Пока в правительстве радуются росту таможенных поступлений от «борьбы с тенью» — сразу на 70 млрд грн за прошлый год — украинские производители и импортеры различной продукции требуют от Минфина срочно реформировать работу таможенных органов и ГФС в целом. Проигрывая конкуренцию дешевому «серому импорту» они теряют уже не только доходы, но и квалифицированные кадры, которые бегут работать за границу.

«У государства сейчас основная цель — не борьба с контрабандой, а с неуплатой налогов во время таможенного оформления. Таможня превратилась в администратора НДС, от уплаты которого по разным схемам можно уклониться», — заметил сопредседатель таможенного комитета Европейской бизнес ассоциации (ЕБА) Александр Лазарев.

В ЕБА считают, что как только будет создана система надежного контроля по всей цепочке — от границы до конечного потребителя, появится спрос на легальные, а не поддельные приходные документы на товар и контрабанда сократится сама собой, когда исчезнет возможность перевозить и продавать товар безо всякого учета.

В Украине контрабанда растет быстрее экономики

Соответственно, надо совершенствовать контроль в трех точках: на границе, во время перевозки по Украине и во время реализации товара в торговой точке.

Среди наиболее оптимальных вариантов реализации этой идеи представители различных бизнес-ассоциаций считают три: так называемая система «Такс-инвойс», введение электронных товарно-транспортных накладных (ТТН), а также реализация механизма «кэш бек для покупателя» (когда государство возвращает деньги покупателям товаров, не «пробитых» через кассу).

Члены Украинского совета бизнеса предлагают создать межведомственную рабочую группу при Минфине, чтобы разработать законопроект о введении первых двух механизмов, а третий уже реализуется министерством в рамках его полномочий.

Усиление контроля на границе

Разумеется, несколько сотен пунктов пропуска на границе контролировать легче, чем несколько сотен тысяч точек продажи товаров. Поэтому, как отмечает старший экономист CASE Украина Владимир Дубровский, прежде всего пункты пропуска надо оснастить сканерами и видеокамерами, установить дистанционный контроль за таможней и оформлением документов. Чтобы нельзя было пропустить фуру без документов.

Особенно после того, как новым законом «закрыли» схему с так называемыми «пиджаками», которые по нескольку раз в день проносили через границу без уплаты налогов разрешенное количество товара. Что снова сделало актуальным одноразовый провоз крупных партий товара вне таможенного контроля.

Что делать украинцам, если таможня задержит их посылку из интернет-магазина

Если верить премьер-министру Владимиру Гройсману, это частично воплощается в жизнь. По его словам, уже объявлен тендер на закупку сканеров, которые будут противодействовать махинациям на таможне. Ранее были заявленные планы на оснащение камерами всех таможенников и т.п. А с 4 мая 2018 года заработал принцип «единого окна» для оформления таможенных деклараций. По данным ГФС, в этот и предыдущий день примерно 81% из 10 тыс. деклараций было оформлено по этому принципу.

Следующий вопрос контроля — за перевозками товара к месту продажи.

Налоговый GPS

Здесь может пригодиться опыт Грузии, где создана электронная система ТТН и ни одна фура не может перемещаться по стране без такого документа. Любой проверяющий без труда сможет увидеть, что везет машина, так как все накладные находятся в одной базе.

Напомним, что ТТН — это единый для всех участников перевозки документ, используемый для списания и оприходования товарно-материальных ценностей, учета на пути их перемещения, расчетов за перевозку груза и проч.

«Но здесь надо смотреть и считать, сколько будет стоить создание такой системы и оправдано ли оно. Так как это самое дорогое из возможных решений», — подчеркнул директор Института социально-экономической трансформации Илья Несходовский

Кстати, в Украине уже применяются электронные ТТН на перемещение спирта, но их используют только производители спирта и алкогольных напитков.

Второй вариант контроля за происхождением товара — введение так называемого такс инвойса и принятие его как первичного документа.

«Это уже может сработать, так как у нас уже запущена система электронного администрирования НДС, где можно контролировать откуда пришел товар. Хотя налоговая накладная — это не совсем инвойс», — сказал Несходовский.

Через такс-инвойс можно было бы уточнить движение товара только изменив код УКТВЭД на штрих-код товара. Но тогда надо делать унифицированный справочник по каждому товару (по его штрих-коду).

Однако у нас есть ФЛП-упрощенцы, которые вообще ничего не оформляют, что ослабляет эффект от такого контроля. Ведь даже если ввести требование к единщикам иметь первичный документ, подтверждающий получение товара, то такие документы можно купить, подделать или просто переложить всю ответственность за контрабандный товар на того, кто выписал такой документ.

Проконтролировать подлинность документов в такой ситуации практически невозможно, а потому эта идея была отброшена.

Украинская обувь вытесняет китайскую с отечественного рынка

Вместо этого предлагается заставить регистрироваться плательщиками НДС продавцов определенных товаров, например, шуб. То есть, премиальных товаров, когда одна единица стоит десятки тысяч гривен. Или же это товар, несущий риски здоровью покупателей, например, лекарства.

По словам замглавы Всеукраинской аграрной рады (ВАР) Михаила Соколова, Украина чуть ли не единственная страна в мире, где при продаже товаров отсутствует и РРО и документальный учет реализации товара. И этой дырой пользуются, чтобы продавать контрабанду. Поэтому без внедрения РРО в точках продаж нельзя обеспечить тотальный контроль.

Контроль со стороны покупателя

Наиболее действенный механизм контроля торговых операций, по мнению крупного и среднего бизнеса, заключается в так называемом механизме «кэшбек для покупателя». Его суть проста: покупатель может проверить в специальном реестре чеков тот, что ему выдали при покупке.

И если не обнаружит его в базе данных, может сообщить об этом налоговикам и получить назад свои деньги, после того, как предприятие оштрафуют на 200% от суммы покупки. Соответственно, 100% штрафа получит государство, а другие 100% — покупатель.

Соответствующий проект приказа уже обнародован на сайте Минфина. Система регистрации чеков и возврата денег очень напоминает ту, что применятся при администрировании возмещения НДС.

«Существующие возможности контролеров по выявлению таких случаев очень низкие, особенно если речь идет о продажах в интернете. Из 20 покупок в разных магазинах чек выдали только в 7-ми», — уточнил директор Украинской ассоциации производителей электротехники Олег Иваненко.

Новая система, как надеются в ассоциации, будет мотивировать покупателя требовать расчетный документ у продавца. И суммы штрафов могут быть немалые. По данным Института социально-экономической трансформации (ИСЭТ), суммарные убытки госбюджета составляют больше 130 млрд грн в год из-за схем по минимизации налогов, «серого импорта» и прочих, из-за не реформированных таможенных и налоговых органов.

Как подсчитали в Украинском совете бизнеса, если рассчитать это через показатель теневой экономики (35% ВВП по данным МЭРТ), сравнив его со странами Европы (12-15% от ВВП) также выходит свыше 150 млрд гривен в год потерь бюджета из-за не реформированных фискальных органов.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, Google+, Facebook, Instagram.

Теги: налоги гфс таможня контрабанда серый импорт импорт кэш бек такс-инвойс ттн
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 1227