7 декабря МВФ пришлет свою миссию в Украину. Эксперты фонда проведут у нас 10 дней (с 7 до17 декабря), чтобы выяснить: насколько готова украинская власть, которая как заявлял ранее директор департамента внешних связей МВФ Герри Райс, выразила заинтересованность в возобновлении программы сотрудничества с Фондом. Однако конкретные условия и способы вероятного возобновления еще не обсуждались. И кто, кроме НБУ, их будет обсуждать? Ведь визит будет проходить в странных условиях. Условиях отсутствия премьер-министра Украины и правительства, как такового. На что в таких переговорах может рассчитывать Украина редакция UBR.UA поинтересовалась у эксперта финансового рынка Феликса Инденбаума.
UBR.UA: С чем к нам едет МВФ?
Ф. Инденбаум: Давайте вспомним, что в начале 2011 года МВФ заморозил кредиты в рамках stand-by, после того, как власть не решились на непопулярные экономические реформы. И срок предоставления траншей, срок действия программы сотрудничества на $15,5 миллиарда, одобренной МВФ еще в 2010 году, истекает в декабре. То есть, сейчас.
UBR.UA: Таким образом, речь будет идти о новой программе?
Ф. Инденбаум: Кабмин изменил макропрогнозы на 2013 год с учетом результатов экономики за третий квартал этого года. Как и ожидалось, они снижены, с учетом спада экономики в третьем квартале. Расчет второй редакции госбюджета на 2013 приближен к оценкам МВФ. Они ставили нам не так давно рост ВВП 3,4-3,5%. Это мы и увидели во второй редакции. Хотя первый бюджет делался на основе прогноза роста ВВП на 4,5%. Это можно назвать некоей уступкой Фонду. Скорее всего, все начнется с оценки этого бюджета.
UBR.UA: Речь может идти не о возобновлении финансирования, а о замещении тех траншей, которые надо вернуть?
Ф. Инденбаум: Наверное, от визита МВФ, в первую очередь можно ожидать замещения тех траншей, которые должны быть погашены в следующе году. Это около 6 млрд долларов. МВФ, в свою очередь, умеет считать и видит все, что происходит с украинской экономикой. Они понимают, что шансы получить эти деньги обратно у них минимальны. Поэтому будет выстраиваться система реструктуризация долга, система перекредитования, которая позволит растянуть выплату долга на некий период. Например, на несколько лет вперед.
UBR.UA: Это при условии выполнения их требования по повышению тарифов? Или для перекредитования они могут закрыть глаза на невыполнение этого пункта?
Ф. Инденбаум: Требование по газу является единственным серьезным пунктом, в котором отсутствует взаимопонимание между украинской властью и МВФ. Думаю, что в данном случае на него закроют глаза. Объясню почему. Поднять сегодня тарифы для населения - это значит еще сильнее убить платежеспособный спрос населения. Это даст негативный мультипликационный эффект на экономику. Поэтому, думаю, что на данном этапе, МВФ не будет настаивать на повышении тарифов.
UBR.UA: Но если они соглашаются на перекредитование, то, условно, это можно назвать тем же возобновлением финансирования?
Ф. Инденбаум: Нет. Так говорить нельзя. МВФ всегда очень внимательно относится к своим расчетам и к обоснованиям для своих платежей. Потому что за его реакцией следит не один инвестор.
UBR.UA: Это принципиально влияет на отношение к любой стране, не только к Украине…
Ф. Инденбаум: В первую очередь, МВФ является кредитором последней инстанции. И очень многие инвесторы-кредиторы в экономику страны смотрят на ту позицию, которую занимает МВФ. Конечно, очень важным будет описание его видения ситуации после завершения визита или принятия решения.
UBR.UA: То есть, сама формулировка на каких условиях и для чего предоставляются деньги?
Ф. Инденбаум: Да. Ведь, если МВФ будет перекредитовывать Украину – это одно видение ситуации в стране и он просто, скажем, по доброте душевной, поддерживает наши резервы. Если предоставляет новую программу и новые транши – это другое видение сценария развития событий в экономике. Поэтому так важно, с какой формулировкой это будет сделано. Будет ли это перекредитование, пролонгация, будет ли это признание каких-либо заслуг в развитии украинской экономики, или будет информация о структурных изменениях и продолжении сотрудничества в таком виде.
UBR.UA: Что более реалистично?
Ф. Инденбаум: Это трудно оценить, не будучи приближенным к кулуарным переговорам. Но, по оценкам более осведомленных сторон, как написало недавно одно из ведущих изданий, на нынешнем этапе задачей украинской миссии является не создание новой программы сотрудничества, а продление срока действующей. Наверное, переговорщикам с МВФ виднее.
UBR.UA: МВФ не раз рекомендовал НБУ сделать курс гривны более гибким. Это будет тормозить переговоры?
Ф. Инденбаум: После тарифов это уже только второй камень преткновения. Но он не такой значительный. Посмотрим, как они отреагируют на курс, заложенный в бюджете. Председатель Совета НБУ заявил, что они прислушиваются к рекомендации МВФ по гибкости курса. Но одновременно прозвучали слова, что это не означает отказа от фиксированного курса, что курс будет фиксированный с гибкостью. Я не знаю, как это трактовать. Может быть, договорятся о колебаниях в рамках какого-то коридора.
UBR.UA: Но бизнесу для того, чтобы принимать решения о развитии, нужно быть уверенным в неких задекларированных цифрах?
Ф. Инденбаум: В теории, да. Для правильного бизнес-развития и достижения максимальной эффективности и прибыли, так должно быть. На практике будут вынуждены подстраиваться под складывающиеся условия. Сегодня всем важно понимать, будет ли возобновление сотрудничества с Международным валютным фондом. Если нет, то, понимая, что объем золотовалютных резервов на конец года будет 24 млрд., долларов, гривна в следующем году будет очень чувствительна и для населения, и для бизнеса.