Одним из требований МВФ является переход НБУ к инфляционному таргетированию. Слово новое и непонятное, может, поэтому оно вызвало так много разного рода споров и кривотолков. Некоторые "горячие головы" уже успели сделать совершенно бессмысленный вывод "инфляционное таргетирование – это девальвация гривны". Некоторые специалисты почему-то инфляционное таргетирование связывают только с валютным рынком, точнее с формированием курса национальной валюты. И, как результат, можно услышать мнение, что таргетирование, это хорошо, а гибкий курс гривны – плохо. В действительности это ошибочное мнение, мало того, Украина уже пару лет, как де-факто использует метод инфляционного таргетирования. А сейчас его просто хотят ввести на законодательном уровне.

В Украине с 2005 по 2008 год действительно был фиксированный курс гривны. Не забыли еще курс 5,05 грн, который не менялся годами? Потому, начиная, с 2009 года курс в Украине стал гибким. Другое дело, что гибкий курс и обвал гривны это разные вещи. То, что произошло в начале текущего года, это не гибкий курс, это просто потеря контроля над валютным рынком Украины и обвал рынка. Гибкий курс, это когда курс гривны изменяется в течение года в разумных пределах.

В 2010 году курс колебался в пределах 2,2%, в 2011 году 1,2%, в 2012 году 1,9%, в 2013 году 2,2%. Вот это и есть гибкий курс, когда колебания не превышают уровня 2-4% в течение года. Ибо колебания курса национальной валюты больше 5% в течение года уже много. При таком гибком курсе, нормально работает банковская система и экономика, население не паникует и при этом больше размещает денег в банки на гривневые депозиты. Нормально работает бизнес и торговля. И даже экспортеры и импортеры довольны. Недовольны только валютные спекулянты, которые при нормальном гибком курсе не могут заработать на валютном ажиотаже. Поэтому для нормальной работы экономики Украины необходимо, чтобы в будущем колебания курса гривны не выходили за границы валютного коридора 11,7 – 12,3 грн в этом году и весь 2015 год. Это задача номер один для НБУ и для экономики Украины. Только это позволит возродить нормальную работу и банков, и экономики Украины.

Читайте также:

Что же касается понятия "инфляционное таргетирование", то оно означает, что НБУ за счет контролирования ситуации на валютном рынке и на рынке гривневых ресурсов, влияет на динамику розничных цен. Другими словами, НБУ отвечает за инфляцию в Украине. С этой целью, при утверждении бюджета на новый год устанавливается уровень требуемой инфляции, а НБУ обязан за счет своих действий влиять на этот показатель. При этом все понимают, что в Украине на уровень инфляции влияет курс гривны и количество денежной массы. В 2010 денежная масса выросла на 22,6%, а гривна девальвировала на 2,2%. В свою очередь инфляция была на уровне 9,4%. В 2012 году денежная масса выросла только на 12,8%, а девальвация гривны состоялась на 1,9%, как результат, и инфляция 0,6%. Так что система инфляционного таргетирования НБУ работала и в предыдущие годы, хотя никто об этом и не говорил. Но методы использовались стандартные.

Для того чтобы НБУ мог обеспечить нужный уровень инфляции, ему нужно будет проводить валютные интервенции, чтобы не допускать спекулятивных атак на курс доллара; контролировать и в некоторых случаях ограничивать покупку-продажу валюты; стимулировать население не скупать, а продавать валюту; обеспечивать прирост, прежде всего, гривневых, а не валютных депозитов, за счет разного рода банковских нормативов. И кроме того НБУ может, как делать эмиссию гривны, так и изымать гривну из рынка, чтобы она не давила на валютный, и самое главное товарный рынок. Методов влияния на рынок у НБУ много. И для НБУ теперь будет главной целью, чтобы курс гривны был контролированный, чтобы снижались ставки по депозитам, а самое главное по кредитам. Чтобы кредитование росло, и желательно ускоренными темпами. И это все будет обеспечивать нужную динамику инфляции.

НБУ сейчас кажется маловероятным восстановить нормальную работу банковского сектора, снизить валютный ажиотаж и уговорить, именно уговорить, а не заставить население не забирать, а нести деньги в банки. Но украинский банковский сектор уже не раз переживал шок из-за политических катаклизмов. Будем надеяться, что НБУ со своей задачей справится. И уже в 2015 году сможет обеспечить инфляцию на уровне 12%. Это было бы действительно большим успехом.

P.S. В Турции уже давно используется инфляционное таргетирование. В 2013 году для Центробанка был установлен ориентир инфляции 5%, но он смог обеспечить только 7%. Не все так просто с этим таргетированием.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: нацбанк нбу курс валют инфляция таргетирование
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 5115