Госавиаслужба завершила прием замечаний от авиакомпаний к процедуре уплаты взносов в спецфонд авиации.

"Но надо отличать будущие правила и обязательность выполнения действующих. Мы готовы к диалогу. Как будут в будущем взиматься сборы, по каким ставкам и процедуре – все обсуждается. Но пока не приняты новые нормы — надо выполнять действующие, какими бы несовершенными они ни были", — подчеркнул директор департамента авиационных перевозок и аэропортов Госавиаслужбы Сергей Коршук.

Нет правил — нет денег

Напомним, нынешние правила действуют с 1993 г., и некоторые моменты были недостаточно четко прописаны.

"Страна изменилась. В 90-х большинство авиаперевозок осуществлялось государственными компаниями, сейчас на рынке работают частные. Правила давно пора было переписывать", — считает авиаэксперт Александр Ланецкий.

В частности, на фоне резких валютных колебаний лета 2014 г. вопрос, когда и по какому курсу надо оплачивать сборы с пассажиров и грузов привел к судебным тяжбам между МАУ и Госавиаслужбой. В результате долг авиакомпании перед спецфондом превысил 180 млн. грн. В МАУ подчеркивают, что готовы оплатить долг, но ждут судебного решения по своему иску.

Госавиаслужба же в июне предложила новый вариант правил, где, к примеру, конфликтный вопрос, когда и по какому курсу взимать пассажирские и грузовые сборы был решен однозначно: по официальному курсу НБУ на день оформления счета-фактуры, в течение 30 дней с даты его оформления.

Еще одно ключевое изменение — отчетность по количеству вылетающих пассажиров и грузов, которые прибывают или оправляются будет подавать не авиакомпания, а эксплуатант аэропорта.

Однако МАУ в своих замечаниях, переданных в Госавиаслужбу, отмечает, что вопрос регулирования сборов относится к компетенции Верховной Рады, а не Кабмина, поэтому предложенные изменения в постановление правительства не решат коллизии. Настаивают юристы МАУ и на том, что взыскание государственных сборов не предусмотрено Налоговым кодексом, поэтому в него тоже необходимо внести изменения.  Есть несостыковки и с международным законодательством.

"Статья 15 Конвенции предполагает, что ни одно государство, которое подписало ее, не взимает никаких пошлин, налогов или других сборов лишь за право транзита через его территорию. Но государственные сборы, предусмотренные проектом постановления, установлены именно за факт вылета пассажиров из аэропорта Украины и факт прибытия/вылета груза в/из украинского аэропорта", — приводит пример юрист "ECOVIS Бондарь и Бондарь" Олег Бондарь.

Звучали и кардинальные предложения отменить пассажирский сбор. Александр Ланецкий напомнил, что любой дополнительный сбор отпугивает новых игроков, особенно лоукосты.  В качестве примера он привел Германию, которая после кризиса в 2011-м ввела сборы с пассажиров, вылетающих из аэропортов, от 7,5 евро на короткие дистанции до 42,18 евро на дальние.

"На внутренних рейсах сборы не взимаются. Такой мерой они пытались стимулировать развитие туризма внутри Германии. Логика такая: те, кто летят тратить деньги на отдых за границей, должны уплатить сбор. Всплеска внутреннего туризма не было. Но Rynair закрыл четыре базы и сократил сеть в Германии на 400 направлений", — сообщил Ланецкий.

Однако, признал эксперт, немцы после этого решения меньше летать не стали, так что главное, все же уровень жизни населения.

Закрытое небо

Другие же эксперты отметили, что недостаточное финансирование спецфонда (в том числе и за счет недоплат авиакомпаний) может привести даже к сокращению сети маршрутов из Украины.

Сейчас авиационный спецфонд наполняется за счет административных услуг, которые предоставляет Госавиаслужба. Кроме сборов с пассажиров и грузов это, например, выдача сертификатов авиакомпаниями, допусков к перевозке пассажиров и груза. А средства тратятся на обеспечение деятельности Госавиаслужбы, членские взносы в международные авиационные организации, проведение переговоров и заключение договоров о международном авиасообщении и т.д.

Однако все эти суммы идут в общий бюджет, а уже оттуда возвращаются в Госавиаслужбу. В итоге из собранных в 2015-м 155 млн. грн., которых теоретически могло хватить на все потребности службы, к ней поступило лишь 92 млн. грн.

"Госавиаслужба контролирует все вопросы по безопасности: и полетов, и авиационной, и экологической. В Украине есть региональный цент ИКАО, где обеспечивалась подготовка специалистов и по авиабезопасности (защита от незаконного вмешательства, терроризма) и по безопасности полетов. И это всегда было нашим преимуществом, по безопасности полетов мы обучали не столько бизнес, сколько госавиавласти, к нам прилетали на обучение из Казахстана, Азербайджана, других стран СНГ. В этом году центр ИКАО потерял свой сертификат в части подготовка по безопасности полетов, по той причине, что не смогли выполнить требование, чтобы среди тренеров были действующие инспектора местных авиавластей. А Госавиаслужба банально из-за нехватки средств не сумела в прошлом году отправить двух своих инспекторов на обучение, чтобы подтвердить сертификацию центра ИКАО в Украине", — рассказал председатель комитета стратегического развития аэропортов Ассоциации "Аэропорты Украины" Евгений Трескунов.

К тому же, напомнил эксперт, Украина уже отложила плановый аудит ИКАО. "Он был запланирован на апрель, но Украина попросила перенести его на первый квартал следующего года, потому что не успевала подготовиться. Есть прецеденты в других странах мира, когда ИКАО приезжает, делает негативный аудит, после этого FAA (Федеральное управление гражданской авиации США) делает то же самое. Украина уже проходила эти этапы в середине 90-х-начало двухтысячных. Чем это грозит сейчас? Все страны, куда летаем мы и откуда летают к нам, будут ужесточать контроль, могут вводить ограничения, как это уже делала FAA, когда в 2005-м году Украина была понижена до второй категории, что автоматически привело к ограничению полетов между нашей страной и США. На сегодняшний день это будет более критично, потому что с 14 января начало действовать открытое небо, и есть авиакомпании, в том числе грузовые, которые вышли на американский рынок", — отметил Трескунов. 

Эксперт подчеркнул, что пассажирские и грузовые сборы — жизненно важны для функционирования отрасли, именно за их счет она поддерживается в состоянии, соответствующем требованиям международных авиационных организаций.

Как пояснила UBR.ua пресс-секретарь Госавиаслужбы Ирина Кустовская, прием замечаний от авиакомпаний к новым правилам уже завершен, в ближайшее время они будут обработаны.

"Мы заинтересованы как можно быстрее получить действующие правила. Относительно спецфонда, надеемся, что в бюджете следующего года он будет прописан отдельной строкой, что снимет множество вопросов по управлению этими средствами", — отметила Кустовская. 

Теги: госавиаслужба
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 1713