Украина возобновляет сотрудничество с МВФ, и уже в ближайшее время почти $2 млрд поступят на счета Нацбанка и будут брошены на затыкание дыр в бюджете. Однако для получения второго транша уже принятых с ломанием копий в Раде законов недостаточно, фонд выдвигает новые условия. UBR.ua разобрал те из них, которые могут быть болезненными. Тем временем финансисты дают прогнозы, на каких рубежах закрепится гривна благодаря новой программе кредитования.

Новая программа

На днях в СМИ была утечка от участников переговоров с МВФ, которые назвали условия, которые фонд выдвинул для следующего транша в рамках уже согласованной программы кредитования stand-by на сумму $5 млрд. Как известно, после долгого перерыва, 21 мая, Украина и МВФ договорились о новой программе на 18 месяцев, и уже в начале июня совет директоров готов утвердить ее, после чего наша страна практически сразу получит деньги.

Стали известны требования МВФ к Украине для получения следующих траншей

Правда речь идет только о получении первого транша на $1,9 млрд, а право на второй транш еще нужно заслужить. Для этого, говорят источники-участники переговоров, обсуждаются ряд условий, выдвинутых главным кредитором страны.

  1. Снять ограничение на полномочия набсовета НАК "Нафтогаз", которые ранее были наложены правительством Гройсмана.
  2. Упростить для потребителей процедуру смены поставщиков газа.
  3. Ужесточить решение по проблемным активам Приватбанка, по которым идет сейчас суды.
  4. Объединить Налоговую и Таможенную службы в единое юрлицо.
  5. Изменить конкурсную основу отбора членов Высшего совета правосудия.
  6. Провести аудит потраченных на борьбу с коронавирусом средств.

Большая часть требований носят формальный либо технический характер. Например, объединение территориальных управлений ГНС и ГТС решено давно, процесс тянется их-за технических проволочек. Судебная реформа также имеет давние сроки, вполне логично и проведение аудита "антикоронавирусных" средств. Но наиболее болезненными могут стать пункты 1 и 3 пункты из перечня.

Набсовет "Нафтогаза"

МВФ, как следует из данных утечки, настаивает на отмене тех изменений, которые внесло в устав НАК "Нафтогаза" правительство Владимира Гройсмана своим постановлением 226 от 6 марта 2019 года. Тогда правительство решило, что вправе в исключительных случаях навязывать свои решения наблюдательному совету НАК, в частности возможности избрания его главы без представления набсовета.

МВФ переписывает программу помощи Украине. Что будет с курсом и другими кредитами

Такое решение было вызвано необходимостью поставить под контроль государства компанию, на 100% принадлежащую Кабинету министров, но фактически подотчетную наблюдательному совету, только 2 из 7 членов которого назначаются государством, а остальные пять – иностранцы, интересующиеся корпоративной и собственной прибылью, но не интересами энергетической безопасности страны.

"Глава правления говорит набсовету: я повышу прибыль, но при условии, что вы напишете письмо в Кабмин, чтобы тот меня утвердил. А если не напишите, то я вам не выплачу премиальные за прошлый год. Потому что премиальные членам набсовета назначаются правлением, они друг другу назначают премии и бонусы. При этом и первым, и вторым наплевать на национальные интересы, государственные стратегии, планы профильного министерства, нацрегулятора и т.д.", - приводит пример директор специальных проектов научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев.

Именно набсовет назначает "космические" премии правлению НАК и сам получает не меньшие зарплаты. В апреле, например, каждый из этих 5 человек получил по 572 тыс. грн, несмотря на негативный резонанс в обществе, когда упоминание зарплат менеджмента "Нафтогаза" уже стало раздражающим фактором для населения. Лоббируя расширение прав набсовета, МВФ фактически поддерживает и "космические" зарплаты менеджеров "Нафтогаза".

Дело "Приватбанка"

"Антиколомойский" закон закрыл вопрос Приватбанка, его уже не вернут бывшим владельцам, во всяком случае бесплатно. Однако в этом нелегком деле остались "хвосты" – проблемные активы связанных лиц. По судебной спирали подымаются иски, например, семьи Суркисов, и судебные решения по ним не в пользу государства, поэтому МВФ настаивает на законодательном урегулировании этой проблемы путем внесения изменений в законы о ФГВФЛ и законе о банках.

Дело Суркисов и Приватбанка ведет Украину к дефолту

"Государству точно так же необходим регламент, что делать с проблемными банками. Оно влило в банк громадные ресурсы, рассчитывая на реализацию и возврат залогового имущества. А если в рамках действующего законодательства возместить потери или внесенные средства невозможно? Банк не будет возвращен, но что делать с залоговым имуществом, активами, которые были приняты на баланс? Нет жесткого регламента, что с ним делать", ­- указывает руководитель отдела аналитики группы компаний Forex Club Андрей Шевчишин.

Впрочем, полагают эксперты, эти пункты вряд ли можно назвать такими же принципиальными, какими были столкновения вокруг закона о земельной реформе и "антиколомойского" закона в последние месяцы. Фундаментальные вопросы взаимодействия Украины и МВФ решены, и практика выдвижения условий при каждом новом транше – обычная практика фонда. На сегодняшний день обе стороны вышли на "ровный" путь сотрудничества.

"Мы уже вышли на ровную дорогу, обо всем договорились. Для получения первого транша все требования выполнены. А для следующего есть условия, которые нужно выполнять, так всегда строятся отношения Украины и МВФ. Они будут прописаны в меморандуме. В этом нет ничего такого, что могло бы напугать. Но факторов, которые имели бы политическую сложность для принятия, пока что не видно", ­- считает инвестиционный банкир, специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital Сергей Фурса.

Битва за Приватбанк только начинается. Под ударом банковские вклады украинцев

Что с гривной

Возобновление сотрудничества с МВФ позволяет стране выжить в условиях навалившегося на нее, как и на весь мир, коронакризиса. И сам факт заключения соглашения, и скорое выделение первого транша, и прогнозируемое выделение второго транша дает украинцам надежду на относительно комфортное прохождение сложного периода. При этом МВФ – первая ласточка целого пула международных финансовых доноров.

"Этот транш для нас критически необходим. Понятно, что в этом году у нас гораздо больше потребностей в финансировании, чем сумма транша. Но к деньгам МВФ привязаны и деньги Всемирного банка, и ЕС, там целый пул идет. Понятно, что МВФ лишь часть этого", - говорит Сергей Фурса.

Украина может недополучить от заробитчан $6 млрд. Давление на курс усилится

Эксперты допускают девальвацию гривну, ведь, как известно, национальная валюта никогда не отличалась особой устойчивостью в периоды мирового кризиса. Однако с поддержкой МВФ даже и при неблагоприятном развитии событий на рынках девальвация не окажется критической.

"На мой взгляд, мы точно девальвируем, но это нормальная ситуация, в которой мы защищаем своих экспортеров, свой рынок, это позволит наполнить казну. Скорее всего, к концу года при условии внешней поддержки мы сможем удержаться в коридоре до 29 грн/$. А я напомню, что в бюджете предусмотрен курс 29,5/$. Дальше все зависит от ситуации, как будем выходить из карантина", - считает Шевчишин.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: мвф транш мвф кредит мвф кредиты мвф переговоры с мвф нафтогаз курс гривны
Просмотров: 6021