Деньги – регионам, налоги - на места. Соответственно - увеличение доходной части муниципалитетов, их развитие и конкурентоспособность. Так несколькими предложениями можно описать конечный результат реформы местных бюджетов, которая должна была завершиться уже в следующем году, но не суждено. Правительство продлило Концепцию реформирования еще на три года - до 2014-го.

Мирослава Заец для UBR.UA

Напомним, Кабмин своим распоряжением № 308 от 23 мая 2007 года утвердил Концепцию реформирования местных бюджетов согласно которой до 2011-го года должно было завершиться усовершенствование бюджетного и налогового законодательства с целью укрепления финансовой основы местного самоуправления в среднесрочной перспективе.

Изменений в обновлённой Концепции мало, но они - существенные. Согласно новому Документу правительство не будет способствовать созданию фондов регионального развития, средства из которых должны тратиться на развитие социальной и инженерной инфраструктуры (Кабмин исключил из Концепции соответствующий абзац).

Хотя документ размещен на правительственном сайте, премьер все отрицает. "Я впервые об этом слышу, я внимательно читал Бюджетный кодекс, правительство не принимало никаких таких решений. Наоборот мы на 23 миллиарда гривен на будущий год увеличили бюджеты местных органов власти. Мы закрепляем за местными органами власти часть налога на прибыль... Мы отдаем очень серьезные и весьма значительные полномочия на места", - сказал Николай Азаров, премьер-министр Украины.

Муниципалитетам поможет Налоговый кодекс

Серьезные полномочия будут прописаны в Налоговом кодексе, согласно еще не принятому документу, из 25% налога на прибыль 5% оставят на местах: 2% - областным бюджетам, и 3% - районным, поселковым, сельским.

Кроме того, местная власть получит право устанавливать размер некоторых налогов и сборов, которые не оговорены в Кодексе. Дополнительные финансовые источники на местах получили и в июле. Тогда парламент принял изменения в Бюджетный кодекс: на местах устанавливать плату за лицензии, сертификаты, регистрации (6 видов), плату за специальное водо- и лесопользование, использование других природных ресурсов. В списке также зафиксирован и единый налог, торговый патент, плата за землю, экологический сбор и все штрафы. Но добавит ли это существенно денег муниципалитетам?

"Приблизительно 80% наполнения местного бюджета - это налог на доходы физических лиц, ещё 10-15% - плата за землю, от 2% до 3% составляет фиксированный сельскохозяйственный налог, всё остальное - местные налоги и сборы", - отметил в интервью газете "Дело" первый заместитель губернатора Винницкой области Валерий Коровий. По его словам, в так называемую первую корзину доходов местных бюджетов входят налог на доходы физических лиц, плата за землю и фиксированный сельскохозяйственный налог.

Эксперты говорят, что часть "новоотданных" сборов и так была за местными органами власти, но существенных доходов это им не приносило. "Берем местные налоги и сборы. Сегодня они остались вообще старые, но по Бюджетному кодексу зачисляются новые налоги и сборы. Например, налог на рекламу по старому закону, который сегодня действует, органам местного самоуправления по-серьезному не добавляет ни копейки. В Бюджетном кодексе предусмотрен налог за гостиничный сбор, а Закона о гостиничном сборе нет. В местных налогах и сборах есть туристический сбор", - заявил Мирослав Питцик, вице-президент Ассоциации городов Украины.

Другое дело - НДС. "Чтобы обновлялась инфраструктура, бюджет развития должен иметь 10% минимум. Это норма Европейского союза. Минимум 10% от бюджета - это бюджет развития. А у нас сейчас всего 3%", - говорит Юрий Ганущак, эксперт по бюджетированию Ассоциации городов Украины.

Проблема Украины в централизации

Еще один момент - межбюджетные отношения. Паритет между центральным и местными бюджетами так и не изменился. "Развитие местного самоуправления на сегодня в Украине полностью зависит от одного-единственного показателя: межбюджетного соотношения. Сегодня 80% бюджетных ресурсов распределяется через центральный бюджет, и соответственно только 20% через все местные бюджеты", - комментирует Андрей Новак, экономист.

В Советском Союзе этот показатель был почти 50/50. Раньше за это критиковали, сейчас - считали бы за счастье. Причем в Бюджетном и Налоговом кодексах соотношение непропорциональное.

По мнению некоторых специалистов, чтобы поднять доходы муниципалитетов, им следует отдавать, по крайней мере, половину налога на прибыль и НДС. С другой стороны - дать местным властям больше свободы в использовании этих средств. "Вопрос не в том, сколько налога того или иного останется на местах, вопрос в том, какие есть на сегодня полномочия по осуществлению расходов и хватает ли финансового ресурса на осуществление этих полномочий", - резюмирует Ирина Щербина, гендиректор Института бюджета и социально-экономических отношений.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: налоги налоговый кодекс местные бюджеты сбор
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 2095