Семейные бюджеты украинцев тают на глазах. По результатам исследования Nielsen (Украина и Беларусь), под конец 2016 года только у 67% граждан оставались хоть какие-то деньги после покупки всего необходимого и оплаты счетов.

Свободные средства люди откладывают или возвращают долги (18%). Такой же процент тех, кто тратится на ремонт/обустройство дома, а также на развлечения. На отпуск нашли деньги 19% украинцев, на покупку одежды — 27%.

«Украина прошла «дно» худших потребительских настроений в первом квартале 2015 года. Тогда наши соотечественники были самыми пессимистически настроенными покупателями среди респондентов 63 стран, где мы проводим исследования», — сообщил UBR.ua директор по стратегическому развитию компании Nielsen (Украина и Беларусь) Виталий Брык.

С тех пор индекс потребительских настроений вырос на 11 пунктов (с отметки 41 до 52), но Украина смогла подняться только на 62 место в вышеупомянутом рейтинге.

Семечки и туалетная бумага

Согласно данным того же исследования, в конце прошлого года падение объемов продаж замедлилось, а по некоторым категориям, в частности, по туалетной бумаге и салфеткам, даже отмечен рост.

«Из продуктовой группы можно выделить семечки. Это яркий пример перехода покупателя с одного товара на другой в целях экономии, ведь в снековой группе есть и орешки, и чипсы, и прочие закуски. Но человек выбирает то, что ему по карману», — говорит Брык.

Эксперты верят, что в 2017 году продажи перестанут падать и начнут расти. Первые признаки этого налицо: за январь розничный товарооборот, по данным Госстата, вырос на 3,1%.

Сохранится ли он до конца года, зависит от множества факторов: валютного курса, военных действий, политической ситуации и креатива наших властей, штампующих «реформы».

Например, в четвертом квартале 2016 года проблема коммунальных платежей впервые взволновала украинцев больше, чем война (36% против 33% опрошенных). А высокие цены на продукты питания отодвинули на задний план общие проблемы экономики (23% против 22%). Примечательно, что проблемы со здоровьем, которые еще в начале осени волновали 18% украинцев, вовсе покинули топ-4.

Для сравнения: европейцев в конце прошлого года заботили (по степени важности): терроризм, экономика, работа и здоровье.

«Повышение минимальной зарплаты до 3,2 тыс. грн благотворно скажется на покупательной способности наших граждан. В конце 2016 года 40% граждан, то есть почти каждый второй, стали покупать меньше товара, чтобы сэкономить. А еще треть вообще отказались от премиальной и дорогой продукции», — рассказал UBR.ua Виталий Брык.

В частности, в четвертом квартале 2016 года стали реже брать чай, кофе, соки и пиво. Нынешнее же повышение доходов украинцы направят на потребление — уверены эксперты.

«Украинцы исторически привыкли много тратить — в том числе со времен СССР. По данным МЭРТ, за первую половину 2016 года, 99,7% своих доходов граждане расходовали на текущее потребление. Поэтому до кризиса 2008 года Украина входила в топ-30 стран, наиболее интересных для инвестирования в ритейл», — говорит экономист, эксперт «Экономического дискуссионного клуба» Игорь Гарбарук.

Рынки или супермаркеты?

Разумеется, сейчас не лучшее время для инвестиций. Разве что вход на рынок стал существенно дешевле. По словам гендиректора Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко, практически каждая торговая сеть не прочь продаться и хотя бы раз искала потенциального покупателя. Но инвестиции в этот сектор сейчас мало кому интересны.

«Наименее успешные торговые сети будут постепенно умирать, а освободившиеся площади займут более удачливые конкуренты», — поясняет Алексей Дорошенко.

Увеличить свою долю попытаются крупнейшие розничные сети, такие как «АТБ», «Сильпо» и «Ашан».

По данным Nielsen, в 6 крупнейших городах Украины (Киев, Днепр, Харьков, Львов, Одесса, Запорожье) сектор FMCG- ритейла занимает 7,2% от общего количества торговых точек. Речь идет о мини- маркетах, гипер- и супермаркетах, а также магазинах Cash&Carry.

Как утверждает Игорь Гарбарук, в ближайшее время эта цифра вряд ли вырастет.

Украинцы уже несколько лет кряду скупаются параллельно и в супермаркетах, и на рынках.

Грабарзук прогнозирует, что базарный ритейл и дальше будет развиваться, его доля может составить 31-35%. Работа на рынках выгодна производителям и поставщикам товара, ведь они получают налички сразу, а не с отсрочкой платежа, как это бывает в сетевой рознице.

«К сожалению, будем скатываться в 90-е, когда снова поднимутся оптовики. В 2013 году крупные сети и производители фактически вытеснили посредников, а теперь мы наблюдаем обратный процесс», — говорит эксперт.

Фирменная розница и разного рода специализированные лавки не получают нужного количества лояльных покупателей, так как большинство все равно возвращается в обычные сетевые магазины. Виталий Брык говорит, что среди покупателей FMCG важность современного формата торговли даже в кризис продолжала расти (с 48% до 53%).

Например, киевляне стали посещать супермаркеты чуть ли не каждые два дня (16 раз в месяц), покупая понемногу, чтобы сократить расходы.

А на рынки они заглядывают 1-2 раза в месяц. По словам Алексея Дорошенко, формат «магазин у дома» продолжит развиваться, гипер- и супермаркеты клиентов не теряют, но сокращается сумма средней покупки.

Однако со временем сетевая розница все равно возьмет верх над рынками — уверены в компании Nielsen.

«Молодежь, рожденная в начале 2000-х (так называемые миллениумы), вообще не рассматривает рынки, киоски, павильоны и тому подобные точки как место совершения покупок. Только магазины самообслуживания различных форматов: от мини-маркета у дома, до гипермаркетов», — говорит Виталий Брык.

Впрочем, Игорь Гарбарук предупреждает, что Украина не готова к тому, чтобы как в ЕС 60-90% продаж проходило через торговые сети, ведь несколько их владельцев будут монопольно диктовать украинцам ассортимент и цены.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: магазины розница покупки исследование покупательские тенденции
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 3959