Вопрос воссоздания газового консорциума Москва отложила до избрания нового Премьер-министра. Пересматривать цены на газ для Украины Россия будет только с новым главой правительства. Однозначного ответа о пользе или вреде газотранспортного консорциума для Украины пока нет.

"С одной стороны, нам нельзя допускать фактора, который может повлиять на национальную безопасность. Нельзя допускать снижения степени национальной независимости. С другой стороны, если условия создания этого газотранспортного консорциума, прежде всего, будут в интересах Украины, тогда можно будет анализировать, рассматривать, изучать его", - считает Александр Кендюхов, председатель правления союза экономистов.

"Вопрос консорциума подняли сугубо по политическим причинам – из-за желания кандидатов понравиться России. Они хотят нравиться с помощью 4 вещей: консорциум, Черноморский флот, язык и НАТО", - считает Александр Тодийчук, президент Киевского международного энергетического клуба.

Одним из плюсов консорциума инициаторы его создания называют увеличение транзита газа через территорию Украины до 200 миллиардов кубометров в год. Но следует учесть, что РФ 13 ноября 2009 года утвердила новую редакцию энергетической стратегии. "Ее принципиальные особенности – доля в европейском направлении в общем объеме экспорта российских ресурсов (прежде всего газа) будет сокращаться за счет того, что появится экспорт в восточном направлении. Четко прописано, как будет стимулироваться образование новой инфраструктуры для диверсификации рынков сбыта и направлений экспорта. Там присутствуют 4 направления: восток, юг, юго-запад и север России. Там нет Запада. Собственно говоря, нет ни Украины, ни Беларуси. Это нужно учитывать. История создания консорциума насчитывает минимум 8 лет: с июня 2002 года, когда было подписано общее заявление Президентов Кучмы, Путина и канцлера ФРГ Шредера. За 8 лет Россия так и не предоставила гарантий увеличения транзита газа через ГТС Украины" - считает Михаил Гончар, директор центра энергетических программ.

У нас часто говорят о том, что Беларусь в свое время пошла на определенные уступки России (Газпрому, в частности): отдала часть 50% Белтрансгаза и таким образом получает более дешевый газ, чем остальные партнеры Газпрома. На самом деле все выглядит не так радужно.

"В 2011 году Беларусь должна подписывать новый договор с Россией и вопрос цены газа снова поднимается в повестке дня. Относительно существующей цены на газ, то она тоже далеко не та, которую зафиксировали при подписании соответствующего договора между Россией и Беларусью в 2007 году. Предусматривалось, что с 2007 по 2011 год цена будет 100 долларов за тысячу метров кубических. Беларусь сейчас платит 160 долларов", - рассказывает Гончар.

Консорциум предусматривает трехстороннее партнерство по владению украинской ГТС: Украина, Россия и Европа – каждому по 33,3%. Но в этой схеме тяжелее всего будет отстоять свои интересы Украине. "Как только создается треугольник поставщик-потребитель-транзитер, транзитер всегда остается в проигрыше, потому что поставщик и потребитель заинтересованы в дешевой транспортной составляющей", - считает Александр Тодийчук.

Вопрос оценки украинской ГТС обязательно будет поставлен при создании консорциума. Как показал опыт Беларуси, цену будут максимально сбивать. Белорусский Президент в свое время оценил стоимость ГТС в 17 миллиардов долларов. Российская сторона сказала, что 50% ГТС стоит не больше 1,5-2 миллиарда. В результате переговоров цену зафиксировали на уровне 2,5 миллиардов. То есть, российская сторона оценила белорусскую ГТС в 5 миллиардов долларов. "В нашем случае Газпром будет придерживаться той же тактики. Какую бы цену не назвали с украинской стороны, Газпром всегда будет демпингировать и никогда не даст адекватной цены. Больше того, он попытается войти в консорциум через создание долговой ситуации, чтобы вообще ничего не платить", - рассказывает Гончар.

Кроме этого, экономистов настораживает то, что нет гарантий, что ЕС не продаст свою долю (33,3%) украинской ГТС России. Мол, сами между собой разбирайтесь. Поэтому, если говорить об оптимизации управления ГТС, то лучше брать за образец Словацкую модель: приватизация 49% при сохранении контрольного пакета (51%) за государством. И делать это прозрачно, не создавая странных конструкций, при которых не гарантировано, что государство сохранит свои интересы.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, Google+, Facebook, Instagram.

Теги: украина россия газ гтс консорциум моква
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 2165
Загрузка...
Загрузка...