Совокупные долговые обязательства страны перед всеми кредиторами (юридическими и физическими лицами, государствами, международными организациями и др.) — это и есть государственный долг.

Долг складывается из задолженности правительства, региональных и местных органов власти, а также долгов всех корпораций с государственным участием (пропорционально доле государства в их капитале), передает hyser.

Госдолг разделяется на внешний, т.е. задолженность другим странам, международным финансовым организациям и др., и внутренний – задолженность владельцам государственных ценных бумаг и иным кредиторам.

В долг берут практически все государства – это позволяет им развиваться. В свое время социалистическая Румыния решила обнулить свои внешние долги, но уровень жизни в стране от этого отнюдь не увеличился, скорее, наоборот.

В общем случае нет ответа на вопрос, какая величина госдолга является оптимальной или безопасной для страны. У одних при уровне долга в 30-40% от ВВП хватает проблем, а другие и при 110% чувствуют себя неплохо. Но в Украине нынешняя долговая нагрузка – около 70% ВВП – международными финансовыми организациями считается опасной, да и правительство согласно с этим.

Однако оценивать нужно не только величину долга, но и его структуру, график выплат. Может оказаться так, что в какой-то период выплаты будут так велики, что для их покрытия не хватит доходов бюджета, придется залезать в валютные резервы страны, возможна также масса других неприятностей. Для Украины наиболее опасный в этом отношении год – 2019.

С госдолгом правительство должно работать: оценивать потребность в новых заимствованиях, планировать поступление средств, необходимых для осуществления не только ближайших, но и относительно далеких выплат, реструктуризировать долг, например, заменяя дорогие и короткие обязательства более дешевыми и длинными и т.п.

Занимается этим, в основном, Минфин. Утверждает же общие принципы работы Кабинет министров. Так, 1 декабря он принял Среднесрочную стратегию управления госдолгом на 2017-2019 гг.

Цели управления госдолгом

В этом документе говорится, что целями управления государственным долгом являются:

  • финансирование госрасходов с минимально возможной стоимостью обслуживания государственного долга (с учетом рисков);
  • обеспечение эффективного функционирования внутреннего рынка государственных ценных бумаг и расширение доступа к международному рынку капитала.

Задачами управления госдолгом в среднесрочной перспективе являются: получение полноценного доступа к внешним источникам финансирования, уменьшение стоимости обслуживания долга и избежание пиковых нагрузок на государственный бюджет, связанных с платежами по долгу.

Прогнозная потребность в заимствованиях составляет около 174,8 млрд грн в 2017 году, 214,9 млрд – в 2018 году и 258,6 млрд – в 2019 году.

Деньги эти можно найти внутри страны и вне ее. Внутри главными покупателями государственных ценных бумаг являются банки. Самым дешевым доступным внешним ресурсом являются средства международных финансовых организаций и официальных кредиторов (других государств). Но подобное кредитование на льготных условиях предполагает выполнение заемщиком определенных условий.

Наиболее распространенным рыночным инструментом осуществления внешних заимствований является выпуск облигаций внешнего государственного займа (евробондов).Эти бумаги выпускаются на разный срок и с различной годовой доходностью, которую государство обещает покупателям. В общем случае, если спрос велик, то доход ниже.

Выпуски евробондов могут осуществляться как в иностранной валюте, так и с привязкой к национальной валюте, что позволяет привлечь иностранных инвесторов, избегая валютного риска (зависимости величины выплат от курса национальной валюты).

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, Google+, Facebook, Instagram.

Теги: госдолг правительство обслуживание госдолга
Источник: Hyser Просмотров: 1086
Загрузка...
Загрузка...