У малого бизнеса немало причин сторониться публичных закупок: государство требует от поставщиков соблюдать много условий, и не каждый бизнес может себе позволить ждать оплаты за товары, услуги или работы по несколько месяцев. Решение, впрочем, ищут. Новая инициатива государственных заказчиков — сделать на площадке Prozorro собственный Amazon.

Как меняются правила

Сейчас на этапе пилотного проекта по электронному каталогу работают «допороговые закупки». Но «допороговые» — не всегда значит маленькие или дешевые. Директор тендерных закупок компании «Укрпочта» Надежда Бигун рассказала UBR.ua, что именно включается в электронные каталоги, и как бизнесу в них поучаствовать.

Госзакупки 2.0. Бюджетные деньги позволят тратить в интернет-магазине

«Допороговые» — такие государственные закупки, общая запланированная сумма которых составляет менее чем:

  • 200 тыс. грн. для товаров;
  • 1,5 млн. грн. для работ и услуг.

Эти закупки закон позволяет проводить не через тендерную процедуру. Они не регулируются, кроме того, что на них распространяются самые общие требования прозрачности и максимальной экономии. При этом общий объем украинского рынка таких закупок — 108 млрд грн ежегодно.

Какие правила предложат

Чтобы удачную бизнес-модель в таких допороговых закупках увидел и бизнес, особенно микро-компании и ФЛП, и чтобы предложить удобное решение участникам системы Prozorro, которых сейчас уже 88 тыс. 960, Площадку решили превратить в «Amazon или Rozetka для госзакупок».

Для этого создаются Центральные организации закупок. На пилотном этапе их две — госпредприятие «Медицинские закупки» и госуправление «Профессиональные закупки».

Всемирный банк назвал украинский бизнес «кумовским капитализмом»

«Медицинские закупки», как очевидно из названия, создают каталог продукции медицинского назначения — от фармацевтических препаратов до бинтов и бахил. «Профессиональных закупки» создают каталог с товарными профилями всех остальных товаров, кроме медицинских. Сейчас, по словам Надежды Бигун, их перечень ограничен, но будет расширен по результатам пилота. Это:

  1. Офисное оборудование и приборы.
  2. Аппараты и машины для вычисления.
  3. Компьютеры и компьютерная техника.
  4. Офисная канцелярия.

В пилотном проекте участвуют такие четыре площадки:

  • Держзакупівлі онлайн
  • e-tender
  • zakupki.prom.ua
  • SmartTender.biz

Расширять эти перечни и масштабировать пилотный проект до всей Украины планируют в конце 2019 года, как уточнила Надежда Бигун.

Кого примут

Поставщики — от больших до микробизнеса — подают свои заявки не каждый раз на каждый объявленный государственными и коммунальными закупщиками тендер. А один раз указывает свое предложение, если оно соответствует профилю товара, и товар проходит квалификацию. Поставщику достаточно указать, какой товар он предлагает, и подтвердить для центральной закупочной организации, что у него есть опыт поставок такой продукции.

Подтверждается опыт поставок 20 накладными за текущий и предыдущий период, подтверждающими, что физическое лицо-предприниматель или бизнес совершил 20 таких поставок.

Солидная прибавка: нардепы выигрывают гостендеры на миллиарды гривен

Поставщик, чей товар прошел квалификацию, получает возможность указывать и обновлять цену и условия поставки. Срок поставки при этом предусмотрен стандартный — до 7 рабочих дней.

Как будет работать

Сам договор будет заключен уже непосредственно между компанией-заказчиком и бизнесом, вне системы центральной закупочной организации. Бизнес, который внесли в каталог, получит проект договора и контактную информацию госзаказчика, и должен будет связаться с ним в течение двух рабочих дней. После заключения договора поставку товаров по каталогу подтверждает заказчик.

«К сожалению, договор пока бумажный. Для того, чтобы работать с электронными документами, Госказначейство сейчас работает над своими реестрами. Тем не менее, процедурные и бюрократические сложности для малого бизнеса сведены к минимуму», — уточнила Бигун.

Недобросовестных строителей оставят без лицензий, отстранят от участия в тендерах на госзакупки

Для поставщика проблема с реализацией своих товаров одна: по словам Бигун, цена предложения обязательно должна включать стоимость доставки, поэтому сейчас каталог работает только на Киев и Киевскую область, и при расширении работы на всю Украину каждый поставщик должен будет определить регионы, на которые сможет осуществлять доставки.

Впрочем, вопросы у поставщиков есть и другие. Сейчас оплата по каталогам не предусмотрена: как и договор, оплата происходит вне системы. Тем не менее, до конца 2019 года эксперты обещают добавить к функционалу системы еще и электронную оплату.

Контроль за онлайн-закупками через э-каталоги будет проводить, как и тендеры, Государственная аудиторская служба. По словам самих поставщиков, те допороговые закупки, которые бюджетники сейчас без регуляции делают в регионах непосредственно у малого бизнеса, могут из-за каталогов уйти большим компаниям. Несмотря на все заверения ГП «Прозорро» о намерении помочь именно малому бизнесу, последний пока что электронных каталогов побаивается.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: госзакупки тендер prozorro prozorro.продажи Центральные организации закупок малый бизнес флп предприниматели amazon rozetka Профессиональных закупки Медицинские закупки
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 1666