Одним из первых заявлений Виктора Януковича после второго тура выборов президента Украины было предложение вернуться к идее создания газотранспортного консорциума по совместной эксплуатации украинской ГТС. Как известно, эта идея активно обсуждалась в последний период правления Леонида Кучмы, и сейчас новый президент Украины демонстрирует готовность вернуться к, казалось бы, давно забытой схеме.

Впрочем, за последние пять лет на газовом рынке как Украины, так и России произошли необратимые изменения. Когда с идеей консорциума выступал Леонид Кучма, Украина закупала газ у РФ по льготной цене, а сам механизм ценообразования был практически неизвестен никому, кроме участников договоренностей. По сути, консорциум был призван легитимизировать эту схему и оправдать ее существование совместным контролем над ГТС. Но даже в той ситуации было ясно: у сторон может не хватить средств на модернизацию ГТС, поэтому решено было привлечь к сотрудничеству еще и немецкого партнера. Переговоры между участниками продолжались долго и завершились ничем.

Сейчас у Газпрома тем более нет денег на модернизацию украинской газотранспортной системы. Но возникает вопрос: а сможет ли российский монополист привлечь к переговорам европейских партнеров, которые одновременно участвуют в осуществлении амбициозных проектов подводных газовых магистралей? И какой будет смысл в создании консорциума без европейского участия — если учесть, что в неотремонтированном и необновленном виде украинская ГТС практически безнадежна…

Есть и еще одно обстоятельство: новый президент обязательно захочет увязать создание консорциума с ценой на газ. Виктор Янукович не раз заявлял о необходимости пересмотра соглашений, достигнутых между Владимиром Путиным и Юлией Тимошенко. Разумеется, для того чтобы такой пересмотр начался, необходимо, чтобы не просто был приведен к присяге президент, но и начало работать новое украинское правительство. В любом случае, основанием для пересмотра соглашений, названных Путиным лучшими договоренностями в газовой сфере за последние годы, должны быть серьезные основания. Допустим, что таким основанием станут договоренности о совместном консорциуме по эксплуатации ГТС. Действительно ли в этом случае Украина добьется уменьшения цены на газ?

Такая вероятность существует, если учитывать опыт российскобелорусского сотрудничества. Но в случае с Беларусью Россия установила льготную цену, заложив в нее стоимость эксплуатации самой газотранспортной системы, причем цена на газ с каждым годом росла. Сейчас же Россия вступила в непростую полосу повышения внутренних цен на голубое топливо, и представить себе, что в Газпроме пойдут на какую-¬то особую цену для Украины, — верх фантазии. Более того, Россия будет претендовать не столько на консорциум по совместному управлению ГТС, сколько на покупку части управляющей газопроводом компании, как это произошло в белорусском случае. А вот продажа ГТС вряд ли входит в планы нового президента и в особенности сконцентрированного вокруг него газового лобби. Эти люди своего не упустят.

В то же время, для того чтобы Россия согласилась с участием в любой форме совладения украинской ГТС, ей необходима уверенность в стабильности украинской власти. В Москве должны знать: в соседней стране никаких перемен не будет — и долго. Собственно, это то, что мог гарантировать Александр Лукашенко, когда речь шла о продаже Белтрансгаза. Сможет ли обеспечить такую стабильность Виктор Янукович? Особенно в случае, если он не сможет добиться отставки правительства Юлии Тимошенко? Или сможет, а взамен создаст коалиционное правительство с партией "Наша Украина", фракция которой будет выступать категорически против передачи ГТС России и называть это прямым предательством национальных интересов?

Более того: в нынешнем парламенте, при любом составе правительства и любом составе коалиции, может просто не найтись голосов для ратификации соглашения о создании консорциума — что россияне, с их уверенностью в возможности контроля над любым парламентским действием, будут считать заурядным обманом. Так что вокруг переговоров о консорциуме с самого начала будет складываться атмосфера недоверия и завышенных ожиданий. И вряд ли новому президенту удастся изменить эту атмосферу в ближайшее время.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, Google+, Facebook, Instagram.

Теги: украина газ оплата гтс
Источник: контракты Просмотров: 1243
Загрузка...
Загрузка...