В Украине до 1 сентября будет завершено создание новой финансовой госструктуры, которая полностью возьмет на себя функции Минфина по управлению госдолгом. Долговое агентство получит собственный управленческий аппарат, дополнительное финансирование, а его сотрудники – более высокие зарплаты по сравнению с министерскими служащими.

Ожидается, что новая структура сможет быстрее реагировать на ситуацию в изменяющихся условиях мировых рынков, эффективно препятствовать возникновению долговых кризисов, и предотвращать пиковые выплаты по кредитам в начале бюджетных периодов. Кроме того, создание Агентства должно существенно сократить траты на обслуживания госдолгом для налогоплательщиков.

В Минфине озвучили планы по сокращению доли госдолга к ВВП

"Это переход на качественно новый уровень по управлению госдолгом", - отмечают в Минфине.

"Агентская" система применяется в таких странах, как Германия, Австрия, Швеция, Ирландия и Нидерланды, но распространена далеко не повсеместно: большинство мировых экономик обходятся специализированными департаментами в профильных министерствах, как до последнего времени было и в Украине. С тем, что смысл в создании отдельного госоргана, – с учетом успехов Минфина в обслуживании госдолга, о которых заявляют топ-чиновники, – действительно был, таким образом, не согласны многие эксперты.

Что нам стоит?

Решение о создании Долгового агентства было принято Верховной Радой еще в ноябре в рамках голосования за законопроект №2144 "О внесении изменений в бюджетный кодекс Украины". На функционирование Агентства выделено 52,7 млн грн в 2020 году из госбюджета по программе "Управление в сфере реализации политики управления государственным долгом".

В постановлении Кабинета министров также предусмотрена заработная плата для работников ведомства, число которых в ведомстве не превысит 70 человек, с коэффициентом 2 к 1 относительно зарплаты госслужащих, что нарушает принцип справедливости, посчитали в департаменте по вопросам финансовой и экономической политики Секретариата Кабмина при рассмотрении проекта о создании Долгового агентства. В целом, это приведет к увеличению затрат на обеспечение госслужащих, так как, отмечается в рецензии Департамента, несмотря на создания Агентства, количество сотрудников Минфина сокращено не будет.

Помимо этого, к работе в Агентстве могут привлекаться и сторонние специалисты – для выполнения "сложных" задач в Минфине допускают возможность их найма, – но основа нового госоргана будет сформирована из нынешних работников Минфина, считают опрошенные UBR.ua эксперты. 

Глава Долгового агентства будет утвержден Кабмином после прохождения конкурса, проводимого Комиссией по вопросам высшего корпуса государственной службы кандидатур.

Зачем создавать?

Новый центральный орган исполнительной власти не будет независимым от монетарной политики Минфина, постоянно координируясь с ним в принятии решений на рынках, а также предоставляя отчеты о своей деятельности. Также представители Агентства будут руководствоваться Стратегией управления госдолгом, принятой в июле 2019 года, а проводимые им займы и другие операции с госдолгом не должны превышать лимит в рамках утверждаемых высшими госорганами бюджетных программ.

Как отмечают реформаторы, агентская система имеет ряд преимуществ по сравнению с "министерской". Среди них: независимость от политического влияния, ускоренная возможность принимать решения на изменяющемся валютном рынке из-за менее громоздкого бюрократического аппарата и более эффективной системы управления, разветвленной на три "офиса", которые каждый отдельно занимаются анализом макроэкономических тенденций (мидл-офис), осуществлением сделок для привлечения источников финансирования (фронт-офис), оперативное управление внешним долгом (бэк-офис). 

Основными функциями работы агентства станет обеспечение равномерного графика погашения государственного долга, чтобы не допускать пиковую долговую нагрузку в начале бюджетных периодов.

В финансово-экономических обоснованиях проекта постановления о создании Агентства указывается, что в среднесрочной перспективе реформа приведет к увеличению доверия со стороны инвестиционного рынка к Украине. Кроме того, фактически позволит использовать ряд дополнительных инструментов получения заемных средств, в том числе свопы, РЕПО, деривативы.

Разгрузить министерство или "передвинуть мебель"

В разговоре с UBR.ua инвестиционный аналитик Иван Угляница назвал аргументы властей относительно необходимости создания агентства напоминающими лозунги, необходимые для обоснования возникшей идеи. " В целом, выделение данной структуры из состава Минфина больше напоминает передвижение мебели, чем реальные изменения", – считает Угляница.

"К примеру, вряд ли приведет к повышению доверия среди инвесторов создание Агентства: какая разница, кто имеет мандат от государства на выпуск ценных бумаг?", – сомневается в обоснованности аргументов создания агентства Угляница.

