Министр энергетики и угольной промышленности Юрий Продан рассказал, что отечественные энергогенерирующие компании начали заключать контракты на поставки зарубежных энергетических углей для нужд ТЭС. Об этом сообщает Капитал.

"В связи с падением угледобычи в зоне боевых действий сформировался дефицит таких марок углей, как АТ и Т. Поэтому энергокомпании вынуждены подписывать импортные контракты", — сообщил он.

Кто и откуда привезет

Договоры заключили и собираются еще подписывать ДТЭК, "Донбассэнерго" и "Центрэнерго", заявил Продан. Объемы законтрактованного угля министр не раскрыл, опасаясь "ажиотажа, который может вызвать цифра будущего импорта". Но добавил: уголь придет в Украину из Австралии, Южной Африки, Колумбии, Новой Зеландии. Каким может быть дефицит угля собственной добычи — он уточнить затруднился, сославшись на непредсказуемость ситуации в Донбассе. Министр не упомянул Соединенные Штаты в списке стран, которые будут поставлять нам угли. Хотя в четверг он обсудил с заместителем секретаря США по вопросам торговли Мэтью Мюрреем и послом США в Украине Джеффри Пайеттом вопрос таких поставок. Мюррей акцентировал внимание на том, что от американских компаний имеются предложения по поставке необходимых марок углей в нашу страну.

Читайте также:

Впрочем, завозить уголь из США Украина пока не готова, поделился с "Капиталом" своим мнением председатель Независимого профсоюза горняков Украины (НПГУ) Михаил Волынец. "В отечественных портах недостаточно глубоководных площадок для приема судов тоннажем 100‑200 тыс. т. А импортировать мелкие партии по 20‑30 тыс. т крайне невыгодно", — полагает он.

Волынец настаивает на том, чтобы правительство сделало точный баланс угля в стране. "Это не сложно сделать, хотя в Минэнергоугля говорят, что это нереально в связи с боевыми действиями", — говорит защитник горняков. По его мнению, если расчеты не будут произведены, в Украине возникнут схемы, которые имели место в 1990‑х и при которых импорт происходил через так называемые приближенные компании и был непрогнозируемым. "Такой подход навредит угольной отрасли и бюджету государства", — убежден Волынец.

ДТЭК отказалась от экспорта

По информации председателя НПГУ, уголь может прийти к нам и из Российской Федерации. В частности, компания Рината Ахметова ДТЭК вынуждена была прекратить экспорт энергетического угля и в настоящее время завозит его со своих шахт в Ростовской области на Луганскую ТЭС, уточнил Волынец. В ДТЭК подтвердили эту информацию. "С августа часть угольного ресурса с ростовских активов ДТЭК — шахтоуправления "Обуховская" — направляется для обеспечения потребностей ТЭС ДТЭК в Украине", — сообщили "Капиталу" в компании.

Там же рассказали, что за семь месяцев 2014 г. на шахтах ДТЭК добыто порядка 23,8 млн т. "Это превышает показатель соответствующего периода прошлого года, когда добыча составила 23,6 млн т", — говорится в ответе ДТЭК на запрос издания. Однако компания испытывает трудности с транспортировкой сырья. "Уголь есть в наличии. На данный момент его доставка на предприятия тепловой генерации затруднена из‑за нарушения железнодорожного сообщения по причине военных действий. Компания прорабатывает альтернативные маршруты доставки", — говорят в ДТЭК.

В компании не уточнили объемы, которые готовы импортировать в случае дефицита углей, но намекнули, что готовы это делать, если возникнет необходимость, ибо ДТЭК не только производитель, но и трейдер. По информации источников на энергорынке, из России в отопительный сезон ДТЭК планировала завезти 600 тыс. т энергетических углей. "Российские компании готовы нам продавать качественные марки энергетических углей. Их стоимость выросла в последнее время с $ 70 до $ 80 за тонну", — говорит Волынец. Но допустить, чтобы Украина обрела угольную зависимость от РФ, нельзя, считает он.

