Национальный банк Украины и Министерство финансов готовы разрешить Государственной казначейской службе привлекать и размещать на короткий срок свои ресурсы. Такую информацию распространили печатные СМИ, со ссылкой на НБУ и его первого заместителя. Как сообщается, вопрос обсуждался на встрече руководства НБУ с новым министром финансов Украины. В частности, относительно возможности предоставления Государственной казначейской службе привлекать и размещать на короткий срок свои ресурсы на финансовых рынках, как это делается во многих странах, в частности в соседней России. Что даст подобное решение и позволит ли оно, как рассчитают чиновники, улучшить экономическую ситуацию и привлечь дополнительные ресурсы в экономику страны, UBR спросил у эксперта финансового рынка, заместителя директора рейтингового агентства Виталия Шапрана.

UBR: Насколько размещение ресурсов Казначейства является распространенной практикой в мире?

В.Ш.: Если рассмотреть американскую практику, то там есть четкая система работы казначейства. Там устанавливаются определенные ставки по федеральным фондам, и бюджетные учреждения самого разного уровня имеют право, как размещать ресурс на финансовых рынках, так и привлекать их. Это нормальная ситуация. Потому что если бюджеты разных уровней получают доступ к банковским ресурсам напрямую, минуя Министерство финансов, это позволяет местным бюджетам более оперативно устранять нехватку денежных средств.

Читайте также: Минфин предлагает банкам валютные ОВГЗ под гривневое финансирование

UBR: В нашем случае, на что могут пойти эти деньги?

В.Ш.: Рассмотрим пример. Местным бюджетам не хватает денег на выплату заработной платы. То есть у него складывается ситуация бюджетного разрыва. У нас же стандартно: в начале года денег нет, а к концу года, наоборот, денег куры не клюют. Это происходит из-за накопительной системы налогообложения, учета этих налогов и многих иных факторов, влияющих на такую картину. И чтобы не было задержек по выплате заработной платы или каких-то видов социальной помощи, местный бюджет может брать кредит в банке на имеющуюся сумму кассового разрыва на определенное время. Это очень удобный инструмент. И местные бюджеты такими правами обладают.

UBR: Местный бюджет – не предприятие, прибыль не зарабатывает. За счет каких поступлений будут отдавать проценты, в случае привлечения денег?

В.Ш.: Будут тратиться те же бюджетные деньги. Для начала, определенные суммы на выплату процентов можно предусмотреть в бюджетах будущих периодов. Или же вносить изменения в текущие бюджеты. Кстати, муниципальные образования периодически брали кредиты у коммерческих банков, и неплохо по ним рассчитывались. По статистике, которую мы вели, когда работали с муниципалитетами, дефолтов по ценным бумагам муниципальных образований, городов было больше, чем по кредитам, которые брали местные власти у банков. Потому что банки, как правило, деньги под рисковые операции не дают. Поэтому мы и не видели скандалов, когда бы с банками не рассчитался какой-то местный голова, а вот по публичным заимствованиям неприятные прецеденты были.

Читайте также: Кабмину надо успеть найти деньги до конца мая

UBR:Если бы прецеденты задержек и реструктуризации выплат, то, возможно, такой механизм широко запускать нельзя?

В.Ш.: Почему же? Сам механизм - рабочий. Он имеет место быть. Ведь если все делать только через Минфин, то представьте, сколько не обходимо времени. Минфин выходит рынок, размещает свои облигации (и еще неизвестно, когда и насколько успешно он разместит эти бумаги), потом деньги от этих облигаций поступают в Минфин, и только потом отправляются через казначейство в какую-то точку, где есть финансовая дыра. Это может занять две-три недели. А может и больше, ведь были длительные периоды в 2011 году, когда Минфин не мог привлечь ни копейки.

На МВФ світ клином не зійшовся, а у РФ Київ позичати не хоче >>> ВІДЕО

UBR: То есть речь идет об упрощении процедуры?

В.Ш.: Да. Единственное, что, с моей точки зрения, необходимо - это поставить лимиты на операции, чтобы местные бюджеты не имели возможности занимать деньги больше, чем на 20% запланированного общего фонда доходов. Ограничения должны быть.

Читайте также: В 2012 году госдолг Украины вырастет на 16,8%

UBR: Из-за непрозрачности и возможности злоупотреблений?

В.Ш.: Это же политические власти… Кто-то может занять под выборы, а отдавать придется другим.

UBR: Риск невозврата есть? Например, не собрали достаточно налогов в бюджет.

В.Ш.: Любое государство занимает под будущие налоговые доходы, штрафы, пени и неустойки. Поэтому чем больше они занимают, тем больше вероятность того, что в будущем налоги придется подымать.

Читайте также: Финансисты прогнозируют снижение доходности по валютным ОВГЗ

UBR: Учитывая, что министр финансов встречался с руководством НБУ, возможно речь шла о другом виде размещения и привлечения средств - на межбанковском рынке депо-операций?

В.Ш.: Не вижу в этом необходимости. У государства есть два нормальных государственных банка, которые при желании могут с легкостью могут предоставлять интересы госказначейства на этом рынке. То есть брать определенные суммы ресурсов на 1-3 дня, проплачивать их, и казначейство может ими оперировать. Насколько известно, последние полгода для казны были тяжелыми: не раз даже задерживали платежи, даже поговаривали о техническом дефолте, когда деньги заходили только в конце дня, когда все банки уже были закрыты. Тол есть формально казначейство опаздывало на 1-3 дня.

Читайте также: Низкая ликвидность не отвернула инвесторов от ОВГЗ

UBR: Интерпретируя данную инициативу, можно ли сказать, что государство готовится к периодам, когда у него не будет денег? Поэтому через привлечения на межбанке хочет подстраховаться?

В.Ш.: В 90-ые годы задержки выплат по обязательствам считались нормой. Сейчас это хотят поменять, усовершенствовать систему. Это не значит, что у государства нет денег. Это значит, что они просто хотят снять лишнюю головную боль и дать большую самостоятельность казначейству для управления денежными потоками. Это нормально и это оперативно. В США Минфин вообще не выходит на рынок обязательств. Все, что у них обращается на рынке - госказначейские обязательства, то есть индикатором выступает именно казначейство.

Теги: бюджет минфин госказначейство заимствования
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 2435