает федеральные правительственные резервы неправильный уровень инфляции.

UBR: А как эта коллизия вообще влияет на общую картину бюджета, на его выполнение? Доходная, расходная часть, в частности, в Украине?

О.У.: Здесь есть риски, но в данном случае, если предположить, что весь бюджет сверстан из расчета в 8% инфляции, то отклонения 2% в одну или 2% в другую сторону не будет слишком сильно влиять на бюджет.

UBR: Что можете сказать по дефициту бюджета, который, как сообщили в Правительстве, не превысит 2,5%. Это также - амбициозные планы? За счет чего?

О.У.: Это очень амбициозный план. И правда, что он полностью ложится в ту матрицу, которая есть в нашем сотрудничестве с МВФ. Потому что по соглашению, которое у нас есть с МВФ, дефицит бюджета в 2011 году должен был составить 3,5%, в следующем году – 2,5%. В данном случае есть большое количество вопросов, связанных с тем, как выйти действительно на 2,5% ВВП – дефицит бюджета. И, на сколько я понимаю, Правительство сейчас сокращает затраты по части статей, которые часто у нас просто распылялись. Сотни статей расходов были, по которым программы не выполнялись. И сейчас чиновники пытаются сконцентрировать свои усилия на каких-то отдельных статьях, например, на капитальном перевооружении предприятий. Вроде бы это – неплохое дело. Но это обеспечит наш рост не в этом году, не в 2012 году, а даст возможность развиваться в 2013 – 2014 годах. Тоже правда, что здесь есть дополнительные риски, связанные с НАК "Нафтогаз Украины". Экономически мы бы ожидали вывод НАКа на бездефицитный уровень для того, что бы достигнуть 2,5% дефицита государственного бюджета. Вместе с этим, мы не видим в проекте госбюджета поднятия тарифов на газ, что, кстати, требовал МВФ.

UBR: Если уж говорить на тему газа, то, как известно, в проекте бюджета заложено за тысячу кубометров 414 - 416 долларов. Что это значит при том, что тарифы остаются пока неизменными?

О.У.: Это колоссальная зона риска в данном бюджете.

UBR: Это значит, что Правительство пойдет на повышение тарифов?

О.У.: Мне кажется, что особого выбора нет. Либо мы повышаем тарифы и сохраняем дефицит государственного бюджета на уровне 2,5%, либо мы продолжаем играть ту игру, которую играли в 2011 году. Пытаемся административными методами, пытаемся за счет роста экономики увеличить доходную часть государственного бюджета. Но проблема состоит в том, что в данном случае это не является таким устойчивым бюджетом. Почему? Насколько я понимаю, затормозились сейчас переговоры с МВФ. Потому что Украина сейчас может показать и показывает 3,5% дефицита государственного бюджета. Но проблема в том, что это – не устойчивое состояние. А МВФ требует именно устойчивости государственных финансов, гарантии того, что через 2-3, 4 и 5 лет ситуация будет относительно стабильная. В данном случае есть все – время такой зазор.

UBR: Вы сказали, что выбора нет в такой ситуации. Но есть выбор, есть выборы 2012 года, которые давят на Правительство. И есть позиция МВФ, который говорит: не дадим вам денег, пока не будут тарифы подняты до того уровня, который заложен теми же объективными ценами на российский газ.

О.У.: Надо отдать должное этому бюджету, что он не является таким уж слишком популистским, учитывая то, что 2012 год – это год выборов, и это – не исключение не для какой страны. В год выборов социальные выплаты очень сильно увеличатся. В данном случае есть увеличения частично социальных выплат. Но оно не такое массированное.

UBR: И есть еще несколько показателей, которые нам нужно прокомментировать. Это - курс 8 гривен за доллар на 2012 год и рост ВВП в 5,5 %.

О.У.: С моей точки зрения, что касается роста ВВП в 5,5 % , то это слишком оптимистичный прогноз. Наш прогноз, который мы ставим в Международном Фонде Блейзера - 3,5-4% на следующий год. Почему я ставлю под вопрос рост 5,5 %? Потому что в условиях турбулентности мировой экономики, в условиях, когда идет сжатие рынков, и при условии, что в этом году украинская экономика показала 5%, а глобальная мировая экономика в следующем году падает, каким образом можно выдержать такой рост для украинской экономики?

UBR: Может Чемпионат Европы по футболу "Евро-2012" вдруг даст нам какие-то проценты?

О.У.: Евро-2012 может дать какой-то дополнительный прирост. Это достаточно большая часть затрат в этом бюджете. Практически, полтора миллиарда долларов. Вернее, около миллиарда долларов на Евро-2012 и полмиллиарда - на капитализацию НАК "Нафтогаз Украины". То есть, это проблема. Что касается курса, это тоже слишком оптимистичная оценка по целому ряду критериев. И я бы ожидал все-таки небольшой девальвации.

UBR: Курс все равно будут держать, потому что будут выборы, и будут держать на уровне 8, который заложили в бюджет. Но вы говорите о том, что необходима девальвация. Каким образом можно экономические и политические интересы совместить?

О.У.: Во-первых, мировая ситуация меняется. Сейчас мы говорим просто о замедлении темпов экономического роста, хотя масса статистики свидетельствует о том, что может быть и существуют достаточно высокие риски, связанные с глобальной мировой рецессией. Украинская экономика половину своего ВВП получает за счет экспорта продукции. Если будет происходить сжатие на мировых рынках, то будет недополучение валюты, и все равно будет давление на гривну в плане ее девальвации. Более того, не забывайте, что Украина имеет больше, чем 120 миллиардов внешнего долга.

UBR: Если эти все риски соберутся в одном месте и будут давить на украинское правительство и Национальный банк, они будут вынуждены пойти на девальвацию?

О.У.: Я бы сказал, что не Правительство, а Национальный банк будет вынужден пойти на девальвацию. Потому что по тем положениям, которые есть, Правительство не влияет на курс, оно может лишь высказывать свои предположения.

UBR: Давайте назовем три условия, при которых НБУ пойдет на девальвацию гривны, и на какую именно.

О.У.: Первое - если начинается рецессия и недополучение экспортной выручки. Второе – уровень реструктуризации нашего долга будет ниже, чем мы ожидаем. При таком раскладе необходимо 80% долгов коммерческих банков реструктуризировать и 130% долгов реструктуризировать не банковского сектора, а частного. Тогда ситуация может быть законсервирована на курсе 8. И третья важная причина - это дополнительный спрос на валюту со стороны населения. Если это все происходит, или хотя бы один из этих факторов сильно срабатывает, и идет уменьшение резервов Национального банка, скажем, на величину до 25 миллиардов долларов, по сравнению с теми 38 миллиардами, которые есть сейчас, тогда это может быть сигналом для Национального банка, что надо идти на девальвацию. Я понимаю, что Правительство не рассматривает такого критического сценария, но он все равно существует, шансы на реализацию его малы, но он существует.

UBR: В штаб квартире МВФ все эти показатели согласованы, я так понимаю?

О.У.: Я думаю, что согласованы общие макроэкономические показатели, и самый основной показатель – это дефицит государственного бюджета.

UBR: МВФ будет поддерживать этот бюджет?

О.У.: МВФ должен поддержать этот бюджет. Если фонд не поддержит его, то наше сотрудничество с ними снова окажется в зоне риска.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: мнение макропоказатели бюджет-2012
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 1910