У ПАО "Донбассэнерго" есть контракт на поставку для нужд Старобешевской ТЭС 100 тыс. т угольной продукции марки П российского происхождения по $ 80 за тонну (DAF), говорится в релизе компании, который предоставлен "Капиталу". Поставка ожидается равномерным графиком в течение сентября нынешнего года. Дополнительно компанией прорабатывается возможность импорта в сентябре 100 тыс. т угля марки П из США по $ 100 за тонну (CIF). "Но для возобновления поставок угля по железной дороге на Старобешевскую ТЭС необходимо восстановить ж / д сообщение на ветке Новый Свет — Менчугово — Иловайск — Ясиноватая", — отмечают в "Донбассэнерго".

Кто где

По данным начальника аналитического отдела государственного предприятия "Укрпромвнешэкспертиза" Александра Крайникова, в январе-июле 2014 г. отечественные шахты добыли 33,8 млн т угля энергетических марок, что на 1 % меньше уровня 2013 г. Из них марки Г — 11,9 млн т, антрацитов — 11 млн т, марки Т — 6 млн т. Ежегодно в Украине добывается примерно 55 млн т энергетических углей, из которых 5‑6 млн т экспортируется. Соответственно, потребность отечественной энергетики в углях составляет примерно 50 млн т в год.

"Если посмотреть на карту угольных месторождений, можно увидеть, что многие шахты Донецкой области и практически все шахты Луганской находятся в зоне риска в связи с боевыми действиями. И только такие предприятия, как "Павлоградуголь" и еще ряд шахт, расположенные на западе Донецкой области — в районе Красноармейска, Доброполья, Селидова, не подвержены в настоящее время влиянию АТО", — рассказывает Крайников. По его данным, эти предприятия произвели за семь месяцев текущего года порядка 2,2‑2,5 млн т энергетического угля, а днепропетровский "Павлоградуголь" — еще 11,7 млн т, что составляет 107 % от аналогичного уровня 2013 г. За год на этих предприятиях будет добыто порядка 24‑25 млн т энергетического угля.

Ожидаемый дефицит

Шахты, находящиеся в зоне АТО, должны были поставить на нужды энергетики еще 25 млн т. Однако уже сейчас очевидно, что предприятия в зоне риска вряд ли справятся с такой задачей, подчеркнул Крайников. По его мнению, если до конца года шахты на этой территории полностью прекратят добычу, дефицит углей осенью-зимой может достичь 9 млн т.

Однако более реалистично, что часть предприятий все же сможет продолжить добычу и в зоне АТО, что может смягчить дефицит угля до 4‑5 млн т, считает эксперт. По отдельным оценкам, такой объем потребует бюджетных средств на уровне не менее 5 млрд грн.

По данным Волынца, в июле по сравнении с аналогичным месяцем 2013 г. падение добычи составило 1,8 млн т. "Если тенденция падения сохранится на том же уровне до конца марта, то дефицит угля превысит 16 млн т", — рассказал он "Капиталу".

Чей дороже

Обещанный импорт из США, считают в "Укрпромвнешэкспертизе", с лихвой мог бы покрыть недостающие объемы. Вопрос состоит в том, насколько конкурентной будет стоимость импортных углей для экономики Украины. Например, средняя цена американских экспортируемых энергетических марок на FOB за пять месяцев 2014 г. составила $ 85 за тонну. "С доставкой в Украину цена американского угля может достичь $ 125 за тонну", — полагает Крайников.

Для примера он приводит цены на уголь, которые сложились на украинском энергорынке. По наблюдениям аналитика, с 15 по 23 августа стоимость качественных антрацитов марок АК выросла в два раза — с 900‑1050 грн за тонну до 1800‑2000  грн с НДС. "Думаю, цены отразили проблемы добычи углей в донецком регионе", — говорит Крайников. Менее качественный антрацитовый штыб также подорожал за указанный период с 640‑750 грн до 1000‑1200 грн за тонну.

Интересно, что экспортные цены за этот период не перетерпели изменений. Марки АК реализуются компаниями в августе по стабильным ценам — $ 128‑152 за тонну.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: уголь энергетика импорт топлива
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 2729