В Украине рекордно снизился госдолг

В международной практике, несмотря на приведенный властями европейский опыт, нет единственно принятой модели по управлению госдолгом: так, данные функции осуществляют не только министерства финансов и агентства, но также центральные банки и казначейства.

"Во многих странах мира госдолг выведен за рамки Минфина, но у нас, по сути, эти полномочия останутся за данным министерством. Сейчас Минфин имеет большой аппарат с отлаженной работой, он справляется со своими задачами по сокращению процента госдолга к ВВП – поэтому создание отдельной структуры не имеет смысла. Либо нужно все поменять, избавив Минфин от обязательств по осуществлению политики в отношении госдолга, либо вообще ничего не делать", – делится мнением экономический эксперт Александр Охрименко.

С учетом и так сокращающегося уровня госдолга по отношению к ВВП – в этом году показатель, в рамках реализации стратегии по его управлению, опустился ниже 50%, – а также уменьшению финансовых издержек на его обеспечение, за 2019 год, по данным Минфина, сэкономивший для Украины около 26 млрд. грн., выделение Долгового агентства из состава Минфина действительно вызывает вопросы в целесообразности. Согласился с тем, что работа в этом направлении Минфину и так удавалась, и руководитель отдела аналитики Forex club Андрей Шевчишин.

"Команда Минфина очень профессиональна, и поставленные цели она действительно выполняет. Ставки снижены с 10% до 20%, привлечены средства, краткосрочные ценные бумаги заменяются на более длительного срока. Возможно, отдельный департамент в рамках Минфина справлялся бы с задачами и в дальнейшем, а создавать Долговое агентство не потребовалось, если бы Минфину обеспечили дополнительные рычаги", – комментирует Шевчишин.

Не согласился с мнением об эффективности работы Минфина Иван Угляница, объяснив появление позитивных отчетов о своей деятельности со стороны ведомства заслугой удачной ситуации на рынках.

"По сути у нас долг, как в валюте, так и в гривне, все равно растет, а то, что его соотношение к ВВП упало, это больше арифметический момент, поскольку гривна укрепилась. Уменьшение расходов на обслуживание тоже является условностью. В целом, у нас нет грамотно выстроенной политики заимствования: берем кредиты до следующей получки и сразу тратим на ситуативные цели, а не на долгосрочные инфраструктурные проекты", – высказал точку зрения Угляница, в то же время добавив, что отдельное ведомство ситуацию не изменит. 

В Украине накопились многомиллионные долги по выплате субсидий

Олег Устенко, исполнительный директор Международного Фонда Блейзера и советник президента Украины, в свою очередь, посчитал, что, единственная логика, которой руководствовались во время принятия решения о создании Агентства, была в необходимости разгрузить Минфин.

"Я считаю, что структуру выведут из полномочий Минфина только формально, переведут туда основных сотрудников по данному направлению. Главная цель его создание – в разгрузке Министерства. Не забывайте, сейчас у нас на руках ВВП-варранты, которые скоро придется выплачивать и концентрироваться на этом. Одновременно на рынок будут выходить новые игроки, постоянно продолжаться переговорный процесс по размещению новых бумаг, за чем необходимо продолжать следить не менее пристально", – считает Устенко.

Риски

В качестве краткосрочных рисков чиновники Департамента по вопросам финансового и экономического развития секретариата Кабмина, анализирующие минфиновское постановление, отмечали возможность ухудшения эффективности управления госдолгом из-за создания неудобств для инвесторов во время передачи полномочий из одного ведомства в другое. Тем не менее, в дальнейшей эффективность работы Агентства будет оправдана.

Плюсы от сокращения бюрократической цепочки, тем не менее, могут нивелироваться и в дальнейшем из-за раскоординированности госструктур и отсутствии единственно выработанной финансовой политики.

Минфин предупредил о возможном срыве бюджетных программ в 2020 году

"Эффективность работы данной структуры будет зависеть от согласованности по управлению госдолгом между Минфином и НБУ, ведь от того, насколько ставки по выпущенным облигациям будут высокими, напрямую зависит заинтересованность иностранных инвесторов. А в этом году между госорганами были трения, Минфин обвинял НБУ в слишком сильном укреплении гривны, что мешало стимулировать экономику", – отмечает руководитель отдела аналитики Forex club Андрей Шевчишин.

Возможная цель создания агентства

Экономический эксперт Александр Охрименко в свою очередь раскритиковал создание нового госоргана не только из-за достаточных возможностей Минфина обеспечивать возложенную на него роль в рамках единой управленческой структуры, но и подозревая в данной мере коррупционную составляющую.

"Скорее всего, есть "хороший" человек, под которого нужно сделать такую структуру", – считает Охрименко, отмечая, что в будущем госорган лишь "проест бюджетные деньги" и, в конце концов, его расформируют.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: кабмин госдолг нбу агентство госорган
Просмотров: 699